Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
12
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
593.88 Кб
Скачать

71. Роль закона в странах общего права

Наряду с прецендентами законы занимают в системе источников англосаксонского права весьма важное место. В Великобритании и Канаде их называют статутами, а в большинстве других стран общего права — законами. Иногда в понятие закона (в широком смысле) наряду со статутами включают и все другие законодательные акты. В Англии раньше существовали ордонансы (ordinances), ассизы (assizes), провизии (provisions)[1]. В числе последних особенно выделялись по своей значимости так называемые Оксфордские провизии, принятые в 1258 г. королем Англии под давлением баронов (предусматривали передачу исполнительной власти в стране Совету баронов), и Вестминстерские провизии, принятые в 1259 г. под давлением средних слоев (предусматривали некоторые гарантии им от произвола крупных феодалов). В настоящее время понятием закона в широком смысле охватываются, кроме собственно законов (статутов), также акты Короны, издаваемые на основе прерогативы (в Великобритании, Канаде, Австралии), и все иные многочисленные и разнообразные подзаконные акты.

Классификации:

Так, в зависимости от юридической силы и соответственно от занимаемого места в системе источников права законы подразделяются на конституционные и обычные, или текущие. К числу первых относятся сами конституции, а там, где нет единых текстов конституций (Англия, Канада), — заменяющие их конституционные акты. В Великобритании это Акт о Парламенте 1911 г., Закон 1949 г. об изменении Акта о Парламенте 1911 г., акты о министрах Короны 1937, 1964 и 1975 гг. Акт о народном представительстве 1969 г., Акт о местном самоуправлении 1972 г., Короны и др. В Канаде это так называемый Канадский акт 1982 г. (Canada Act 1982), Конституционный акт 1982 г. (Constitutional Act 1982, Schedule to Canada Act 1982 (U. K.)), 30 актов и положений (orders), составляющих приложение к Конституционному акту 1982 г., и акты, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в любой из вышеназванных актов

В странах, где конституция выступает в виде единого документа, к числу конституционных актов относят, кроме нее самой, также акты, с помощью которых вносятся изменения или дополнения (поправки) в конституцию. Типичным примером в этом отношении являются США.

Наряду с конституционными законами особое место в системе нормативных правовых актов англосаксонского права занимают обычные, или текущие, законы.

Несколько особняком в отношении доминирующей роли конституционных актов как источников права в системе других источников права и верховенства конституционных актов по отношению к другим нормативным правовым актам, в частности к законам, стоит Конституция Великобритании.

Если в правовых системах других стран, где в конституционном порядке признается верховенство закона, в случае нарушения установленной процедуры принятия нормативных правовых актов или отступления от иерархической цепочки «конституция — обычный закон — любой иной юридический акт» такого рода акты признаются, как правило, недействительными (неконституционными), то в правовой системе Великобритании «вследствие отсутствия в ней писаной конституции законы не могут быть признаны неконституционными». Поскольку подобное положение может привести к тому, что одни статуты будут противоречить другим, то во избежание этого в английской правовой системе установлена «презумпция приоритета более позднего закона над более ранним»[7].

Помимо деления законов на конституционные и обычные, в англосаксонской правовой семье применительно к федеративным системам (Австралия, Канада, США) объективно складывается их подразделение на федеральные законы и законы, принимаемые на уровне отдельных субъектов федерации. Соответственно первые действуют на территории всей федерации, а вторые — лишь на территориях отдельных субъектов федерации.

В Великобритании и некоторых других странах общего права все законы по признаку публичности классифицируются на публичные и частные.

Уже само название ориентирует на то, что публичные законы (статуты) содержат правила общего характера, т. е. рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение. Они действуют, как правило, на территории всей страны[9].

В отличие от публичных частные статуты аккумулируют нормы частного порядка, касающиеся вполне определенного круга юридических или физических лиц и содержащие в отношении них строго опред еденные установления. Речь при этом может идти об установлении или отмене различных привилегий лицам, о предоставлении им особых полномочий, об изменении правового статуса отдельных лиц ит. д.

Говоря о нормах частного порядка, во избежание терминологической путаницы необходимо отметить, что понятие нормы права, используемое в английской правовой системе, не совпадает с понятием нормы, вошедшим в правовую теорию и практику других стран. Норма права в представлении английских теоретиков и практиков отличается большим своеобразием.

Суть этого своеобразия заключается прежде всего в том, что понятие правовой нормы в английском праве трактуется гораздо шире, чем в любом другом, в частности «континентальном», праве.

В правовой системе Великобритании, как подмечалось зарубежными и российскими исследователями, «любое правило поведения, вне зависимости от того, носит оно общий или индивидуальный характер, подпадает под правовую норму». В английском праве фактически отсутствует деление на нормативные и индивидуальные акты. Индивидуальные акты рассматриваются как нормативные[10].

Такого рода специфика в понимании нормы права непосредственно связана, с одной стороны, с исторической традицией законодательной деятельности английского Парламента, наделяющего зачастую одинаковой юридической силой издаваемые им как публичные, так и частные акты. В английском праве определенное место занимают частные законы, которые «по существу содержат индивидуальные положения, но наравне с публичными считаются нормативными, так же как и огромное количество разнообразных актов исполнительных органов»[11].

С другой стороны, специфика в понимании нормы права в английской правовой системе в значительной мере обусловлена нормотворческой деятельностью высших судебных органов страны, создающих прецедентное право не иначе как при рассмотрении конкретных дел.

Наряду с названными видами законов и критериями их классификации в англосаксонской правовой семье используются и другие критерии подразделения законов на различные группы или виды.

Среди них, например, относительно распространенными в последние десятилетия в ряде стран общего права (США, отчасти Австралия и Канада) стали критерии классификации действующих законов в зависимости от способов их систематизации. Это кодифицированные и консолидированные акты.

«Кодификация» — это термин, используемый для названия таких актов парламента, которые «объединяют между собой в единое целое на базе общего предмета регулирования как действующие законы, так и существующие судебные решения — прецеденты»[13]. С помощью кодификации могут производиться изменения и правовых системах.

Она может выступать в качестве одного из методов правовых реформ[14]. Для принятия кодексов нет особой процедуры.

Согласно сложившемуся в английской юридической литературе представлению консолидация выступает в качестве такой формы систематизации права, которая позволяет объединить в одном общем законодательном акте на основе единого предмета регулирования без изменения текста и содержания несколько сходных законодательных актов[17].

В англосаксонской правовой семье значительное внимание уделяется актам толкования законов (статутов).

В широком смысле толкование рассматривается как созидательная деятельность судов, связанная с уяснением и разъяснением смысла правовых норм, содержащихся в законах (статутах).

В результате такой деятельности возможно расширительное или ограничительное понимание смысла и содержания закона. Вместе с тем допускается и видоизменение (modifying) содержащихся в законе норм[20].

Особую разновидность законов в англосаксонской правовой семье составляют законы, отменяющие те или иные положения общего права (disabling acts), и законы, дополняющие общее право, устанавливающие новые в нем положения (enabling acts).