Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

lito_kuznecov

.pdf
Скачиваний:
886
Добавлен:
16.03.2015
Размер:
12.71 Mб
Скачать

организмов, например иглокожих, важным показателем является не только структура, но и микростроение, «архитектура» фрагмента.

Приводимые далее характеристики разных групп организмов даны в весьма обобщенном, схематизированном виде и не раскрывают многих деталей и специфики тех или иных родов, видов, да и многих более крупных таксонов. Для этого следует пользоваться более специальными изданиями с неизмеримо более подробными описаниями и иллюстрациями.

В отечественной литературе наиболее полные сведения об органических остатках и методах их определения содержатся в «Атласе породообразующих организмов» (Маслов, 1973), «Атласе структурных компонентов...» (2005); относительно подробно эти вопросы рассмотрены в соответствующих разделах книг В.Т. Фролова (1964), М.С. Швецова (1958), В.А. Наумова (1989), «Справочном руководстве...» (1958). Из зарубежных изданий можно назвать книги Э. Флюгеля (Fluegel, 1982, 2004), П. Шолле и Д. Ульмер-Шолле (Scholle, Ulmer-Scholle, 2003); «А Collor Illustrated ...», (1978).

3.2. ИЗВЕСТКОВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

3.2.1. ЖИВОТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Фораминиферы. Это одноклеточные животные, относящиеся к типу простейших. Все они водные, преимущественно морские, реже пресноводные организмы. Фораминиферы появились в кембрии и широко развиты по всему разрезу фанерозоя; в определенные периоды их количество и разнообразие увеличивается и они являются породообразующими. Таковы, например, фузулинидовые известняки в среднем и верхнем карбоне, швагериновые — в нижней Пер- ми, глобигериновые и нуммулитовые — в мелу и кайнозое и т.д. Такие породы часто приобретают важное экономическое значение; так, многие пирамиды в Египте построены из нуммулитовых известняков.

Известны как бентонные фораминиферы, которые обитали на самых разных глубинах, так и планктонные. Для последних характерны сферические шаровидные формы раковин, как однокамерных, так и многокамерных; такая форма обеспечивает лучшую плавучесть. Большинство бентонных фораминифер обитали порознь, хотя нередко и массово, т.е.

120

образовывали подобие банок. Известны также срастающиеся формы, например, нубекулярии, которые могли даже создавать небольшие органогенные постройки.

В большинстве случаев размер раковин фораминифер составляет доли миллиметра, но известны гиганты до 10 см в поперечнике (эоценовые нуммулиты). Раковины фораминифер бывают агглютинированные и секреционные. Первые сложены мельчайшими частицами инородного материала (обломки кварца, полевых шпатов, известковых частиц и т.д.), сцементированными органогенным (хитиновым) или карбонатным материалом. Вторые образованы кальцитом, в той или иной мере магнезиальным, значительно реже арагонитом.

Раковины фораминифер бывают одно-, двух- и многокамерными. Среди последних известны однорядные формы с прямолинейно расположенными камерами, формы с беспорядочно расположенными камерами и с навитыми вокруг оси, с клубкообразным, спирально-плоскостным, спиральноконическим и спирально-винтовым навиванием, чечевицеобразные и т.д. (рис. 3.1, 3.2). Размер карбонатных кристалликов, слагающих раковину, обычно очень мелкий, составляет тысячные доли миллиметра, поэтому в шлифе стенка выглядит как пелитоморфный кальцит, т.е. она темно-серая непрозрачная и цвет ее при введении анализатора становится более темным, но полного угасания при вращении столика микроскопа не происходит. При больших увеличениях, существенно больших, чем стандартные (50 —60-кратные), удается выделить и более тонкие различия структуры — наличие однослойной или многослойной стенки, изометричность кристаллов (микрогрануляция первичных кристалликов) или, напротив, их удлиненность при очень маленькой толщине. При наличии таких волосяных кристалликов они часто ориентированы либо по нормали к стенке, либо параллельно ей, что определяет «фибровую» микроструктуру — отдельные кристаллики не видны, но поскольку они располагаются параллельно друг другу — стенка просвечивает, а при вращении столика происходит угасание тех кристаллов, которые в данный момент параллельны нитям окуляра, т.е. при вращении столика микроскопа по стенке раковинки пробегает темная полоска или пятнышко.

