Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зигмунд Фрейд,Психология бессознательного.doc
Скачиваний:
223
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
2.79 Mб
Скачать

Текст взят с психологического сайта http://www.Myword.Ru з.Фрейд Психология бессознательного

Сборник произведений

СОСТАВИТЕЛЬ, НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР, АВТОР ВСТУПИТЕЛЬНОЙ СТАТЬИ М. Г. ЯРОШЕВСКИЯ

МОСКВА

с ПРОСВЕЩЕНИЕ» 199в

ББК 88 Ф86

Сверку текста с подлинником провела Е. Е. Соколова

Фрейд 3,

Ф86 Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост,, науч. ред,, авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский.— М.: Просвеще­ние» 1990.— 448 с.

Isbn 5-09-003787-6

В книгу включены крупные работы австрийского ученого-психолога, создавшего оригинальную систему анализа душевной жизни человека. В них показано, что сознание неотделимо от глубинных уровней психической актив­ности. Представляют большой интерес анализ детских неврозов, сталкиваю­щий воспитателя с проблемами, находящимися вне поля зрения учение о влечениях» о принципах регуляции психической жизни, разбор конкретных фактов повседневной жизни, связанных с ошибками памяти и т. д.

. , 4306010000—461 ш _

Ф Ш(ОЗ)-Ш) бад обммення ББК Яв

ISBN 5-09-003787-6 © Издательство «Просвещенне>, 1989

ЗИГМУНД ФРЕЙД— ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА

Среди психологов XX века австрийскому доктору Зигмунду Фрей­ду принадлежит особое место* Его главный труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1900 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга» различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущнй интерес, как Фрейд, как его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетни, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, кон­фликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душев­ных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих*

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл» что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущест­венных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мо­тивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознатель­ными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд соз­дал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только боль­ного» но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология — это и есть Фрейд». Фрейдовская тео­рия во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке — социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

На русском языке первые переводи книг этого ученого появились еще до революции. Они продолжали выходить и в первые после­революционные годы, пользуясь успехом не только у специа­листов-психологов, но также и у врачей, учителей, деятелей куль­туры. Это были годы, когда молодая советская психология только становилась на ноги. Она стремилась впитать в себя учение Маркса. Под этим углом зрения оценивались зарубежные теории — в том числе фрейдизм. И здесь обнаружилось несоответствие между очень многими представлениями Фрейда о душевной жизни человека, о движущих силах его поведения и тем, как объясняет эту жизнь, эти силы марксистская философия, ставшая компасом для советской

науки. Попытки отдельных психологов объединить Фрейда и Маркса были отвергнуты. Для этого имелись веские доводы, ибо методология этих учений* их объяснения механизмов психического развития прин­ципиально различны. При этом, однако, все конкретное содержа­ние исследований Фрейда также оказалось перечеркнутым, С тех пор, с середины 20-х годов, труды Фрейда больше не издавались. В существо его теории и методов перестали вникать. Забвению под­верглось требование марксизма: не смешивать честный, серьезный поиск истины, открытые ученым проблемы и факты, разработан­ные им методики, с одной стороны, и то, как это преломилось в его идеях, несовместимых с нашим мировоззрением,— с другой.

Caw Фрейд признавал, что есть проблемы, до которых «нель­зя долететь, но надо дойти хромая, и в этих случаях не грех хромать». Немало таких проблем он впервые увидел, вызвав к ним обостренный интерес ученого мира. Не случайно наш всемир­но известный ученый, лауреат Нобелевской премии Петр Леонидович Капица в речи на одном из международных симпозиумов, касаясь высшей нервной деятельности человека, сказал, что «основателями этой базисной науки считаются И. FL Павлов и Зигмунд Фрейд* Они первые положили эксперимент в основу изучения процессов мышления. Ими были найдены закономерности восприятия челове­ком внешней среды, возникновения условных рефлексов, влияния подсознания на деятельность человека» (Капица П. Л. Экспери­мент. Теория. Практика,— М., 1977,— С. 329).

