Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 398-1

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
25.02.2024
Размер:
8.47 Mб
Скачать

отношений главных героев; 20,9% женщин заинтересовались романтическими и сексуальными предпочтениями главных героев, так как посчитали это «новым, необычным, освежающим»; 19,3% опрошенных привлек необычный сюжет; оставшаяся часть респондентов ссылались на иные причины.

Получены данные о предпочитаемых ролевых отношениях внутри BL-пары: большинство женщин (56,8%) предпочитают видеть полное равноправие, что отличается от принятой в обществе гетеросексуальной парадигмы отношений. Исследователи азиатских фандомов указывают, что женщины, состоящие в фандоме BL, отдают предпочтение красивой внешности главных героев, в противоположность этому 46,7% русскоговорящих женщин считают, что внешность героев не важна, и даже лучше, если она будет приближена к реальной, тем не менее, 43,4% опрошенных указали, что предпочитают видеть в качестве главных героев красивых мужчин.

На вопрос о предпочитаемом рейтинге произведения, т.е. наличие/отсутствие сцен секса, значительное большинство (80%) ответили, что рейтинг не важен, а роль играет лишь интересный сюжет. Знаменательно, что никто из опрошенных не выбрал вариант, предполагающий обязательное полное отсутствие сцен секса в произведении. Таким образом, несмотря на вуайеристическое наслаждение сценами секса, данный момент не является приоритетным мотивом просмотра/чтения BL с высоким рейтингом для русскоязычного сегмента.

Выводы. Основными причинами выбора жанра русскоязычными потребителями BL-контента являются:

1.Копинг от негативных факторов окружающей действительности таких как гендерные стереотипы, мужской шовинизм, зависимое положение в отношениях и порицание общества выражения женщиной сексуальных желаний.

2.Реализация стремления к идеалу мужчины и идеализируемой картине романтических отношений через механизмы самоидентификации и проекции.

3.Выражение потребности в удовлетворении тайных сексуальных желаний без риска порицания со стороны общества.

440

Литература

1.Liu S. The Social Psychology Demands of Contemporary Female Reflected in the Boy’s Love Literature // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. № 496. С. 215-218.

2.Prasannam N. The Yaoi Phenomenon in Thailand and Fan/Industry Interaction. // Plaridel. 2019. № 16. С. 63-89.

3.Zsila A., Demetrovics Z. The boys’ love phenomenon: A literature review // Journal of Popular Romance Studies. 2017. URL: http://www.jprstudies.org/2017/04/the-boys-love-phenomenon-a- literature-reviewby-agnes-zsila-and-zsolt-demetrovics/

Особенности проявления лидерских качеств у первоклассников в межличностном общении со сверстниками

Кудратходжаева М.Ш., Молчанов С.В.

Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г.Ташкенте, Ташкент, Республика Узбекистан kudrathodjaeva@list.ru

Тема лидерства изучалась психологами во все времена, и остаётся актуальной и по сей день. Взрослому человеку практически невозможно кардинально изменить свой характер, стиль мышления, жизненные ценности, поэтому, все самое необходимое нужно закладывать с детства, так сказать, развивать лидерские качества ещё с пелёнок. Проанализировав литературу, мы можем сделать вывод о том, что вопрос о проявлении лидерских качеств освещён недостаточно. Большое внимание уделяется развитию лидерских качеств у молодёжи, воспитанию потенциальных лидеров, формированию лидерских качеств у младших школьников, но нет ни одного источника, в котором бы описывалось проявление лидерских качеств у первоклассников.

При поступлении в школу, параллельно с овладением учебной деятельности и адаптации к новым условиям, школьник включается и в другой процессусвоение социального опыта - складывающихся в

441

школе межличностных отношений. Уже с первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками. Среди первоклассников уже выявляются те, кто придумывает и организовывает игры, руководит, распоряжается ролями. Это и есть лидеры. Но в изучении лидерства нет сведений о том, как попадая в новые условия, кто-то из детей начинает чувствовать себя лидером и имеет силы заявить о себе. Исходя из вышесказанного можно подтвердить актуальность нашего исследования и изучить проявление лидерских качеств у первоклассников в межличностном общении со сверстниками. Проблему изучения феномена лидерства, формирования лидерских качеств личности, у старших дошкольников, рассматривали в своих трудах ряд отечественных и зарубежных ученых: Е.А. Аркин, К. Берд, Л.И. Уманский и др. Исследователи убеждены, что активное участие личности в деятельности, способность получить и овладеть необходимыми знаниями и умениями, стремление к саморазвитию способствует формированию личностных качеств, включая лидерские. (Ануфриенко Л.В., 2002), (Тугянова Е.А., 2014). Тем временем «Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами рождаются, а значит оно может проявляться намного раньше, к примеру, в первом классе. Возникают противоречия, во мнениях, что лидерство не исследовано лидерство в первом классе, так как есть теории, предполагающие, что оно формируется несколько позже. (Galton,1892; Carlyle, 2008).