В целом палеозойские фораминиферы обладают преимущественно микрозернистой и пелитоморфной стенкой, стенки мезозойских и кайнозойских форм нередко имеют фибровую структуру. Не исключено, что пелитоморфная и мик-

121

Рис. 3.1. Конфигурация раковин фораминифер в различных сечениях (по В.В. Друщицу, О.П. Обручевой, 1971; В.П. Маслову, 1973; «Справочному руководству...», 1958)

розернистая структура древних фораминифер является следствием позднейшей микритизации первично фибровых стенок.

Фораминиферы относительно легко диагностируются в шлифах по форме раковин и строению стенок (рис. 3.3, 3.4, 3.5). Из-за своих небольших размеров они, как правило, встречаются в целом, неповрежденном виде или повреждения невелики и не мешают установлению первичной формы.

Остракоды. Мелкие (0,5 — 50 мм) водные ракообразные, обитающие в водах как среднеокеанической солености, так и

122

а

Рис. 3.2. Строение раковины (а), поперечное (б) и продольное (в) сечения раковин отряда фузулинид (по В.В. Друщицу, О.П. Обручевой, 1971)

резко опресненных и, напротив, существенно осолоненных бассейнов. Остракоды ведут планктонный и донный образ жизни, но планктонные строят раковинку из хитина, поэтому практически не сохраняются в ископаемом состоянии. Бентонные формы имеют кальцитовый скелет и достаточно обычны в ископаемом состоянии. Остракоды появились в раннем ордовике (пресноводные формы, видимо, с девона) и развиты до настоящего времени.

Кальцитовый панцирь — раковина остракод — двустворчатый, обычно более или менее симметричный. Целые двустворчатые раковинки в шлифе бывают эллиптическими, миндалевидными, овальными и т.д. (рис. З.б). Кроме целых раковин часто встречаются разрозненные одиночные створки и реже — их обломки. Внутренняя структура стенки имеет весьма характерное фибровое строение — тончайшие волосяные кристаллики кальцита располагаются перпендикулярно стенкам, и, хотя каждый из них не виден, стенка панциря просвечивает (рис. 3.7, 3.8). С анализатором те кристаллики, которые располагаются в настоящий момент парал-

123

Рис. 3.3. Известняк фузулинидовый. Приуралье. Нижняя пермь

Рис. 3.4. Известняк фораминиферово-детритовый. Отчетливо видны различные по форме остатки раковин фораминифер с темными стенками, сложенными микрозернистым кальцитом. Оренбургская область. Турне

Рис. 3.5. Известняк сгусгково-фораминиферовый. Внутренние полости сферических фораминифер выполнены яснокристаллическим кальцитом. Оренбургская область. Турне

Рис. 3.6. Раковина остракоды в сгустково-шламовом известняке. Оренбургская область. Турне

Рис. 3.7. Створка остракоды в микрозернистом известняке.

Видно тонкокристаллическое строение стенки раковины, причем игольчатые кристаллы ориентированы перпендикулярно границам раковины. Без анализатора

лельно нитям окуляра, угасают, т.е. появляется темное пятнышко. При вращении столика микроскопа бывшие в положении угасания кристаллики осветляются, но на их место приходят другие, которые в этом положении угасают. Таким образом, вдоль створки пробегает темная полоска угасания (точнее, полоска угасания находится на одном месте, а перемещается створка). Подобный эффект хорошо наблюдается у достаточно крупных раковин. Следует добавить, что внутренняя полость, особенно при сохранении обеих створок, часто выполняется яснокристаллическим кальцитом (см. рис. 3.6).

Диагностика остракод в шлифах проводится главным образом по форме панциря и характерной его внутренней структуре.

Рис. 3.8. Двустворчатая раковина остракоды. Оренбургская область. Турне.

