Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2022_019

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.01.2024
Размер:
4.54 Mб
Скачать

2)общенациональный маркетинг отелей, санаторно-ку- рортного комплекса;

3)экологический мониторинг и развитие туристических регионов;

4)комплексность и универсальность туристического продукта;

5)создание и активное участие в кластеризации Национальной туристической администрации.

На данный момент в Турции располагаются 7 существующих кластеров. Пятеро из них базируются на сферах пляжного и оздоровительного туризма. Самым эффективным и наиболее популярным кластером является Анталия. Центром каждого из турецких кластеров являются определенные территории и регионы, которые представляют собой источники инноваций и прогресса, развитой инфраструктуры.

Во Франции кластерный подход к туризму является очень эффективным и имеет свою специфику. Сфера услуг состоит из пляжного, познавательного, бальнеологического и развлекательного туризма, а также паломничества. На данный момент на территории Франции эффективно функционирует ряд туристических кластеров. Одним из самых популярных кластер термальных вод AQUIO Thermes в городе Дакс. Он был создан в 2009 году, и включает в себя организации здравоохранения, туризма, гидротерапии, научно-исследователь- ские и образовательные учреждения. Основными целями его создания являлись:

1)увеличение показателей капитализации санаторно-ку- рортного комплекса региона;

2)рост привлекательности СПА-курорта Дакс;

3) формирование крепких отношений между всеми участниками кластера Thermalisme в регионе Дакс.

В настоящее время Дакс представляет собой крупнейшего производителя лечебных грязей в Европе (до 1500 тонн

11

в год) и может с гордостью носить звание столицы термализма Франции. В Дакс часто приезжают туристы из Марселя, и это является ярким примером межкластерного взаимодействия. Этот кластер уникален как во Франции, так и в Европе благодаря содействию развитию СПА-медицины и гидротерапии, использованию термальных вод в оздоровительных целях.

ВПольше также функционирует кластер санаторно-ку- рортной и медицинской направленности – Эльблонский туристический кластер. В его состав входит 41 организация – различные предприятия, арендодатели и риэлторы, агротуристические хозяйства и другие. Кластер осуществляет деятельность по созданию и продвижению образа региона как привлекательного для туристов района путем развития брендовых туристических продуктов в областях бизнес-туризма, культурного, рекреационного и специализированного туризма и др.

Отдельного упоминания достойна здравница Супрасль в Кнышинской Пуще, которая вместе с соседними регионами образует замкнутый комплекс. Этот кластер способствует поддержке Кнышинской Пущи как привлекательной здравницы для туристов из-за ее особого климата и лечебных грязевых ванн, культурных достопримечательностей и исторических объектов. Основные задачи образования и функционирования кластера – рост количества туристов с помощью координации маркетинговых действий, формирование новых туристических продуктов санаторно-курортного комплекса, и организация обучения в сфере туризма и рекреаций.

ВЛитве наибольший интерес у туристов вызывают курорты, специализирующиеся на СПА и медицине. Благодаря этому основным приоритетом в управлении туризмом в стране отдан медицинскому туризму и санаторно-курортному комплексу. Кластер Литвы не предполагает ориентации только на пляжный отдых, основываясь на развитии медицинского и оздоровительного туризма. Центром рекреационного кластера

12

в Литве являются 4 города-курорта: Друскининкай, Бирштонас, Паланга, Неринга. Особенностями каждой из этих территорий являются лечебный торф и минеральные воды, грязевые источники7.

Научно-образовательной базой туристического кластера является Курортологический центр Литвы, на его основе создаются кластеры медицинских услуг, такие, как одонтологии и кардиологии. Для регулирования их деятельности в 2008 году были образованы Национальная ассоциация курортов и Национальная ассоциация СПА.

Эстонский кластер оздоровительного туризма (сана- торно-курортного комплекса) – это объединенное представительство, которое включает в себя эстонские медицинские компании и СПА, научные институты исследований и разработок и другие подобные организации в сфере лечебного туризма. Основной целью кластера является разработка и развитие области оздоровительного туризма в Эстонии, поддержка его конкурентоспособности и продвижение за рубежом так же, как и на национальном уровне.

Эстонский кластер санаторно-курортного комплекса на данный момент представлен 14 медицинскими спа-комплек- сами, 4 исследовательскими учреждениями и 6 санаторно-ку- рортными организациями и предприятиями.

Для выполнения задач кластера эстонского оздоровительного туризма (КЭОТ) в 2011 году был составлен стратегический план кластера сроком на 4 года и учреждена Ассоциация эстонского оздоровительного туризма. КЭОТ был создан по инициативе о формировании эстонского спа-кластера с помощью финансовой поддержки по программе Фонда содействия развитию предпринимательства в 2009 году. Через неко-

7 Кластер медицинского туризма Литвы. URL: http://www.litcare.com/homeru (дата обращения:

02.07.2019).