Проблема нашего исследования заключается в противоречии мнений о том, что лидерство формируется во 2-3 классе, и исследованиями, выявляющие лидерские качества гораздо раньше.

Цель: изучить проявление лидерских качеств первоклассников в общении со сверстниками.

Использовались следующие методики.

Методика Дембо-Рубинштейн на самооценку лидерских качеств (для учеников).

Методика Рене Жиля (пункты со шкалой «Доминирование, лидерство в группе детей», карточки 20, 21, 22, 23, 39 для выявления лидерских качеств).

442

Социометрическая методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)

Выборку составили 96 учеников первых классов, 58 из которых – ученики государственной школы №43, а 38 – ученики частной школы

Diplomat.

Врезультате анализа данных Методики Рене Жиля (пункты со шкалой «Доминирование, лидерство в группе детей») и социометрической методики «Два домика» (Т.Д. Марцинковская), было выявлено межполовое различие: представлений о собственном лидерстве (р < 0,0009), выше у мальчиков (56,7), чем у девочек (37,2),

асоциометрический статус (р < 0,035) выше у девочек (55,09), чем у мальчиков (43,15).

Врезультате сравнительного анализа самооценки собственных лидерских качеств учеников и оценка лидерских качеств взрослым учеников были выявлены различия в государственных и частных школах.

Различия были выявлены в следующих параметрах. По самооценке собственных лидерских качеств: желание командовать (р < 0,0002) (58,1) , умение раздавать задания (р < 0,05) (52,8) , уважение в классе (p < 0 < 023) (53,4), по оценке лидерских качеств взрослым: коммуникативность (p < 0 < 07) (54,1) – выше в государственных школах.

Литература

1.Тугянова Е.А. Теоретические основы изучения лидерства в психологии //Журнал Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, 2014.

2.Тургунбаева Б.А., Аспанова Г.Р. Развитие лидерских способностей у младших школьников. Диссертация на соискание степени доктора философии Казахский национальный педагогический университет имени Абая Республика Казахстан Алматы, 2018.

3.Galton F. Hereditary genius an inquiry into its laws and consequenses/ London and New York, 1892.

443

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гейм-аддикции в подростковом возрасте

Кузнецова А.Д., Расходчикова М.Н.

ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия rashodchikovamn@mgppu.ru, kuznetsovaad@mgppul.ru

Рост исследовательских усилий в области интернет-зависимости привел к тому, что Американская психиатрическая ассоциация (АПА) включила в 2013 году расстройство гейм-аддикция в приложение к обновленной версии Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) как состояние, требующее дальнейшего изучения, прежде чем оно будет принято для включения в основное руководство. Это привело к тому, что исследователи начали предпринимать усилия по достижению международного консенсуса для оценки расстройства гейм-аддикци с использованием нового подхода DSM-5 на основе международной экспертной группы.

Школьников подросткового возраста особенно привлекают новые технологические способы взаимодействия и общения с другими, и в то же время обеспечивают анонимность, впечатление принадлежности к сообществу и чувство социальной идентичности. Глобальная сеть – интернет связывает миллионы людей по всему миру и дает возможность пользователям обмениваться информацией, которая остается доступной в любое время и в любом месте. Но, как самое популярное и сложное средство массовой информации на сегодняшний день, интернет также представляет и опасность для подростков, пользующихся интернетом без контроля со стороны взрослых, особенно для школьников, имеющих свободный доступ к контенту, не соответствующему их возрасту и стадии развития. Доказано, что избыточное использование компьютеров и интернета влекут за собой социально-психологические, эмоциональные и физиологические изменения для личности, в особенности, для подростков, когда их психика еще не до конца сформировалась. Исследования утверждают, что именно школьники в подростковом возрасте наиболее подвержены различным видам аддиктивного поведения. Так как именно в этот период они проходят много

444

психофизиологических изменений, которые влияют на эмоциональное состояние и организм в целом [3].

Эмоциональный интеллект как посредник может влиять на степень гейм-аддикции и прогнозировать такую активность. Подростки, как правило, более склонны к рискованному поведению и могут предаваться аддиктивным практикам, чтобы справиться с внутренней тревогой, фрустрацией и нереалистичного оптимизма по отношению к ощущению неуязвимости или даже потребности достичь свои цели, как часть перехода во взрослую жизнь [1].