а — без анализатора, б — с анализатором: темный крест образуется за счет угасания игольчатых кристаллов кальцита, ориентированных по нормали к стенке и параллельно нитям окуляра

126

Гастроподы, или брюхоногие моллюски. Эти организмы составляют, по-видимому, наиболее многочисленный по числу видов класс типа моллюсков. Примитивные формы гастропод появляются уже в раннем кембрии, а с силура известно уже; множество их видов. Гастроподы обитали (и обитают ныне) в самых разнообразных условиях — на суше, в пресных и морских водах (пресноводные гастроподы появились в позд-т ней юре и получили широкое развитие в палеогене—j неогене), на малой и большой глубине, в холодных и, напротив, теплых и даже горячих водах (известны брюхоногие, живущие в горячих источниках при температуре до 53 0CJ1 Абсолютное большинство водных гастропод — донные ползающие формы, известны и бывают даже массово развить* планктонные (птероподы), прирастающие (верметусы), зарывающиеся в грунт и сверлящие формы.

Раковины современных гастропод состоят из органического рогоподобного вещества конхиолина, арагонита и в мень-f шей степени кальцита. В ископаемом состоянии конхиолин разрушается, арагонит перекристаллизуется в кальцит, поэтому в шлифах практически всегда стенка состоит из кальцита.

Наиболее типична для брюхоногих спирально-коническая или улиткообразная раковина, реже встречаются спиральноплоскостные (завернутые в одной плоскости трубки) и колт пачковидные формы. Сечения наиболее распространенных улиткообразных раковин очень характерны. В сечении вдоль длинной оси это конус, состоящий из последовательно увеличивающихся в размере камер. В сечении, перпендикулярном к этой оси или слабо наклонном к ней, это открытая спираль, круг или чаще овал с характерным приливом (выступом] внутри (рис. 3.9).

Рис. 3.9. Форма продольных, поперечных и наклонных сечений раковин гастропод

128

В связи с тем, что арагонит перекристаллизуется в ясно- Кристаллический кальцит, стенки раковин в шлифах про- зрачные (в отличие от фораминифер, которые иногда имеют похожие формы). Темные оторочки пелитоморфного карбо- ната или иного материала пелитовой размерности, налипшего на стенки, а также заполнившего после разложения органического вещества внутренние полости и пространство вокруг раковины, позволяют четко определить форму раковины в шлифах (рис. 3.10, 3.11).

Размеры гастропод чрезвычайно разнообразны, в том числе имеются и мелкие раковины, которые хорошо сохраняются и практически целиком видны в шлифе. Поэтому опреде- ление их в шлифах в общем несложно по характерной форме раковин, их кальцитовому составу и яснокристаллической структуре. Строение стенки часто позволяет определять остатки гастропод даже в обломках.

Пелециподы, или двустворчатые моллюски. Это билатерально симметричные водные животные с раковиной, состоящей из двух обычно (но не всегда!) симметричных створок — правой и левой. Двустворчатые моллюски появились в кембрии и известны по всему разрезу фанерозоя, но особенно широко они распространены в мезозое и кайнозое, где имеют важное стратиграфическое, а нередко и породообразующее значение. Все пелециподы — донные организмы, но образ жизни их разнообразный: имеются свободнолежащие и ползающие по дну, прикрепляющиеся (например, мидии, устрицы, рудисты), зарывающиеся (миа, солен) и сверлящие грунт (фолады) формы, а некоторые даже передвигаются скачками (пектиниды). Большинство пелеципод обитали в морях, но относительно многочисленны и пресноводные формы. Вообще пелециподы достаточно эврифациальные организмы и обитают в водоемах не только разной солености, но и разной температуры, глубины (от приливно-отливной зоны до дна океанических впадин), с нормальным и нарушенным газовым режимом и т.д. Поэтому пелециподы нередки в тех отложениях, где другая фауна из-за неблагоприятных условий их обитания не развивалась — угленосных, битуминозных и т.д.

Размер раковин отдельных родов и видов изменяется от первых миллиметров до 1,4 м (современная тропическая тридактна) и в большинстве случаев составляет по крайней мере несколько сантиметров. Поэтому в шлифах целые раковины наблюдаются весьма редко (рис. 3.12) и сама форма обломка определяющего значения как правило не имеет.

129

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]