Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Госпитальная педиатрия / Здоровье_ребенка_и_здравый_смысл_его_родственников_2_е_изд_.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
6.65 Mб
Скачать

3.18. СКАРЛАТИНА

Валя, Валентина, Что с тобой теперь? Белая палата, Крашеная дверь. Тоньше паутины Из-под кожи щек Тлеет скарлатины Смертный огонек.

Э. Багрицкий

Есть такое греческое слово streptos, что означает «крученный», «ви­ той», «имеющий вид цепочки». И есть такой микроб — стрептококк: если разглядывать его под микроскопом, то хорошо видны самые на­ стоящие цепочки, состоящие из неподвижных шариков.

Стрептококки — весьма распространенные микробы, способные вызывать у человека множество самых разнообразных болезней. Скар­ латина — одна из них, пожалуй, самая известная, но, к сожалению, далеко не единственная.

Скарлатина известна людям с древности, и отношение к ней довольно серьезное, что, впрочем, вполне логично и обоснованно. Хотя древние врачи (Гиппократ и компания) все время путали скарлатину — то с корью, то с краснухой, то еще с чем-нибудь. Правда, хуже от этого никому не было. Это ведь мы сейчас умные — знаем, что корь и краснуха инфекции вирусные, а скарлатина — инфекция бактериальная. Следовательно, корь и краснуха пройдут сами, а при скарлатине очень помогут антибиотики. Но Гиппократ про антибиотики ничего не знал, поэтому имел моральное право путать скарлатину и корь,

чем, впрочем, человечество благополучно занималось почти 2000 лет после Гиппократа. И только в 1675 г. врач Томас Сиденхем подробно описал симптомы скарлатины и назвал ее scarlet fever — пурпурная лихорадка. От слова scarlet — «пурпурный», «ярко-красный» — и пошло современное название болезни.

О том, что скарлатина — болезнь серьезная и смертельно опасная, определенная часть читателей этой книги, особенно те, кто учился в со­ ветской школе, узнали еще в детстве из знаменитого стихотворения Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» (см. эпиграф). От скарлатины погибла бедная пионерка Валя, и именно так, весьма трагично, пред­ ставлялась судьба заболевшего ребенка до появления антибиотиков — ведь очень коварный и очень опасный микроб, этот стрептококк.

Следует заметить, что скарлатина — далеко не единственная бо­ лезнь, обязанная своим существованием стрептококку. Большинство ангин, ревматизм, гломерулонефрит, рожистое воспаление — все это варианты стрептококковой инфекции.

Но скарлатина — болезнь особенная. И да простят меня читатели за попытку объяснить ее суть, поскольку сделать это простыми сло­ вами очень сложно. Однако попытаемся. Итак...

Стрептококк — понятие растяжимое. Под этим словом подразу­ мевают десятки, если не сотни бактерий, с одной стороны, похожих друг на друга, с другой — имеющих существенные различия в сво­ ей структуре. Каждый конкретный вид стрептококка способен вы­ рабатывать совершенно определенные токсины. Переболев одним вариантом стрептококка и выработав к этому варианту иммунитет, человек может не вполне благополучно встретиться уже с другим стрептококком, который, в свою очередь, вырабатывает свои токсины и вызывает потребность опять болеть и опять вырабатывать очеред­ ные антитоксические антитела.

В то же время некоторым стрептококкам (подчеркиваю, далеко не всем, только некоторым) присуща способность вырабатывать опре­ деленное ядовитое вещество, которое называется эритротоксин.

У эритротоксина имеются две особенности. Во-первых, он вы­ зывает в организме совершенно определенные изменения, и эти из­ менения проявляются в виде совершенно определенных симптомов, присущих именно действию эритротоксина; во-вторых, выработав

иммунитет к эритротоксину одного стрептококка, организм перестает реагировать на эритротоксин любого другого стрептококка, поскольку в крови постоянно циркулируют антитела к эритротоксину.

Теперь уже можно сказать, что же такое скарлатина.

Скарлатина — это особый вариант стрептококковой инфекции с выраженной реакцией организма в ответ на действие эритротоксина. Таким образом, скарлатина может быть один раз в жизни, а вот стрептококковой инфекцией — другими ее формами, разумеется, можно болеть сколько угодно.