13

торое время к кластеру присоединились предприятия, связанные с санаторно-курортным комплексом, которые не были членами Союза эстонских спа8.

КЭОТ имеет собственных партнеров, которых можно подразделить на 3 группы: компании (в основном это спапредприятия восстановительного лечения), научно-исследова- тельские организации, а также зонтичные предприятия в сфере туризма. Целью такого сотрудничества является установление запланированной концепции развития, предлагаемой Фондом развития сектора оздоровительного туризма.

Основными стратегическими задачами кластера являются:

1) Увеличение экспорта услуг до 1-2 млрд крон к 2020

году;

2)Популяризация кластера за рубежом и рост количества туристов в санаторно-курортном комплексе;

3)Рост качества товаров и услуг, предоставляемых предприятиями оздоровительного туризма;

4)Улучшение квалификации работников санаторно-ку- рортного комплекса;

5)Рост эффективности организаций оздоровительного туризма с помощью концепции устойчивого развития.

Для того, чтобы рационально осуществить все пункты долговременной стратегии кластера, составлена общая программа действий, а также ее бюджет. Ко всему прочему, кластер составляет подробные программы действий на отдельные полугодия для обеспечения гибкости и оперативности процесса. Для этого были образованы 4 основные рабочие группы: разработки и улучшения продукции оздоровительного направления; устойчивого развития; обучения персонала;

8 Health Tourism Cluster. Health republic – Estonia. 200 years of spa culture. URL: http://www.estoni- anclusters.ee/estonian-clusters-2/health-tourism-cluster-2/ (дата обращения: 02.07.2019).

14

разработки и совершенствования продукции маркетинговой ориентации. Управлением деятельностью занимается Совет кластера, каждый из партнеров выделяет в Совет одного своего представителя. Тактическое руководство кластером осуществляет и координирует руководитель проекта.

Рассмотрим процессы кластеризации в туризме на примере Свердловской области, которая входит в Уральский федеральный округ, являясь крупнейшим регионом. Субъект обладает ярко выраженной промышленной специализацией.

В структуре промышленного комплекса доминирует металлургия – чёрная и цветная (соответственно 31% и 19% объёма промышленного производства), обогащение урана и обогащение железной руды, машиностроение. Промышленный комплекс области включает в себя более 5400 предприятий различных отраслей и форм собственности, занятых в горнодобывающей, металлургической, химической, лесной промышленностях, машиностроении и приборостроении, энергетике, стройиндустрии. Главные промышленные центры области: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов.

Рассмотрим показатели туризма в сравнении с другими регионами округа (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика роста объемов туристских услуг в регионах Уральского федерального округа в 2010-2017 гг., млн. руб. (составлено по данным9)

9 Официальный сайт Ростуризма. Статистические данные по РФ. URL: https://www.russiatour- ism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/ (дата обращения: 05.09.2019); Стратегия

15

Свердловская область является лидером региона, вносит вклад в объемы роста туристских услуг Уральского федерального округа: 79,8% в 2010 году, 60,4% в 2017 году. Снижение доли обусловлено повышением показателя Челябинской и Тюменской областей.

Динамика численности размещенных лиц представлена на рис. 4

Рис. 4. Динамика численности лиц, размещенных в КСР в регионах Уральского федерального округа в 2010-2017 гг., тыс. чел. (составлено по данным10)

Можно сделать вывод на основании данных рисунка 4, что разница в показателях объема реализации двух регионов с близкими данными по заполняемости КСР (Свердловская и Тюменская область) обусловлена ценовой политикой.

Сегодня Свердловская область входит в топ-10 регионов России, наиболее привлекательных для туристов. И это подтверждает статистика: только за последние полтора года в отелях и гостиницах региона были размещены 1,3 миллиона че-

развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2030 года URL: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/strategiya_razvitiya_turizma_sverdlovskoy_oblasti_do_ 2030_goda.pdf (дата обращения: 05.09.2019).

10 Там же

16

ловек. Гостей области интересовали крупные конгрессно-вы- ставочные мероприятия и уникальные уральские достопримечательности.

Таблица 1 Основные показатели деятельности туристских фирм

Свердловской области в 2012-2017 гг.*

 

Показатель

2012 г.

2014 г.

2016 г.

2017 г.