Конечно, негативное воздействие компьютерных игр на подростка будет осуществляться только в том случае, когда деятельность за ними будет переходить в зависимость, в постоянное времяпрепровождение, если прежние занятия, такие как учеба, межличностное (реальное) общение, хобби будут в дефиците. То есть, потеря контроля над участием в игре, отдание компьютеру большего приоритета, в ущерб другим интересам повседневной деятельности, даже, несмотря на появление негативных последствий. В таком случае, будет оказываться отрицательное влияние компьютера и интернета на формирование личности подростка [2].

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта гейм -зависимых и гейм - независимых подростков. Респондентами выступили учащиеся 10-х и 11-х классов московской школы в количестве 80 человек (43 девушки и 37 юношей) в возрасте от 16 до 18 лет. В нашем исследовании мы использовали следующий диагностический материал: анкета, методика Н.В. Кочеткова «Диагностика гейм-аддикции», методика Д.В. Люсина «Эмоциональный интеллект», методика М. Аткинсона «Шкала эмоциональной зрелости».

Проведя эмпирическое исследование, мы получили следующие результаты.

1) В старшем подростковом возрасте была выявлена обратная взаимосвязь между уровнем гейм–аддикции и уровнем межличностного эмоционального интеллекта (-0,521 при p < 0,01),то есть, чем выше уровень гейм–аддикции у подростка, тем уровень межличностного эмоционального интеллекта будет ниже; 2) У школьников выявлена обратная связь по шкалам гейм-аддикции и

445

внутриличностного эмоционального интеллекта (-0,493 при p < 0,01), то есть, чем выше уровень гейм–аддикции в старшем подростковом возрасте, тем ниже будет уровень внутриличностного эмоционального интеллекта; 3) У старшеклассников была выявлена обратная связь по шкалам гейм-аддикции и понимания эмоций (-0,560 при p < 0,01), то есть, чем выше уровень гейм–аддикции у подростка, тем ниже будет уровень понимания эмоций; 4) В старшем подростковом возрасте была выявлена обратная связь по шкалам гейм-аддикции и управления эмоций (-0,465 при p < 0,01), то есть, чем выше уровень гейм– аддикции у школьника, тем ниже будет уровень управления эмоций;

5)У старшеклассников выявлена обратная связь по шкалам геймаддикции и общего эмоционального интеллекта (-0,520 при p < 0,01), то есть, чем выше уровень гейм–аддикции в старшем подростковом возрасте, тем ниже будет уровень общего эмоционального интеллекта;

6)В подростковом возрасте выявлена обратная связь по шкалам геймаддикции и эмоциональной зрелостью (-0,359 при p < 0,01), то есть, чем выше уровень гейм–аддикции у школьников, тем ниже будет уровень эмоциональной зрелости; 7) У старшеклассников были выявлены значимые различии у гейм-зависимых и гейм-независимых подростков между гейм-аддикцией и межличностным ЭИ, внутриличностным ЭМ, пониманием эмоций, управлением эмоций, общим ЭМ и эмоциональной зрелостью. Это показывает, что у геймзависимых подростков из-за компьютерной аддикции перечисленные выше характеристики имеют ниже уровни развития, по сравнению с подростками, которые не имеют компьютерной зависимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что гейм-адикция влияет на уровни развития компонентов эмоционального интеллекта и на эмоциональную зрелость, Зависимым подросткам труднее осознать, что они чувствуют, вербализовать свои эмоции, понять и проявить сочувствие к собеседнику, понять, что чувствует другой человек, а также, управлять своими и чужими эмоциями, влиять на эмоции другого человека. У подростков с гейм-аддикцией теряется способность к осознанию настоящего момента и удовлетворения от жизни «здесь и сейчас».

446

Литература

1.Гоулмен Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. – М., 2019. С. 89 - 164.

2.Кузнецова А.Д., Расходчикова М.Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и социальной адаптации в подростковом возрасте // В сборнике: Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева. Москва, 2022. С. 209-212.

3.Расходчикова М.Н. Статусная позиция старшеклассников и студентов на разных этапах их вхождения в ученическую группу// Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13. № 5. С. 98-103.

Взаимосвязь привязанности и особенностей доверия и недоверия у юношей и девушек

Кулиева С.З., Смирнова Ю.С.

Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь smiry@bsu.by

Проблематика близких межличностных отношений представляет актуальную область социально-психологических исследований. Недоверие партнеров друг другу препятствует взаимопониманию и может стать источником страха быть отвергнутым близким человеком и дискомфорта от психологической близости с ним. Доверительные отношения, напротив, способствуют усилению близости и формированию привязанности надежного типа. С учетом сказанного в качестве предмета анализа нами была выбрана взаимосвязь привязанности в близких отношениях и особенностей доверия и недоверия личности другим людям.

