
10936
.pdf
значимо для истории и культуры России, ибо эти комплексы заключают в себе отпечаток прошлого и порождают интерес к нему.
Индивидуальный облик доминантного сооружения или акцента достигается за счёт планировочной организации пространства. Так, в XVI веке в Риме развернулась основная градостроительная деятельность, в которой получило осуществление знаменитое Римское трёхлучие на площади дель Пополо, при этом точкой схода узкого пучка магистралей – состоящего из улиц Бабино, Карсо и Рипетто – стал дневнеегипетский обелиск. Созданная Д. Фонтана трёхлучевая система планировки города оказала сильное влияние на дальнейшую градостроительную практику Европы. Следующей пространственной лабораторией для применения трёхлучевого расположения улиц стала Франция, в частности работы А. Ленотра – Во-ле-Виконт и Версаль. В период XVIII – XIX веков Франция становится ориентиром для всех передовых деятелей в области культуры. За счёт французско-русского диалога западноевропейская планировочная мысль отразилась в русском градостроительстве (Петербург, Тверь, Васильсурск, Одоев, Богородицк, Таганрог) с определенными преобразованиями. Так, например, русское нововведение, впервые примененное в Петербурге, – это закрепление башней Адмиралтейства исходной точки трёх лучевых проспектов, а также асимметрия, выраженная в том, что главный луч – не средний (Гороховая улица), а боковой – Невский проспект [1].
Становится заметным некий переход от общего к частному, где масштабная градостроительная идея, трансформируясь, применяется более локально – как элемент архитектурно-ландшафтной композиции, то есть на объектах садово-паркового строительства.
Рис. 1. Трёхлучевая система Петергофа.
Врамках работы рассмотрены значимые для культуры России места,
сприменением трёхлучевой системы, одним из которых является Петродворец (до 1944 года – Петергоф) – грандиозный дворцово-парковый комплекс, строившийся Петром I одновременно с Петербургом. Сохранившиеся рисунки и указы императора свидетельствуют о том, что
430

общая планировка, а иногда и детальные разработки, принадлежат основателю [2]. Дворцово-парковый ансамбль разбит на две части: Верхний и Нижний сад. Верхний сад – это некий вестибюль под открытым небом, где основной композиционный приём – симметрия, выраженная повторением относительно главной оси трельяжных беседок, берсо, квадратных прудов, боскетов и партеров. Яркое выражение трёхлучевая форма приобретает в Нижнем саду (рис.1), дав планировочному решению индивидуальный облик за счёт наложения одной трёхлучевой системы на другую, которые отличаются углами между лучами (наиболее композиционно значимые лучи сходятся к главному планировочному узлу – Большому дворцу, следующая система расположена близ Марлинского пруда).
Следующий, не менее достойный пример садово-паркового искусства, – Царское село (город Пушкин), представленное двумя садовопарковыми ансамблями: Екатерининским и Александровским парками. Анализируя композицию трёхлучевого построения Старого сада Екатерининского парка, можно проследить цепную систему связей, за счёт которой считывается единство доминантных сооружений и композиционная гармонизация, выраженная в плавном переходе от главного к второстепенному. Крайние точки главной оси фиксируются зданиями Екатерининского дворца и Эрмитажа. Ось, которая начинается от дворца как от уединенного центра, после деления на три части перетекает во внешнее пространство – сад. Так, например, в Римском трёхлучии достигается обратный эффект, где площадь – это и есть внешнее пространство, а лучи являются более уединенной средой. Помимо этого, стоит обратить внимание на зеркальное отображение трёхлучевой системы, которая вносит уникальный характер в композиционно-пространственное построение (рис. 2).
Рис. 2. Фрагмент Екатерининского парка – Старый сад.
431

С течением времени, в результате творческого поиска форм, трёхлучевая система приобретает меньший масштаб и более свободную планировку. Такой приём можно заметить близ композиционных узлов садово-паркового ансамбля Архангельское. На территории объекта использованы классические приёмы, например, трёхлучие, где точкой фиксации аллей выступает колонна Александра I, при этом наблюдатель, стоящий возле узла, воспринимает лучи в виде общей картины. Однако, близ колонны Николая I и колонны Александра III принцип расходящихся аллей обрел новый «планировочный смысл», сущность которого в динамике (рис. 3). Если до этого лучи проектировались относительно друг друга так, что все они визуально пересекались в одной фиксированной точке (обелиск, колонна, дворец), то здесь лучи асимметричны и разнонаправлены, поэтому появляются три новые точки их пересечения.
