книги2 / 398-1
.pdfприменялись качественный анализ, корреляционный анализ Пирсона, t-критерий Стьюдента.
По шкале осмысленности жизни у респондентов обеих групп наиболее выражен показать самотрансцеденции (36%), отражающий приоритет смысла деятельности над его целью. Низкие показатели самодистанцирования (13%) демонстрируют низкую способность к децентрации респондентов. Планирование будущего (24%) оказалось наиболее выраженной временной перспективой. Низкие показатели по шкале фаталистичекое настоящее (17%) подтверждают ориентацию на будущее, исключая убежденность в том, что будущее предопределено и события настоящего не могут на него повлиять. Наиболее выраженной копинг-стратегией является решение задач (32%), в то время как социальное отвлечение, склонность к уединению присуще лишь 9% респондентов.
Респонденты зрелого возраста по сравнению с респондентами юношеского возраста в большей степени склонны использовать копинг-стратегию, направленную на решение задач (t = -5,063, p ≤ 0,01), респонденты юношеского возраста в большей степени склонны использовать стратегию отвлечения от проблемной ситуации (r = 2,747, p ≤ 0,01). Также респонденты зрелого возраста имеют более высокие показатели восприятия позитивного прошлого (r = -4,134, p ≤ 0,01), т.е. в большей степени принимают свое прошлое и оценивают его как опыт, способствовавшего развитию. Респонденты зрелого возраста также в большей степени ориентированы на будущее (r = - 6,066, p ≤ 0,01), стремятся к достижению целей.
Анализ показал, что экзистенциальная исполненность юных респондентов прямо коррелирует со стратегией решения задач (r = 0,497, p ≤ 0,05), ориентацией на будущее (r = 0,504, p ≤ 0,05) и обратно коррелирует с эмоционально-направленными копинг-стратегиями (r = -0,403, p ≤ 0,05), ориентацией на негативное прошлое (r = -0,627, p ≤ 0,05) и фаталистическое настоящее (r = -0,446, p ≤ 0,05). Копингстратегия, направленная на решение задач, имеет положительную взаимосвязь с ориентацией на будущее (r = 0,678, p ≤ 0,05), тогда как эмоционально-направленный копинг прямо связан с негативным прошлым (r = 0,752, p ≤ 0,05) и фаталистическим настоящим (r = 0,598, p ≤ 0,05) младшей возрастной группы.
390
Осмысленность жизни в ранней зрелости обратно коррелирует с эмоционально-направленным копингом (r = -0,561, p ≤ 0,05), негативным прошлым (r = -0,629, p ≤ 0,05) и фаталистическим настоящим (r = -0,489, p ≤ 0,05). Прямая корреляция осмысленности наблюдается с ориентацией на будущее (r = 0,465, p ≤ 0,05). Положительная взаимосвязь копинга, направленного на эмоции, отмечается с ориентацией на негативное прошлое (r = 0,500, p ≤ 0,05) и фаталистическое настоящее (r = 0,410, p ≤ 0,05).
Результаты исследования свидетельствуют о том, что респонденты юношеского возраста, обладающие большей осмысленностью жизни и ориентированные на будущее, в ситуации стресса в большей степени склонны к активному проблемно-ориентированному совладанию. Большая осмысленность жизни связана с меньшей склонностью к деструктивному эмоциональному реагированию в обеих возрастных группах. в меньшей степени – к деструктивному эмоциональному реагированию. Неприятие своего прошлого и склонность воспринимать настоящее неподвластным сознательному контролю, связано с деструктивным эмоциональным реагированием в ситуации стресса.
Литература
1.Барцалкина В.В., Волкова Л.В., Кулагина И.Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы при переживании трудной жизненной ситуации в зрелости // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, No 2. С. 69–81.
2.Битюцкая Е.В. Опросник способов копинга // Методическое пособие. Москва: Смысл, 2015. С. 80.
3.Китаев-Смык Л.А. Стресс. Эмоции и соматика. М.: Академический проект, 2021.
4.Комяк М.В. Копинг-стратегии и временная перспектива личности // Материалы XV Международной научной конференции «Ломоносов». Москва: Издательство МГУ,
2008. С. 47-50.
5.Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегия в структуре деятельности и саморегуляции // Психологический Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т.1. №10. С. 82-118.
391
6.Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. 2008. №2. С.4154.
Гендерные аспекты ревности, готовности прощать и аутентичности личности
Кольвах П.П., Кочетков Н.В.