Под привязанностью понимается прочная эмоциональная связь, устанавливаемая в процессе близких взаимоотношений между людьми. Причем привязанность взрослых людей имеет

447

индивидуальные различия, описываемые двухфакторной моделью, включающей в качестве показателей привязанности степень беспокойства и избегания [2, с. 85]. Категории «доверие» и «недоверие» в социальной психологии используются для анализа психологического отношения и взаимоотношения партнеров, формирующегося на основе сопоставления взаимных оценок, установок, представлений и ожиданий [1, с. 79]; причем доверие и недоверие не являются взаимоисключающими феноменами [1, с. 148].

С целью установления взаимосвязи привязанности в близких отношениях и особенностей доверия и недоверия юношей и девушек другим людям было проведено эмпирическое исследование. Для сбора данных использовались «Опросник привязанности к близким людям» Н.В. Сабельниковой и Д.В. Каширского и методика оценки «Доверия/недоверия личности другим людям» А.Б. Купрейченко. В опросе приняли участие 63 респондента в возрасте от 17 лет до 24 лет. 49,2% – респонденты мужского пола, 50,8% – женского. Для статистической обработки данных применялись U-критерий МаннаУитни для установления различий, коэффициент корреляции Спирмена.

Сравнение показателей привязанности к близким людям и особенностей доверия и недоверия юношей и девушек другим людям позволило установить следующие статистически значимые различия. У юношей показатели избегания близких отношений (U = 315,500; p = 0,013) и беспокойства в близких отношениях (U = 232,500; p < 0,001) выше, чем у девушек. Девушки в сравнении с юношами выше оценивают Приязнь (U = 325,50 p = 0,018) и ниже оценивают Недостатки (U = 289,50, p = 0,004) человека, который утратил доверие, демонстрируя к последнему большую лояльность. В целом, наиболее значимыми критериями доверия девушек и юношей другим людям являются Надежность и Приязнь: показатели по этим шкалам в отношении человека, которому доверяют больше всего, являются наибольшими; разница в оценках по этим шкалам человека, который вызывает доверие, и человека, который утратил доверие, максимальна, что согласуется с результатами исследования А.Б. Купрейченко [1, с. 238]. При этом самыми высокими являются оценки юношами и девушками Недостатков человека, утратившего доверие.

448

Перейдем к результатам корреляционного анализа. Структура корреляционных связей показателей привязанности и особенностей доверия и недоверия девушек другим людям включает статистически значимые отрицательные корреляции избегания близких отношений и оценок Единства (r = -0,596, p < 0,001), Надежности (r = -0,473, p = 0,006) и Приязни (r = -0,420, p = 0,017) человека, которому доверяют больше всего. Чем выше девушки оценивают единство с человеком, которому доверяют больше всего, его надежность, чем больше ему симпатизируют, тем меньше степень избегания отношений привязанности, и наоборот. Обращает на себя внимание тот факт, что критерии доверия девушек другим людям взаимосвязаны только с одним из показателей привязанности – избеганием близких отношений; статистически значимых корреляций с беспокойством по поводу близких отношений у девушек обнаружено не было. Интересно также, что оценки девушками человека, который утратил доверие, не коррелируют по результатам проведенного исследования ни с одним из показателей привязанности. Можно предположить, что единство, надежность и приязнь как критерии доверия девушек другим людям минимизируют дискомфорт от психологической близости, но не сопряжены с ослаблением страха быть отверженным близким человеком. Статистически значимых корреляций беспокойства и избегания как показателей привязанности к близким людям и особенностей доверия и недоверия юношей другим людям также обнаружено не было.

Подводя итог, отметим, что наиболее значимыми критериями доверия девушек и юношей другим людям являются их надежность и приязнь. Причем девушки в сравнении с юношами демонстрируют большую лояльность к человеку, утратившему доверие, выше оценивая его приязнь и ниже оценивая его недостатки. Показатели избегания близких отношений и беспокойства в близких отношениях у юношей выше, чем у девушек. Результаты исследования позволяют предположить, что единство, надежность и приязнь как критерии доверия девушек другим людям минимизируют дискомфорт от психологической близости с другими людьми, но не сопряжены с ослаблением страха быть отверженным близким человеком. Критерии доверия и недоверия юношей другим людям не связны с особенностями их привязанности к близким людям. Дальнейший

449

Соседние файлы в папке книги2