Рис.3. Фрагмент садово-паркового ансамбля Архангельское, где: 1 — колона Николая I; 2 - колонна Александра III; желтым выделено визуальное продолжение лучей, красным – точки их пересечения.
В ранее приведенных примерах доминантые сооружения располагаются на главной оси, исключительной в этом плане является усадьба Асеевых в Тамбове. Здесь трёхлучевая система как бы обрамляет территорию усадьбы, то есть крайние лучи практически параллельны границе объекта, а исходной точкой для фиксации осей является область близ входа на территорию (рис. 4).
432

Рис.4. Территория усадьбы Асеевых в Тамбове.
Таким образом, западноевропейская практика, действительно, оказала влияние на градостроительную и архитектурную идею в России, но лучевые планировочные системы, используемые в отечественном градостроительстве и садово-парковом строительстве, лишь поверхностно могут показаться вариантом римской или версальской планировки, на самом деле, каждая система модифицирована, независима и обладает локальной самобытностью.
К сожалению, на сегодняшний день, данный приём при создании объектов ландшафтной архитектуры практически предан забвению. Но сохранение уже сложившейся исторической планировки, подчинение всех объектов главным композиционным осям и доминантам очень важно. Трёхлучевая система является актуальной, поскольку трёхлучие – это образцовый композиционный способ выделить ключевые объекты в качестве доминант или акцентов, связать элементы среды (города или парка) в единую структуру. Помимо этого, благодаря трёхлучевой системе, образуются ориентиры, виды, перспективы, пространства, которые впоследствии становятся символом для данной территории, а интересный облик – это ключ к созданию уникального комплекса.
Литература
1.Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. Том первый – М.: Стройиздат, 1979 – 496 с: ил.
2.Сокольская О.Б. Ландшафтная архитектура. Основы реконструкции и реставрации ландшафтных объектов: учебное пособие / О.Б. Сокольская, В.С. Теодоронский. – 2-е изд., стер. Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 332 с.: ил.
433

А.П. Белова, У.Г. Почанина
ИПТД – Институт пищевых технологий и дизайна – филиал ГБОУ ВО НГИЭУ
ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МОДЫ СЕЗОНА 2020/2021 В ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЕ
Гармоничный образ – это своего рода композиция, в которой гармонично переплетаются фактура и рисунок ткани, цветовая гамма и пропорции костюма, украшения и аксессуары, прическа и макияж, стиль одежды и силуэт, при этом правильную композицию выстраивает, несомненно, индивидуальность самого человека [1].
Модные дизайнеры в сезоне осень-зима 2020-2021 представили широкий ассортимент верхней одежды с перспективными модными направлениями. На свои показах дизайнеры Миучча Прада, Клэр Уэйт Келлер, Кристиан Диор и многие другие демонстрируют кейпы и накидки, пальто, плащи, модные кардиганы, шубы, пуховики, куртки, пончо, дубленки, парки и бомберы (рис.1).
Самые популярные силуэты пальто – прямые или слегка приталенные. В женском гардеробе почётное место занимает пальто мужского фасона. Длина разнообразная – от длинных и миди, до коротких. Остромодные модели – стёганные пуховые пальто с поясом. Внешне они также напоминают пальто-халат, так как не имеют застёжек.
В этом сезоне все ещё актуальны уже ставшие классикой парки длиной до середины бедра; удлинённые куртки до колена и даже в пол.
По-прежнему в моде пуховики-одеяла «оверсайз» – модели прямоугольного фасона, большого объема, застёгивающиеся на кнопки или на завязках.
Новую жизнь получили двусторонние куртки, в которых одна сторона исполнена в базовом цвете, а вторая – в трендовом.
Рис.1. Модели с показов модных дизайнеров осень-зима 2020-2021.
434

В коллекциях именитых домов Valentino, Alexander McQueen, Maison Margiela, Karl Lagerfeld, Oscar de la Renta и многих других талантливых представителей фэшн-индустрии можно увидеть традиционный английский элемент одежды – кейп. Это трапециевидная накидка на плечи с застёжками спереди, часто с прорезями для рук и карманами. В сезоне осень-зима 20202021 можно увидеть как короткие кейпы, так и кейпы удлиненного типа.
Модным трендом нового сезона становится пончо. Пончо пришло к нам из Южной Америки. Представляет собой круглое или прямоугольное полотно ткани с прорезью для головы. Ни рукавов, ни карманов у него нет. Рекомендуется носить свободно или подхватить талию широким поясом.
Зимой будут актуальны шубы, как классических фасонов длиной ниже колена и до щиколотки, так и укороченные полушубки в интересных расцветках (рис.2).