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия apollinaria1004@gmail.com, nkochetkov@mail.ru
Гендерная социализация может играть определенную роль в формировании аутентичности личности, а также в том, как мужчины и женщины воспринимают и выражают ревность и готовность прощать. Ревность является одной из основных причин конфликтов в отношениях, а опыт прощения может значительно уменьшить их остроту, а развитие аутентичности личности поможет сохранить индивидуальность и самобытность каждого партнера.
В психологии изучением ревности занимались многие учёные, но несмотря на это, полный психологический анализ феномена ревности до сих пор не выполнен [1]. Ревность — это комплекс эмоций, которые возникают у людей в ответ на угрозу их отношений с другим человеком. В социальной психологии ревность изучается как комплексное явление, включающее в себя биологические, психологические и социальные факторы.
Аутентичность – это личностная характеристика, выражающаяся в согласованности между внутренним миром человека и его внешней проявляемой деятельностью. Это черта, которая отражает восприимчивость человека к тому, чтобы «быть самим собой» в переживаниях, представлениях, поведении и общении [2]. Аутентичный человек является открытым, искренним, самостоятельным и достаточно уверенным в себе, он стремится к единству внутренних переживаний и внешних выражений, не прикрывая свои чувства и эмоции, и не маскируя свою личность. Если принять понимание аутентичности как чувствительности к подлинности собственной жизни, можно ожидать, что в силу большей рефлексии и осмысленности аутентичные люди будут также и более моральными [2].
392
Обратимся к следующей переменной нашего исследования – способности прощать. Ее можно описать как готовность и возможность человека принять и простить других за их негативное поведение. Это связано с пониманием мотивов других людей, их жизненных обстоятельств и контекста, в котором происходили их действия. Примечательно, что в психологии аутентичность и способность прощать как взаимосвязанные феномены практически не исследовались, в то время как в теологической литературе эта связь кажется очевидной и представлена целостной конструкцией — authentic forgiveness, подлинное и безусловное прощение [2]. Прощение не синонимично примирению или оправданию скорее, это некоторая душевная работа по добровольному изменению своих чувств, установок и поведения Л. Томпсон и соавторы определяют прощение как способ осмысления (framing) ситуаций, в которых нарушаются ожидания человека относительно поведения других людей, своего собственного или развития жизненных событий вообще
[3].
Целью нашей работы было рассмотрение гендерных аспектов ревности, готовности прощать и аутентичности личности. Выборку составили 152 человека в возрасте от 17 до 52 лет. Каждый человек на начальном этапе указывал статус своих отношений и оценивал их длительность. Для определения уровня ревности, способности прощать и аутентичности личности нами были использованы многомерная шкала ревности (MJS) Сьюзан М. Пфайффер и Пол Т.П. Вонг, шкала аутентичности (А. Вуд) и шкала прощения Хартланд.
Результаты исследования показали, что мужчины и женщины ревнуют одинаково, но способность прощать у них выражена поразному: представители женского пола склонны зацикливаться на проблемных ситуациях в связи с чем могут иметь трудности во взаимодействии с противоположным полом, тогда как представители мужского пола более индифферентны в этом вопросе.
Также было обнаружено, что женщины в большей степени подвержены внешнему влиянию, что может быть интерпретировано через особенности традиционных ценностей нашей культуры, в которой представителей женского пола с раннего возраста учат быть более зависимыми, «послушными», в большей степени соответствовать общественным нормам, что приводит к большей зависимости от социума, чем у представителей мужского пола.
393
Теперь обратимся к основным различиям во взаимосвязях между переменными.
1.У женщин ревность прямо связана с аутентичной жизнью и обратно с самоотчуждением. Эта связь может быть объяснена тем, что ценность семьи у женщин больше, чем у мужчин и именно это привносит большой вклад в аутентичность представителей женского пола. Соответственно, чем больше будет наблюдаться аутентичность, тем больше будет выражена ревность. Самоотчуждение же, как прямая противоположность аутентичности, будет демонстрировать обратную взаимосвязь.
2.У мужчин есть прямая связь между готовностью прощать и внешним влиянием, чего нет у представителей женского пола. Мужчина может быть более склонен к прощению, если его окружают люди, которые сами проявляют терпимость, сострадание и уважение к другим. В целом, готовность прощать в значительной мере зависит от личной эмоциональной зрелости и восприятия готовности прощения в целом, а не только от внешних факторов.
Литература
1.Фароян Г.Д. Факторы, влияющие на проявления ревности // Психология и педагогика в Крыму: пути развития: журн. 2018.
№ 4.
