Учебные пособия по ОРГ / book_191_Moscow_2023-text
.pdfвольно распоряжавшиеся судьбами народов, с целью усиления «пролетарского элемента» на Украине передали эти исконные русские земли УССР.
В 1920–1930-е гг. во всей УССР, в том числе и на территориях исторических Слобожанщины и Новороссии, стала проводиться политика насильственной «украинизации». Официальное делопроизводство, образование, средства массовой информации в принудительном порядке переводилисьнаискусственносозданныйукраинскийязык,арусскихжителей официально «записывали» в украинцы. Сопротивление русских жителей «украинизации» рассматривалось как политическое преступление. Таким образом, именно большевики сыграли решающую роль в становлении украинской нации, украинской государственности и в том числе украинского национализма. Кроме того, именно благодаря большевикам и советской власти украинский язык обрел статус государственного, начала активно развиваться национальная украинская культура, литература, образование на украинском языке, в том числе высшее образование, появляется украинская наука. Да исам украинский языкиз малороссийского диалекта русского языка стал собственно украинским во многом благодаря трудам советских филологов, советским системам образования, культуры и пропаганды. Активная украинизация была свернута только в конце 1930-х гг.
Практически все союзные и автономные республики в СССР были такими же искусственными образованиями, причем очень часто в национальные республики запросто передавались исконные русские земли или же произвольно проводились границы, разделяющие один и тот же народ (например, Южную Осетию передали в состав Грузинской ССР, а Северная Осетия осталась в составе РСФСР), потому что для советской власти деление по национальномупризнакубыло не принципиальным, и все население СССР
считалось единым советским народом. В конце 1980-х — 1990-е гг. этот большевистский волюнтаризм стал одной из главных причин многих
101
кровавых событий на территории бывшего СССР. На Украине последствия большевистского волюнтаризма проявились в наши дни.
Россия: люди, символы, образы
Расул Гамзатов (1923–2003) — русскоговорящий поэт, прозаик и переводчик аварского происхождения. Писал на аварском языке, переводил классическую русскую литературу на аварский язык. Наибольшую славу ему принесли стихи,
написанные на аварском языке, но опубликованные в переводе на русский язык. С 1951 г. и до своей смерти был главой дагестанской организации писателей.
Р.Г. Гамзатов.
В целом же политика коммунистического руководства СССР была направлена на «стирание» граней между различными народами, ведь одной из важных характеристик будущего коммунистического общества заявлялась не
102
только ликвидация классовых различий, но и устранение национального разнообразия. В Третьей программе КПСС, принятой в 1961 г., говорилось: «Развернутое коммунистическое строительство означает новый этап в развитиинациональныхотношенийвСССР,характеризующийсядальнейшим сближением наций и достижением их полного единства». Впрочем, коммунисты признавали, что «стирание национальных различий, в особенности языковых различий, — значительно более длительный процесс, чем стирание классовых граней». В 1960-е гг. коммунистические идеологи, казалось, нашли решение этой проблемы, сформулировав тезис о том, что в Советском Союзе возникла «новая историческая общность» — «советский народ». Однако победные реляции о формировании «новой исторической общности» противоречили реальной жизни: в СССР не только продолжали сохраняться различные нации и народности, но и постепенно накапливались национальные противоречия, периодически выливавшиеся в антисоветскую деятельность националистических групп, в массовые беспорядки и даже в террористические акты. В исторической реальности термин «советский народ» не имел этнического содержания, но стал обозначением гражданскополитической общности граждан СССР. В свою очередь, признание отдельным человеком своей принадлежности к «советскому народу» стало признанием того, что этот человек является гражданином СССР («я — советский человек» или «я — советский гражданин»).
Распад СССР и этно-регионализация 1990-х гг.
В отсутствие этнических, а во многом этнокультурных оснований существования общности «советский народ» главным основанием ее самоидентификации была коммунистическая идеология. Именно преданность большинства граждан СССР этой идеологии, воспринимаемой не в форме системы взглядов и идей, а в качестве скорее совокупности стереотипизированных образов, символов или поведенческих моделей, воспитаниевеерамкахновыхпоколенийдолгоевремясглаживалавозможные
103
межэтнические противоречия и конфликты. Но уже с середины 1970-х гг. по мере формирования массовых настроений неудовлетворенности и разочарования эти образы и модели начинают терять свое символическое содержание, оставаясьвсознании граждан,особенно молодых,лишьпростым набором слов и изображений, все меньше связанных с реальной социальной или политической действительностью. Начиная с этого периода в массовом сознании народов Советского Союза (с разной степенью интенсивности) формируются тенденции к поискам собственной этнокультурной идентичности, интерпретируемой как национальная. На базе этих тенденций впоследствии начинают формироваться различные группы и движения, возглавляемые активными местными национальными политиками и всячески поддерживаемые зарубежными фондами. Политика перестройки и гласности середины 1980-х гг. дала серьезный толчок этой активности, закончившейся распадом Советского Союза.