Термин «эритротоксин» в дословном переводе с греческого означа­ ет «красный токсин». В этом переводе — суть уже упомянутых нами, «совершенно определенных симптомов».

Но давайте начнем с начала — как же все происходит. Стрептококк попадает в организм человека воздушно-капельным путем, хотя воз­ можно заражение и через продукты питания, и через грязные игрушки, и через одежду. Источником инфекции может быть больной любым вариантом стрептококковой инфекции или здоровый носитель стреп­ тококка. 90% всех, кто заболел, — дети до 16 лет, но дети первого года жизни почти не болеют, поскольку имеют врожденный, доставшийся от мамы антитоксический иммунитет.

Инкубационный период — от 1 до 12 дней. Очутившись в чело­ веческом организме, стрептококк оседает на слизистых оболочках, главным образом в горле (на миндалинах) и начинает размножаться, выделяя при этом эритротоксин. Болезнь начинается остро — высокая температура + боли в горле. А уже через несколько часов появляется сыпь — это и есть ответная реакция на эритротоксин. Общий цвет кожи — красноватый, и на этом красном фоне можно видеть много­ численные очень мелкие красные точки (краснее, чем общий фон). Сыпь быстро покрывает все тело, особенно она выражена на боковой поверхности туловища, на сгибательных участках рук и ног. Кожа су­ хая, если провести рукой — напоминает наждачную бумагу. Особенно характерен вид лица — ярко-красные щеки и бледный, свободный от сыпи треугольник между носом и губами. Язык тоже яркий, малино­ вый, а на его поверхности — резко увеличенные сосочки. Ну а в горле, на миндалинах, — самая настоящая ангина: очень все красное и вос­ паленное, на миндалинах — гнойные налеты.

Всеми этими симптомами ребенок обязан эритротоксину стреп­ тококка, который особым образом поражает кожу и слизистые обо­ лочки. Это поражение приводит к массовой гибели клеток самого наружного слоя кожи (эпидермиса), и кожа начинает шелушиться. Шелушение появляется на лице уже к концу 1-й недели болезни, затем на туловище, кистях и стопах.

Что необходимо знать:

1 Стрептококк, к счастью, высокочувствителен к антибиотикам, в частности к пенициллину. Уже через 12—24 часа после начала лечения пенициллином в состоянии больного ребенка наблюдается отчетливое улучшение. Непереносимость пенициллина — не про­ блема, поскольку выбор антибиотиков, активно действующих на стрептококк, достаточно велик.

2 В любом случае, скарлатина относится к болезням, которые при своевременном лечении антибиотиками почти всегда заканчива­ ются благополучно, а без лечения — почти всегда заканчиваются тяжелыми осложнениями. Осложнения скарлатины — прежде все­ го, поражение сердца (ревматизм) и поражение почек (гломеруло­ нефрит).

3 Очень опасно прекращать лечение сразу после улучшения состояния.

Антибиотики должны применяться строго определенное время, в противном случае осложнения весьма вероятны.

4 Своевременное использование активных антибиотиков иногда (очень редко) приводит к тому, что организм не успевает вырабо­ тать достаточный иммунитет к эритротоксину — очень быстро погибает стрептококк. Следствие этого — возможность повторно заболеть скарлатиной. Эти повторные случаи, тем не менее, про­ текают довольно легко.

5 Горло и миндалины — не единственный путь проникновения стрептококка в человеческий организм. Заражение может произой­ ти и через любую рану на коже (ссадина, порез, операция). В таком случае будут иметь место все симптомы скарлатины, кроме ангины. Принципы лечения от этого не меняются.

6 Легкие, а иногда и среднетяжелые формы скарлатины благопо­ лучно лечатся на дому, без всяких больниц. Ребенка, как правило,

полностью изолируют на 10 дней, после чего — если состояние хорошее — вполне можно гулять. Но!!! Для перенесшего скарла­ тину серьезную опасность представляет повторный контакт со стрептококком — это может привести к аллергическим заболева­ ниям и осложнениям. Поэтому жить нормально и гулять можно, но общение с другими людьми, особенно детьми, следует свести до минимума. По крайней мере, от момента начала заболевания до по­ хода в школу или детский сад должно пройти 3 недели, не меньше.