2.Нартова-Бочавер С.К. Аутентичность и способность прощать при разных уровнях стресса предварительное исследование // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 1.
3.Нартова-Бочавер С.К. Способность прощать и домашняя среда как аспекты межличностного взаимодействия // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 1.
Наставничество как фактор результативности первичной трудовой адаптации
Комаров В.В.
ФГБОУ ВО РАНХиГС, Самарский филиал, Самара, Россия, komarov.snl@yandex.ru
На процессы трудовой адаптации оказывают влияние не только производственные аспекты, содержание труда, особенности трудовой деятельности, но и интерес к ней нового работника, воздействие
394
профессиональной среды на него, а также его индивидуальнопсихологические особенности и личностные черты. Несомненно, наставничество является важным методом трудовой адаптации, когда опытный работник помогает освоится на рабочем месте новичку, и чем меньше производственного опыта у нового сотрудника, тем больше значимость данного метода. Наставничество оптимизирует процедуры взаимодействия новых работников с профессиональной и социальной средой организации, а значит помогает стабилизировать кадровые процессы; способствует ускорению вхождения нового сотрудника в должность [5].
Значение наставничества трудно переоценить в современном быстроменяющемся мире, его роль для поддержания высокого темпа развития организаций высока. Однако его внедрение в контекст организационной культуры современных организаций связано с рядом трудностей. Выделим некоторые из них, отмеченные некоторыми исследователями [1]. Во-первых, поколение миллениалов, представители которых часто являются подопечными наставников, по своим ценностям, мировоззрению, цифровой грамотности существенно отличаются от своих старших товарищей, что может вызывать недопонимание и откровенный саботаж совместной работы. Другая трудность связана с формальным подходом к делу, когда за бюрократическими процедурами не замечаются реальные проблемы конкретного работника, особенности его квалификации и личностных характеристик. Отсюда вытекает и третья проблема – недостаточная квалификация самих наставников. Речь идет не о профессиональной квалификации, а о психолого-педагогической. Редкий случай в современной российской практике, когда организации проводят на системной основе обучающие мероприятия для развития компетентности наставничества. В основе такого отношения заблуждение, что наставник достаточно компетентный работник и ему не требуется обучение. При этом сами наставники зачастую не воспринимают наставничество как важную часть своей работы – скорее, как дополнительную нагрузку, которой не очень рады. Наконец, результат работы наставника не всегда очевиден и сложен в оцифровке, более того, трудно вычленить его личный вклад при анализе итогов адаптации. Данное обстоятельство может привести к разочарованию от наставнической деятельности.
395
Правильная система наставничества в организации выстраивается таким образом, чтобы упорядочить формальные процедуры и обеспечить наставнику соответствующую мотивацию: поощрять их работу (в том числе материально), признавать их вклад в развитие организации [4].
Активное включение наставника в реализацию адаптационных мероприятий начинается с момента знакомства нового сотрудника с рабочим местом. Важно отметить, что наставник должен назначаться из числа наиболее опытных работников, обладающих определенными личностными качествами, такими как эффективное общение, эмпатия, системные и управленческие навыки, лидерство. Лидерская позиция наставника – это не только способность увлечь и умение построить путь к определенной цели, это еще и особое, личностное видение производственных и межличностных процессов, общее понимание рабочей обстановки, осознание того, каким образом донести до нового сотрудника особенности своей организации, непростые оттенки ее организационной культуры. Также лидерство наставника – это его способность быть убедительным, уметь заражать своими идеями и энтузиазмом новичков, показывать пример в работе.
Согласно теории интерперсонального поведения У.Шутца основной потребностью личности в новом коллективе является включение (присоединение) [6], которое рассматривается как концепт межличностных отношений, имеющий отношение не к эмоциональной привязанности, а к желанию стать своим в группе, ее полноценной частью, быть нужным. Задача наставника распознать направление присоединения адаптанта, трудности, которые он при этом испытывает относительно всей группы, и отдельных личностей, включая руководителей.
Приемы и методы общения, которые использует наставник при работе с адаптантом должны отличаться эмпатией и доброжелательностью. Подобные общение в работах М.Розенберга называется ненасильственным и включает четыре элемента: наблюдение, чувства, потребности, просьбы [3]. Опытный наставник беспристрастно наблюдает за своим подопечным, не дает сразу скоропалительных оценок и обобщений, а констатирует реальные проявления в поведении новичка (больше для себя, чем для него); анализирует, какими чувствами и потребностями они вызваны;
396
уважительно корректирует его поведение через просьбы, а не указания. Такой подход требует высокого уровня внутренней готовности к психологическому восприятию другого, а значит способностей и желания вести данную деятельность.