Но и в Российской Федерации в1990-е гг. деятельность как внутренних, так и внешних политических акторов не прекратилась, а приняла внутрироссийский характер. С одной стороны, этому способствовал глубокий кризис идентичности, в котором находилось российское общество, с другой - относительная слабость федеральной власти, вынужденной договариваться, заключать соглашения с элитами национальных республик по самым различным экономическим, политическим и культурно-языковым вопросам. Происходит процесс своеобразной этно-регионализации, дополнившейся впоследствии претензиями на различные формы самостоятельной государственности (суверенитета) лидеров не только национальных регионов, но и регионов без выраженной этнокультурной специфики (например, создание Уральской республики12).
12 Уральская республика — фактически существовавший с 1 июля по 9 ноября 1993 г. субъект Российской Федерации в границах Свердловской области, провозглашенная главой администрации этой области Эдуардом Росселем и прекратившая свое существование после его отстранения от должности.
104
В этой ситуации ряд российских исследователей заговорили об опасности распада Российской Федерации по модели СССР. Западные политики активно поддерживали этот процесс, а западные фонды под лозунгом защиты демократии вкладывали в эту поддержку серьезные финансовые ресурсы. В итоге так называемый парад суверенитетов, ставший одной из причин распада СССР, с 1992 г. все больше распространялся и по России. Некоторые национальные автономные образования на территории Российской Федерации заявляли о своем суверенитете, сокращали перечисление средств в федеральный бюджет, перераспределяли ресурсы, собственность и власть в пользу своих республик. В семи автономных республиках приняли конституции, в которых закреплялось их право выхода из Российской Федерации. В Конституции Татарстана республика характеризовалась как «суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Россией Договором».
Федеральные власти России пытались найти компромисс с республиканскими элитами. Таким компромиссом стал Федеративный договор1992г.,которыйзначительнорасширялправареспублик.Однакоэтот договор не решал всех проблем, сохранял в некоторых случаях неравноправное положение субъектов федерации. Договор не стала подписыватьЧечня,аТатарстанприсоединилсякнемутольков1994г.Самым трагическим результатом «парада суверенитетов» стало провозглашение в 1991 г. независимой Чеченской республики и принятие собственной Конституции, в которой она объявлялась независимым государством (в этом качестве она не была признана ни одним государством в мире), что впоследствии привело к двум кровопролитным войнам.
Положения Федеративного договора противоречили Конституции РФ, принятой в 1993 г. Поэтому федеральные власти пошли на заключение отдельных договоров с республиками, первым стал договор с Татарстаном (1994 г.). Но подобные договоры снижали значение Конституции РФ,
105
создавалиугрозутерриториальномуигосударственномуединствуРоссийской Федерации.
Последствия процесса этно-регионализации 1990-х гг., происходившей при отсутствии национальной политики и грамотной деятельности федеральной власти, долгое время продолжали влиять на взаимовосприятие и взаимодействие между народами России, которое строилось в рамках модели «свой — чужой». Влияние этой модели мы можем наблюдать и сегодня.
Деятельность государства в сфере национальной политики
Ужексередине1990-хгг.иученым,иполитикамсталопонятноналичие угрозы, вытекающей из всех отмеченных процессов. Для упорядочения национальной политики в 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики России13. В ней о тмечались две разнонаправленные тенденции в системе межнациональных отношений: с одной стороны, «стремлениенародовксамоопределению»,«возрастающаясамостоятельность субъектов Российской Федерации», «стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность», с другой - «объективный процесс интеграции российского общества», «воля граждан к упрочению общероссийской государственности», «приверженность духовной общности народов России». При этом в качестве решения проблемы основное внимание в концепции уделялось проблеме федерализма и совершенствования федеральных отношений.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. нет понятия «нация». В нейговоритсяо«многонациональномнародеРоссийскойФедерации».Однако идеянациипостоянно присутствует нетолько вполитическом, но и внаучном дискурсе. В западной науке принято говорить о двух принципиально различных пониманиях концепции нации: политической и этнической нации. Под политической нацией обычно имеется в виду политическая общность,
13 Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении концепции государственной национальной политики Российской Федерации».
106
идентичностькоторойоснованананаличииобщегогражданствавконкретном государстве. Под этнической нацией — общность, опирающаяся, прежде всего, на культурно-этнические основания, нередко идентифицирующаяся с определенным государством. Поэтому, в частности, один из исследователей нации и национализма Эрик Хобсбаум (1917–2012) утверждал, что при всех различиях в основаниях и способах формирования нация всегда «связана с определеннымтипомсовременноготерриториальногогосударства,с„нациейгосударством“».