Советский читатель должен знать об учении Фрейда не по­наслышке, а из первых рук, с тем чтобы выработать самостоя­тельное» а не извне навязанное представление о нем. Знакомясь с работами Фрейда, с его представлениями о том, как устроена душевная жизнь, каковы ее сокровенные механизмы, мы тем самым расширяем границы сферы познания человека, его внутреннего мира* Такие фрейдовские термины, как «либидо»* «супер-эго*, «идентификация», «сублимация» и другие, можно услышать в запад* ных странах в речи не только психолога или врача-психоте­рапевта, но и любого образованного человека, и хорошо, что наш чи­татель теперь будет знакомиться с Фрейдом по первоисточникам,

О фрейдизме опубликованы сотни книг, сложилась огромная библиотека, которая продолжает расти* Издано множество материа­лов, освещающих деятельность Фрейда и его школы, включая протоколы психоаналитических сеансов. Созданы энциклопедии психоанализа. Прослеживаются биографии некоторых пациентов Фрейда и т. п. Вместе с тем очевидна сильная оппозиция этому учению со стороны многих научных и философских школ. Но какой бы острой критике и даже злобным нападкам оно ни подвергалось, учение Фрейда вновь и вновь становится предметом дискуссий, порождает новые направления, так как в нем отразилась реальность психической жизни.

Говоря об отражении, следует помнить, что его диалектико-материалистическое понимание предполагает различную степень

приближения мысли к реальности. Ведь нередко эта реальность воссоздается неадекватно, в превращенных формах. Со многими неадекватно установленными современной наукой данными чита­тель встретится и в произведениях Фрейда; Мы увидим, как он, будучи мужественным исследователем, порой решительно расста­вался с прежде принятыми им положениями, тогда как ряд своих излюбленных идей продолжал фанатически культивировать, вопре­ки тому, что их безнадежную слабость показали не только против­ники психоанализа, но и его верные приверженцы.

Ежедневно по 8—10 часов на протяжении многих десятилетий Фрейд занимался врачебной практикой. На фактах, почерпнутых в клинической практике, он проследил сложность и многопла* новость структуры личности, значение в ее истории внутренних конфликтов и кризисов, последствия неудовлетворенных желаний, Фрейдом был введен в научный оборот ряд идей и проблем, показавших, что уровень сознания неотделим от других глубинных уровней психической активности, не изучив взаимодействие которых невозможно понять природу человека. Фрейд разработал ряд гипо­тез, моделей, понятий, запечатлевших своеобразие психики и прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах (психоло­гической защите), фрустрации, идентификации, рационализации, вытеснения, фиксации, катарсисе, силе Я и др, (см, ниже). Эти понятия обогатили также психотерапевтическую практику. Изучение Фрейдом роли сексуальных переживаний и сопряженных с ними ду­шевных травм дало толчок развитию новых областей знания, в част­ности сексологии. Фрейдом было показано, сколь важно, прослежи­вая становление характера человека — его строение и динамику, учитывать детские годы и испытанное ребенком в этом периоде, в особенности отношения в семье, от которых зависит формирование его характера, его мотивационной сферы. Жизненность, практическая значимость поставленных Фрейдом проблем вытекает также из того, что в круг научного анализа им были вовлечены феномены, которые традиционная психология не привыкла принимать в расчет: чувства вины, неполноценности, тревожности, уход от реальной ситу­ации в область грез, возникновение внутренней тенденции к агрессив­ности.

Наша психология ищет свои ответы на сложные, интимные вопросы, поставленные Фрейдом. В науке же постановка вопроса — не менее трудная, не менее творческая задача, чем поиски отве­тов. Не соглашаясь с предложенным Фрейдом толкованием собран­ных им фактов, его теоретическими обобщениями, советские исследо­ватели освещают их с других научных позиций. Вместе с тем, развивая свой подход к соотношению сознания и бессознатель­ной психики, к противоречиям и конфликтам в развитии личности, они опираются на наследие прошлого. Чтобы критически переосмыс­лить это наследие, необходимо сперва им овладеть.

Следует иметь в виду, что на современном этапе фрейдизм

уредставляет собой не единую целостную систему, а множество различных научных школ и направлений, у которых имеются не только фанатичные приверженцы, но и не менее страстные против­ники. Чтобы понять ситуацию в мировой психологии, соотношение в ней различных научных сил, нужно знать учение самого Фрейда, знать, как оно сложилось н приобрело столь глубокое влияние на различные подходы к психике человека — самого сложного явления в известной нам вселенной.