Вдополнении стоит назвать ряд специфических качеств, выделяемых некоторыми исследователями, которыми еще должен обладать наставник: корпоративность (наставник должен быть лоялен организации и разделять корпоративные ценности); системное представление о деятельности подразделения и организации в целом; профессиональный опыт, подтвержденный результатами; желание быть наставником; склонность к преподавательской деятельности, наличие педагогических знаний и опыта; высокий уровень ответственности за подопечного [2].
Повысить качество работы наставника помогут системность организации работы, а также применение эффективных техник и методов. Реализуя различные модели наставничества и техники работы с подопечным, в целом являясь организатором процессов адаптации, наставник принимает на себя несколько важных и взаимосвязанных ролей: профессионала, педагога, руководителя, коуча [2]. И это неполный список из возможных ролей наставника.
Взаключении стоит подчеркнуть, что наставничество в лучших своих проявлениях становится важнейшим фактором успешности трудовой адаптации. Наставничество призвано нивелировать трудности адаптации, оперативно вносить корректировки в программу адаптационных мер, т.е. выступать опорой индивидуального подхода
вданном процессе.
Литература
1.Локтюхина Н.В., Назарова У.А., Шабаева С.В. Развитие системы наставничества: Российский и зарубежный опыт // Научный электронный ежеквартальный журнал Непрерывное образование: XXI век, 2019. Выпуск 4 (28). С.136-151. URL: https://readera.org/147226117.
2.Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Ястребов А.А., Иванов А.Д.
Наставник в современной компании: требования и подготовка // Московский экономический журнал, 2019. № 12.
397
3.Розенберг М. Ненасильственное общение. Язык Жизни. М.,
2015.
4.Чулкова А.В., Артемова Ю.С. Психологическое сопровождение социальной адаптации в период трудоустройства // Инновационное развитие строительства Волгоградской области. Волгоград, 2013.
5.Чунина М.Е., Тихонов А.И. Развитие системы наставничества как важный элемент адаптации персонала // Московский экономический журнал, 2019. №9.
6.Шутц У. Human Элемент: продуктивность, самооценка и конечный результат. Природа человеческих взаимоотношений в организациях. Х., 2019.
Взаимосвязь проявления тревожности и уровня академической успеваемости у младших школьников.
Комарова П.С., Усманова Э.З.
Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Ташкенте, Ташкент, Республика Узбекистан nikonpolina922@gmail.com,
Роль тревоги считается важнейшей для понимания детской психопатологии. Тревога влияет на такие сферы, как мыслительные процессы, поведенческие и физиологические реакции [1]. При этом важно разграничить термины «тревожность» и «тревога», поскольку изучение феномена тревожности является центральным звеном в нашем исследовании.
В большинстве случаев разные авторы опираются на определение Ч. Спилбергера: тревога – это неприятное по своей окраске эмоциональное состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны — активацией автономной нервной системы. Это состояние, по мнению автора, возникает в ситуации неопределенной опасности, угрозы и содержит в себе ожидание негативной оценки, восприятия отрицательного к себе отношения или угрозы своему самоуважению [6].
398
А. Прихожан определяет тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [3]. Именно это определение взяли за основное в нашем исследовании. В Большом психологическом словаре этот же термин авторы определяют иначе: «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения», а также рассматривается «как личностное и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [2].
Кроме того, многие авторы в своих исследованиях доказывали взаимосвязь между тревожностью в разных проявлениях и успеваемостью у студентов колледжей [5; 6]. В других работах также доказывается взаимосвязь тревожности с академической успеваемостью у учеников младших классов [4].
В нашем исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста, обучающиеся в 3 и в 4 классе, в возрасте 9-11 лет. Общее количество респондентов составит 64 человека, где 32 – мальчики и 32
– девочки.
Использовался следующий методический аппарат.
1.Методика «Школьная тревожность» А. Филлипса для изучения школьной тревожности у младших школьников.
2.Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо» (для младших школьников).
Для изучения академической успеваемости школьников были проанализированы журналы по успеваемости учителя – классного руководителя.
Общие гипотезы:
•все виды тревожности (личностная, школьная, ситуативная) у младших школьников будут различны и отличаться по полу;
•академическая успеваемость у учащихся младших классов будет различной и отличаться по полу;
•предполагается связь между тревожностью как особенностью личности и уровнем успеваемости.
Частные гипотезы:
•у девочек все виды тревожности выше, чем у мальчиков;
399