 

 

 

 

 

 

 

Число туристских фирм – всего, в том числе:

317

363

704

714

 

 

 

 

 

 

 

туроператорская деятельность

9

1

13

10

 

 

 

 

 

 

 

туроператорская и турагентская деятель-

149

35

117

60

ность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

турагентская деятельность

152

319

551

644

 

 

 

 

 

 

 

только экскурсионная деятельность

7

8

23

12

 

 

 

 

 

 

 

Число реализованных населению турпакетов

 

 

 

 

– всего, тыс. ед.

166,2

169,6

157,0

192,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по территории России

40,7

43,7

68,6

52,8

 

 

 

 

 

 

 

по зарубежным странам

125,5

125,8

88,4

139,2

 

 

 

 

 

 

 

Стоимость реализованных населению турпа-

80,2

699,6

905,5

964,8

кетов – всего, млн. рублей, в том числе:

 

 

 

 

по территории России

1056,8

320,3

758,3

492,4

 

 

 

 

 

 

 

по зарубежным странам

23,4

379,3

124,7

472,4

 

 

 

 

 

 

 

Численность туристов, обслуженных

324,1

356,4

332,9

405,3

турфирмами, тыс. человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по территории России

69,1

69,0

129,4

103,6

 

 

 

 

 

 

 

по зарубежным странам

255,0

287,4

203,5

301,7

 

 

 

 

 

 

 

 

*составлено по данным11

 

 

 

 

 

Рассмотрим перспективы развития туристских кластеров на территории Свердловской области, поскольку регион обладает потенциалом устойчивого роста нескольких взаимосвязанных услуг, объединенных уникальным предложением, которое может успешно формироваться в условиях интегрированного рыночного взаимодействия.

11 Официальный сайт Ростуризма. Статистические данные по РФ. URL: https://www.russiatour- ism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/ (дата обращения: 05.09.2019); Стратегия развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2030 года URL: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/strategiya_razvitiya_turizma_sverdlovskoy_oblasti_do_ 2030_goda.pdf (дата обращения: 05.09.2019).

17

Представим краткий анализ основных видов туризма, представляющих коммерческий интерес для развития в субъекте РФ (табл. 2)

Таблица 2 Основные направления развития туристских кластеров

в Свердловской области

Вид туризма

Потенциал

Перспективы

и центры области

 

 

1

2

3

Индустриальный

Действующие предприятия (свыше 33

Свыше 600 крупных про-

(Екатеринбург,

маршрутов): хладокомбинат № 3, Сысерт-

мышленных предприятий,

Нижний Тагил, Ка-

ский завод художественного фарфора, три-

45 объектов из 1000, кото-

менск-Уральский,

котажная фабрика и фабрика по изготовле-

рые прямо относятся к

Первоуральск, Невь-

нию игрушек, колокольный завод в Камен-

данному виду туризма и

ске-Уральском, Асбестовский карьер и му-

янск, Ирбит, Сы-

разрабатывают экскурсии

зей комбината «Ураласбест», западный ка-

серть, Березовский,

и туры показа производ-

рьер Качканарского горно-обогатитель-

Алапаевск, Полев-

ства, исторически значи-

ного комбината, музейный комплекс Урал-

ской)

мых, но не действующих

вагонзавода, музей завода Уралхиммаш,

 

объектов

 

Первоуральский новотрубный завод.

 

 

 

Музеи, закрытые предприятия:

 

 

музейный комплекс «Северская домна»,

 

 

Музей истории и развития промышленно-

 

 

сти, Ирбитский

 

 

государственный музей мотоциклов, Му-

 

 

зей быта и ремесел горнозаводского насе-

 

 

ления, Музей золота

 

Познавательный

Более 116 историко-культурных объектов,

Разрабатываются специа-

(г. Екатеринбург, г.

170 центров и дворцов культуры, свыше

лизированные познава-

Туринск, с. Аркаево,

150 исторических памятников и объектов

тельные маршруты

с. Сухой Лог, пос.

зодчества, 154 исторических памятников,

(«Урал промышленный»,

Арти, г. Нижний

367 памятников природы

«Урал самоцветный»)

Тагил, г. Лесной, г.

 

 

Верхняя Пышма, с.

 

 

Покровское, г. Серов)

 

 

Событийный

Проведение ежегодно свыше 60 мероприя-

До 2025 года планируется

(г. Екатеринбург, г.

тий, из которых 5-7 направлены на пози-

развитие территории му-

Нижний Тагил, г.