Рис.2. Модели с показов модных дизайнеров осень-зима 2020-2021.
Снова в моду возвращаются дубленки в коричневых, песочных, бежевых, шоколадных, терракотовых и рыжих тонах. Длина варьируется от «немного ниже талии» до длины «в пол». Одна из самых модных моделей дубленок укороченной длины – «авиатор». Теплая, практичная и удобная, куртка-пилот идеально вписывается в повседневный зимний гардероб, прекрасно сочетаясь как с брюками и грубыми ботинками, так и с длинными юбками и платьями.
Актуальные материалы этого сезона: кожа, атлас, бархат, латекс, трикотаж.
Модная цветовая гамма: коричневые оттенки, нюд, фуксия, апельсиновый, красный, почти вся желтая палитра, черный и сочетание черного с белым.
В тренде анималистичный принт, гобелены или гобеленовый принт, абстракция, цветочные принты, клетка, полоска, оп-арт, пэчворк, микспринтов.
Дизайнеры продолжают ностальгировать по 80-м, и неудивительно, что в модных коллекциях сезона осень-зима – 2020/21
435

гиперболизированные рукава стали главным элементом декора [2]. Рукавафонарики, буфы и жиго – ключевой тренд сезона. Буфы – пышный короткий рукав, длиной до локтя с манжетой внизу или собран на резинку. Жиго – пышный фонарик доходит до самого локтя и заканчивается очень узкой частью, которая обтягивает руку от локтя до запястья. Очень востребованными у дизайнеров становятся расклешенные рукава - по типу «колокол» и «годе» и рукава-воланы (рис.3).
Рис.3. Модные рукава в сезоне осень-зима 2020-2021.
Широкие плечи подчеркнуты декоративными деталями – эполетами, погонами, бахромой и подплечниками.
Карманы в верхней одежде предлагаются накладные больших размеров, с декоративными клапанами, прорезные с крупными настрочными листочками и вертикальные в швах.
Воротники в новом сезоне представлены пиджачным или английским
– стояче-отложная конструкция, со ступенчатыми краями с дополнительными отложными лацканами; шалевым – отложным воротником, который постепенно сужается к зоне декольте, образуя треугольный вырез и воротником апаш – широким воротником с откидными краями. Деталь воротника может быть асимметричной. Часто её используют на дамском пальто, женщина может дополнить образ шарфом или платком. При этом дизайнеры предлагают необычный крой и форму, возвращаются к давно забытым решениям, делая образ более креативным и ярким.
В моделях преобладают вертикальные линии членения, представленные рельефами, вытачками, средними швами, вертикальными прорезными карманами и застежками.
Эффективные практики современного дизайна неразрывно связаны с такими понятиями как «среда», «традиция», «стиль». В данном контексте продвижение социально–ориентированных, профессиональных обучающих дизайн–технологий, способствующих сохранению у молодого поколения
436
понимания традиционных ценностей культуры влияет не только на качество подготовки будущих специалистов в области индустрии моды, но и способствует обеспечению прочной основы будущей профессиональной деятельности [3].
В процессе обучения необходимо создавать такие педагогические условия, которые будут способствовать эффективному развитию у обучающихся креативных качеств и способностей, ведущих к формированию высокого творческого потенциала, требующегося им для успешного продвижения «модных» идей и смелых решений [4].
Проведенный анализ модных тенденций на сезон осень-зима 20202021 будет использован для разработки актуальной коллекции модных женских пальто в рамках курсового проекта.
Литература
1.Заболотская Н.П. Мастер-классы как способ популяризации народного творчества в условиях социально-экономической трансформации общества // В сборнике: Перспективы развития образовательных технологий в индустрии моды, дизайне и рекламе [Электронный ресурс]: сборник материалов областной научнопрактической конференции (30 сентября 2019 г., г. Нижний Новгород) / [под ред. Л. В. Павловой]. –Киров: Изд-во МЦИТО, 2019.С. 31-35.
2.Сosmo.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: https://www.cosmo.ru/fashion/shopping/rukava-fonariki-bufy-i-zhigo- klyuchevoy-trend-2020-vybiraem-samye-modnye-veshchi
3.Еремина Н.А. Проблемы формирования навыка авторского проектирования в дизайн-образовании // Педагогика искусства. 2014. №4. С.17-22.
4.Пятко Л.А. К вопросу о развитии творческих способностей специалистов индустрии моды и красоты// Качество образовательной среды: концепции, проблемы, решения материалы и доклады VIII Региональной научно-практической педагогической .– 2018. – с. 130-132.