♦ * *

Зигмунд Фрейд — создатель направления, которое приобрело из­вестность под именем глубинной психологии и психоанализа, родился 6 мая 1856 г, в небольшом моравском городе Фрейбурге (ныне Пршибор, ЧССР) в семье небогатого торговца шерстью, В I860 г. семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей, но только Зиг­мунд выделялся своими исключительными способностями, удивитель­но острым умом и страстью к чтению. Поэтому родители стреми­лись создать .для него лучшие условия. Если другие дети учили уроки при свечах, то Зигмунду выделили керосиновую лампу. Чтобы дети ему не мешали, им не позволяли при нем музицировать. Он окончил гимназию с отличием в 17 лет й поступил в знаме­нитый Венский университет.

Вена тогда была столицей Австро-Венгерской империи, ее куль­турным и интеллектуальным центром. В университете преподавали выдающиеся профессора. Обучаясь в университете, Фрейд вошел в студенческий союз по изучению истории, политики, философии (это в дальнейшем сказалось на его концепциях развития культуры). Но особый интерес для него представляли естественные науки, дости­жения которых произвели в середине прошлого века настоящую революцию в умах, заложив фундамент современного знания об орга­низме, о живой природе. В великих открытиях этой эпохи — законе сохранения энергии н установленном Дарвином законе эволюции органического мира — черпал Фрейд убеждение в том, что научное знание есть знание причин явлений под строгим контролем опыта. На оба закона опирался Фрейд, когда перешел впоследствии к изучению человеческого поведения. Организм он представлял как своего рода аппарат, заряженный энергией, которая разряжается либо в нор­мальных, либо в патологических реакциях, В отличие от физических аппаратов, организм является продуктом эволюции всего челове­ческого рода и жизни отдельного индивида. Эти принципы рас­пространялись на психику. Она также рассматривалась, во-первых, под углом зрения энергетических ресурсов личности, служащих «го­рючим» ее действий и переживаний, во-вторых, под углом зрения раз­вития этой личности, несущей память и о детстве всего челове­чества, и о собственном детстве. Фрейд, таким образом* воспи­тывался на принципах и идеалах точного, опытного естествозна-

6

ния — физики а биологин. Он не ограничивался описанием явлений, а искал их причины и законы (такой подход известен под именем детерминизма» и во всем последующем творчестве Фрейд явля­ется детерминистам}* Этим идеалам он следовал и тогда, когда перешел в область психологии. Его учителем был выдающийся европейский физиолог Эр ист Брюкке1, Под его руководством студент Фрейд работал в венском физиологическом институте, просиживая по многу часов за микроскопом. Под старость, будучи всемирно при­знанным психологом, он писал одному из своих друзей, что ни­когда не был так счастлив, как в годы, потраченные в лабора­тории на изучение устройства нервных клеток спинного мозга жи­вотных. Умение сосредоточенно работать, всецело отдавая себя на­учным занятиям, выработанное в этот период, Фрейд сохранил на последующие десятилетия. Он намеревался стать профессиональным научным работником. Но вакантного места в физиологическом институте у Брюкке не было, Тем временем ухудшилось материаль­ное положение Фрейда, Трудности обострились в связи с предстоящей женитьбой на такой же бедной, как и он» Марте Верней. Науку пришлось оставить и искать средства к существованию. Имелся один выход — стать практикующим врачом, хотя к этой профессии он никакого тяготения не испытывал. Он принял решение заняться част­ной практикой в качестве невропатолога. Для этого пришлось сперва пойти работать в клинику, так как медицинского опыта у него не было. В клинике Фрейд основательно осваивает методы диагностики и лечения детей с пораженным мозгом (больных детским параличом), а также различных нарушений речи (афазий). Его публикации об этом становятся известны в научных и медицинских кругах. Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного врача-невро* патолога. Своих больных он лечил принятыми в то время мето­дами физиотерапии. Считалось, что поскольку нервная система пред­ставляет собой материальный орган, то и болезненные изменения, которые в ней происходят» должны иметь материальные причины. Поэтому устранять их следует посредством физических процедур» воздействуя на больного теплом, водой, электричеством и др. Очень скоро, однако, Фрейд стал испытывать неудовлетворенность этими физиотерапевтическими процедурами. Эффективность лечения ос­тавляла желать лучшего, и он задумался над возможностью при­менить другие методы, в частности гипноз, используя который некоторые врачи добивались хороших результатов. Одним из таких успешно практикующих врачей был Иосиф Брейер» который стал во всем покровительствовать молодому Фрейду. Они совместно обсуж­дали причины заболеваний своих пациентов и перспективы лечения. Больными, которые к ним обращались, были главным образом женщины, страдавшие истерией. Болезнь проявлялась в различных симптомах — страхах (фобиях), потере чувствительности, отвраще-