Однако ни та ни другая модель не могут полностью описать специфику той многонародной общности (при ведущей роли русского народа14), которая исторически сложилась в Российском государстве. Для преодоления проблемы была предложена концепция «российской нации» или «нации наций» (В. А. Тишков). В соответствии этой концепцией утверждается, что «Россия — и нация, и цивилизация», такая же как Китай или Индия. Более того, поскольку можно говорить об определенном единстве народов России при всей их этнокультурной сложности, объединяемых на уровне не только гражданской принадлежности, но и на базе основных российских цивилизационных принципов и ценностей, утверждалось, что можно даже говорить о таком специфическом типе нации, как «нация-цивилизация». По сути, все эти понятия («российская нация», «нация наций», «нацияцивилизация») выступают в качествеполитонимов,вариантов такназываемой политической нации.
14 По данным переписи населения 2021 г., русские составляли 80,85% или 105,6 млн из 130,6 млн указавших свою национальную принадлежность.
107
Россия: люди, символы, образы
Храм Христа Спасителя — самый крупный православный храм в России, является
кафедральным собором. Сооружен в честь победы над Наполеоном, строился более двадцати лет, завершен к 1860 г. В 1931 г. был разрушен большевиками, но послепаденияСССРхрамбылвновьвосстановленвомногомблагодарянародным
пожертвованиям.
Храм Христа Спасителя
Впрочем, помимо названной, существуют и иные точки зрения на российскую специфику. Так, некоторые этнологи более склонны ориентироваться на теорию и практику «мультикультурализма», направленного на сохранение и развитие культурных различий народов. Другие ученые и общественные деятели считают, что после распада Советского Союза у России появилась возможность завершить проект строительства русской нации (в этническом понимании слова «нация»), в результатечего идругиеживущиевРоссиинациитолько выиграют.Ещеодна группа специалистов и общественных деятелей не сводит нацию к этносу, понимая национальную общность как по преимуществу культурную, и в этом
108
случаеэтническинерусскоенаселение— приусловииеголояльностирусской культуре — может быть включено в русскую нацию.
Проблема понимания сущности нации сегодня является значимой не только с научно-теоретической, но с политической точки зрения. Во-первых, это не решенная до сих пор задача преодоления последствий идентификационного кризиса 1990-х — начала 2000-х гг. и формирования устойчивой модели российской идентичности. В связи с этим возникает вопрос о том, какие основания для российской идентичности мы можем противопоставить сохранившимся в массовом сознании этнокультурным и этнополитическим стереотипам и предрассудкам, используемым рядом политическихакторов дляактивизациимежэтнических противоречийс целью достижения собственных интересов и целей. С другой стороны, наши зарубежные политические противники пытаются использовать малейшие этнические или социокультурные разногласия и конфликты для поднятия в средствах массовой коммуникации вопроса о необходимости защиты народов России от «колонизации и империализма». При поддержке западных спецслужб была даже создана организация «Форум свободных народов постРоссии», которая периодически проводит в разных государствах Европы и в США встречи представителей российской политической оппозиции, в том числе этно-националистической направленности, эмигрировавших из страны, и некоторых иностранных общественных и политических деятелей антироссийских взглядов. Чтобы представить себе смысл деятельности организации, можно сослаться на тот факт, что на встрече в июле 2022 г. в Праге была принята Декларация о деколонизации России и была продемонстрирована карта России, разделенная на 30 государств, среди них такие, как, например, Соединенные Штаты Сибири.
Необходимость сохранения национально-государственного и цивилизационного единства России была отражена в принятой в 2022 г. «Стратегии государственной национальной политики Российской
109
Федерации»15. В ней была реализована идея существования единых историкокультурных ценностных оснований, на которых традиционно строится взаимодействие этносов и культур России.
Главное в Стратегии — это формулировка основных целей и направлений государственной политики в сфере межнациональных отношений. В основе документа лежит положение о необходимости «укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России». На первом месте — две взаимосвязанные цели, отражающие основной принцип этой политики: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности «многонационального народа Российской Федерации (российской нации)» и сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России.
Одним из центральных положений Стратегии стало выделение факторов, препятствующих гармонизации межнациональных отношений. Большинство из них в той или иной степени сегодня присутствуют в системе социальных и политических отношений. Среди них можно выделить как объективные, такие как высокий уровень социального и имущественного неравенства, экономическая дифференциация между регионами, размывание традиционных нравственных ценностей, стереотипное мышление в отношении народов, недостаточное формирование культуры межнациональногосогласияигосударственнойидентичности,такиимеющих субъективные или чисто организационные причины — коррумпированность отдельных представителей органов власти, дискриминация граждан по национальному признаку в правоприменительной практике, недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в реализации национальной политики, отсутствие достаточной профилактики
15 Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
110