5.Newladyday [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: https://www.newladyday.ru/modnye-palto-foto-trendy/
6.Voguemoda [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: https://voguemoda.ru/verhnyaya-odezhda-osen-zima
7.News-ontime.ru [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: https://www.news-ontime.ru/verhnyaya-odezhda-osen-zima/#v6
437
Д.И. Шавина, И.С. Абоимова
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Города, здания, интерьеры - все это оказывает огромное влияние на то, как люди воспринимают мир. Грамотно созданное пространство повышает работоспособность людей, изменяет их психологическое состояние. Если внутреннее пространство своего дома человек в состоянии создать сам по своим предпочтениям, то грамотное создание интерьеров общественных зданий, в которых люди могут пребывать значительное количество времени, одна из важнейших задач современного дизайнера. Это требует от начинающего специалиста в области дизайна изучения базы знаний в данной сфере деятельности и отслеживания актуальных тенденций для максимально креативных и свежих идей [1].
В интерьере, как в одной из самых динамичных частей дизайнерской практики, наиболее остро отображаются происходящие в нашей стране политико-экономические и социокультурные изменения. Многоликое отражение современной действительности проявилось в пестром обилии созданных интерьеров общественных зданий. Целевой направленностью решения любого интерьера дизайнерскими приёмами и средствами является создание средовой атмосферы. В качестве исходных основ средовой атмосферы общественных интерьеров среди общечеловеческих ценностей и элементов мировой культуры можно выделить: личность, цивилизованность, историчность, зрелищность. Доминирование какой-либо позиции или их оригинальное сочетание создает специфику интерьера в каждом конкретном случае.
С учетом выбранных исходных основ создания средовой атмосферы интерьеров общественных помещений, можно обозначить четыре наиболее распространенных в дизайнерском проектировании интерьеров условно названных подхода: концептуальный, сценарный, семантико-стилевой и пространственно-пластический. Результат таких подходов заключается в создании эмоционально-образного строя интерьера. Доступность и полноту понимания человеком сути образа интерьера обеспечивает способность человека к ассоциативно-образному восприятию и мышлению.
Суть проблемы, возникшей в настоящее время, состоит в том, что объектная среда, которая формируется при возведении здания, со временем изменяется, часто стихийно, теряя единство эстетического восприятия.
438
Предметная среда со временем перестает соответствовать предъявляемым требованиям и закрепленным за ней функциональным назначением [2].
Опасность безликости многочисленных образцов стандартизованной архитектуры несёт повторяющееся однообразие форм, равнодушно заполняющих окружающее человека пространство. В этой тенденции пространства, где целое теряет свой образ, а объект теряет свою индивидуальность, важна активность эстетического подхода. Решение этой проблемы возможно только при комплексном, системном подходе к проектированию существующей пространственной среды.
Широкое применение в повседневной практике нашел приём привнесения в интерьеры общественных зданий черт жилья с целью обострения конфликта «общественное – личное» или придания «общественному» камерности, домашности. Сознательное конфликтное столкновение характерных черт интерьеров может способствовать созданию яркого, запоминающегося образа. В проектировании интерьеров общественных зданий существует множество отличительных особенностей. Особо выделяются три отличительные особенности:
1.Выбор приоритетных социальных ориентиров (при создании образа общественных интерьеров социальным ориентиром выступают как потребители, так и арендаторы).
2.Временной фактор пребывания человека в интерьере (в общественном интерьере определяется периодичность и временность).
3.Целевое применение мобильных частей в структуре интерьера (в структуре общественного интерьера подстраивают его под изменяемые функционально-технологические процессы).
Предназначение интерьера общественных зданий (театра, библиотеки
идр.) диктует выбор своеобразных архитектурно-художественных, конструктивных и декоративных средств построения интерьерного пространства. Проект здания, предназначенного для занятий спортом, например, существенно отличается от строения, где проходят театральные представления или совершаются торговые операции. Уникальность порождает трудность проектирования и строительства, обязывает дизайнера искать выразительный образ каждого такого сооружения [5]. С другой стороны, возведение общественных зданий по типовым проектам заставляет разнообразить внутреннюю отделку, использовать детали индивидуального исполнения, присущие региональным особенностям и национальным традициям.
В этом случае создать запоминающиеся интерьеры общественных зданий (больница, школа) возможно при условии творческого подхода и поисков оригинальных выразительных средств. Общее впечатление от посещения больницы часто бывает стрессовым и запутанным. Пациенты и
439