Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Культура.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
201.96 Кб
Скачать
  1. Христианство как основа культуры Средневековой Европы.

Ответ:

Христианство – одно из трех мировых религий, возникло в I в. н. э. среди евреев Палестины. В IV в. н. э. стало государственной религией Римской империи. К ХIII в. н. э. вся Европа была христианизирована.

В 1054 г. христианство разделилось на две ветви: православие и католицизм.

Одним из поводов для разделения церквей явилось добавление к христианскому «Символу веры» которое сделала римская церковь в IV в. Это добавление к догмату о Троице означало, что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына. Православная церковь это добавление не приняла.

Особенности православного вероучения:

- православие возникнув в Византии получило развитие и распространение преимущественно в странах Восточной Европы, на Балканском полуострове и Ближнем Востоке;

- основу православного вероучения составляет общее для всего христианства Символ веры;

- в православии безоговорочно признается верховная власть правителя государства и его статус светского главы церкви;

- отрицается целибат;

- духовенство разграничивается на «белое» и «черное»;

- признается полноценной церковью любая поместная церковь, сохраняющая традицию апостольного преемства и чистоту христианской крови;

- богослужение проводится не на латинском, а на родном языке.

  1. Формирование городской культуры и роль городов в общественной и культурной жизни Западной Европы в эпоху Средневековья.

Ответ:

Проблема возникновения средневекового города давно вызывает споры в исторической науке. Отметим два несомненных обстоятельства: города в Европе существовали и в период раннего средневековья; в XI-XIII вв. (в одних странах раньше, в других - позже) их число резко возрастает. Значит, правильнее говорить не о возникновении средневекового города в X-XII вв., а о новом этапе в развитии городского строя. Феномен города трудно объяснить, если не признать его полифункциональную природу. Города раннего средневековья являлись преимущественно административными, военными, религиозными центрами. С X-XI вв. города становятся средоточием ремесленной и, может быть, в первую очередь торговой деятельности.

Сеньор, на чьей земле находился город, одновременно и покровительствовал горожанам, и стеснял их свободу. По мере того как ремесленники и купцы, жившие в городе, укрепляли свое положение, их стремление освободиться из под власти сеньора проявлялось все более настойчиво. В одних случаях дело доходило до восстаний, в других - удавалось получить королевское пожалование или «купить» право самоуправления, заключив финансовую сделку с сеньором. В тех городах, которые получали коммунальные вольности, всем распоряжались собственные выборные власти. Они устанавливали местные налоги, ведали городской казной, осуществляли судебные и полицейские функции, издавали местные законы и пр. Иногда самоуправление было неполным. Некоторые города долго оставались под властью сеньора. Но, как бы ни складывалась борьба горожан с сеньором за самоуправление, во всех средневековых европейских городах установилось правило: крестьянин, проживший в городе один год и один день, считался уже лично свободным и не мог быть возвращен прежнему сеньору. Это правило воплотилось в поговорке о том, что «городской воздух делает человека свободным».

Жители города имели некоторые общие права - стало складываться городское сословие. Но фактически равенства, конечно, не было. Очень скоро в городах сложилась правящая верхушка - т.н. патрициат. В него входили зажиточные купцы, ростовщики, иногда разбогатевшие ремесленные мастера, а также селившиеся в городах знатные люди из числа феодалов. Рядовые ремесленники и торговцы с большим трудом (и то не всегда) добиваются участия в управлении городом.

Хотя в городах проживали и рыцари, и представители духовенства, но основную массу населения составляли бюргеры (позднее бюргерами стали называть лишь зажиточных горожан). Как известно, в средние века преобладало корпоративное сознание: человек чувствовал себя увереннее и спокойнее, будучи членом какой-то общности - общины, прихода и т.п. Бюргеры в этом отношении не представляли исключения. Купцы нередко объединялись в гильдии, а ремесленники одной специальности в цеха. Было бы, конечно, ошибкой сводить лишь к психологическому фактору причины возникновения в средневековом городе подобных корпораций. Хозяйственная целесообразность играла не меньшую роль: члену цеховой организации легче было приобретать сырье и сбывать готовую продукцию, чем ремесленнику, работающему в одиночку; цех заботился о качестве изделий, о порядке в производственных помещениях и т.д. Ремесленные цехи и купеческие гильдии были и своеобразными организациями социальной защиты своих членов (в случае болезни, увечья и т.п.). Вся многообразная жизнь этих корпораций регламентировалась в их уставах. Они оставались неизменными на протяжении многих десятилетий и даже порой столетий, но этот консерватизм был по-своему выгоден бюргерской верхушке. Так, в ремесленных цехах в XIV-XV вв. мастера все с большим трудом допускают подмастерьев в число полноправных членов цеха: необходимо было изготовить «шедевр» (в переводе - «главная работа») и устроить пирушку членам цеха (любопытно, что само слово «цех» означает «пирушка» ! ).

Европейская торговля концентрировалась преимущественно в двух регионах: в бассейне Средиземноморья, где вначале преобладали византийцы и арабы, а с XII - XIII вв. ключевые позиции заняли итальянские купцы, и по Балтийскому и Северному морям, где в XIV-XV вв. огромное влияние приобрела Ганза - торгово-политическое объединение германских и западнославянских городов. Наряду с дальней, транзитной торговлей, развивается и местная торговля. В рыночные связи оказываются втянутыми все более широкие слои населения. Во многих европейских странах в XIV-XV вв. сельскохозяйственное производство, деревня в той или иной мере были уже ориентированы на рынок, на снабжение города продуктами питания и необходимым сырьем. Характер взаимоотношений между городом и деревней накладывал отпечаток не только на хозяйственное, но и на социально-политическое развитие европейских стран.