ционирование области как индустриально

зея-шахты уральского зо-

Первоуральск)

развитого региона (Международная про-

лота (Берёзовский), зоны

«Набережная «Тагильская

 

мышленная выставка ИННОПРОМ, Меж-

 

лагуна» (Нижний Тагил)

 

дународная выставка вооружения, воен-

 

До 2028 года:

 

ной техники и боеприпасов

 

обустройство туристских

 

RussiaArmsEXPO, Уральская индустриаль-

 

стоянок вдоль реки Чусо-

 

ная биеннале современного искусства)

 

вой (Шаля, Староут-

 

Фестивали: «Самоцветная сторона», дет-

 

кинск), реконструкция ис-

 

ский минералогический фестиваль «Ка-

 

торической пристани у за-

 

менная палитра», фестиваль народных ху-

 

городного клуба «Ключ-

 

дожественных промыслов «Тайны само-

 

камень» (Первоуральск),

 

цветного кольца», международный фольк-

 

проект «Максимовский

 

лорный фестиваль и ярмарка народных ре-

 

проспект» (Краснотурь-

 

 

 

месел «Малахитовая шкатулка»

инск)

 

18

 

Продолжение таблицы 2

1

2

3

Активный

Национальные парки и особо охраняе-

2025 год: развитие экс-

(район Уральских

мые природные территории (39

курсионных маршрутов

гор,

ООПТ)

на территории Режев-

(г. Екатеринбург,

Горнолыжные комплексы: «Гора Бе-

ского минералогиче-

г. Нижний Тагил,

лая», «Стожок», «Гора Волчиха»,

ского заказника, созда-

г. Первоуральск)

«Гора Пильная», «Гора Теплая», «Гора

ние досугового центра

 

Долгая», «Гора Лиственная», «Уктус-

на пляжной зоне «Де-

 

ские горы», «Гора Ежовая»

ревня рыбака» (Рефтин-

 

 

ский ГО), и другие.

 

 

2035 год: создание гор-

 

 

нолыжного комплекса

 

 

на горе Качканар (Кач-

 

 

канарский ГО)

Врегионе реализуется Стратегия развития внутреннего

ивъездного туризма Свердловской области на период до 2030 года, которая направлена на поддержку минералогического, индустриального и делового туризма.

Представим модель туристского кластера на территории Свердловской области на основе индустриального туризма

(рис. 5).

Рис. 5. Модель туристского кластера Свердловской области с элементами сетевого взаимодействия (разработано автором)

19

Воснове модели взаимосвязи заинтересованных групп стейкхолдеров: руководители промышленных предприятий, органы муниципальной власти, турагентства, предприятия различной отраслевой специализации.

Сложные макроэкономические условия и длительность кризисных явлений способствуют активизации интеграционных форм социально-экономической деятельности, в которых осуществляется комбинирование преимуществ нескольких предприятий или групп агентов, связанных производством единой продукции или услуг.

Внаучной литературе сложились два основных подхода по данному вопросу: отраслевой и территориальный. Первое направление представлено значительным количеством трудов отечественных ученых. Большой практический интерес вызывают вопросы юридической и экономической самостоятельности предприятий, объединившихся для совместной деятельности12,13,14, нормативно-правовые особенности регулирования кредитования и расчетных взаимоотношений сложных форм интеграционных объединений: консорциумы, альянсы, холдинги, конгломераты15,16,17,18.

Подробно рассматриваются факторы, условия и механизмы функционирования сложных форм совместной деятельности19,20,21,22 в частности анализируются экономические

1Боуш Г. Д., Мадгазин Д. И. Место бизнес-кластеров среди смежных форм интеграционных объеди-

нений хозяйствующих субъектов // Вестник Удмуртского университета, 2011, вып. 4. С. 8-13.

2 Гужва Е. Г., Агапов И. А. Формы интеграции предпринимательских структур: теоретический аспект // Экономическое возрождение России. 2011. № 3 (29). С. 281-285.

3Матвиенко Д. Ю. Стратегические альянсы в конкурентном взаимодействии компаний // Современная конкуренция. 2010. № 6. С. 52-59.

15Матвиенко Д. Ю. Формы интеграционных объединений компаний// Современная конкуренция. 2012. № 6 (36). С. 9-17.

16Овсейко С. Синдицированные (консорциальные) кредиты // Юрист. 2010. № 8. С. 56-63.

17Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3. С. 45-49.

18Трофимова Л. Б. Структуризация форм и видов объединения компаний в соответствии с МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 9. С. 98-108.

19Авдашева С. Программа ослабления наказания: зависимость результативности от структуры рынка // Экономическая политика. 2009. № 1. С. 158-173.

20Барышников М. Н. Бизнес в историческом измерении: эффективность и социокультурные предпочтения// Terra economikus. 2012. Т. 10. № 1. С. 125.

21Исакова Н. Ю. Интегративная парадигма объединения предприятий в условиях глобализации экономики и интеграции капитала // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. Ч. 1. С. 164-171.

22Соболева Ю. П. Теоретические аспекты исследования межфирменного сотрудничества // Инновационный вестник регион. - 2011. - № 3. -С. 55.

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]