Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Социология фаворитизма

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
6.43 Mб
Скачать

Россию молодые прагматики отнесли к числу стран, пребывающих в вечном переходном состоянии. Другая половина отнесла Россию в число аутсайдеров.

Юноши-прагматики считают, что РПЦ не противостоит злу и агрессии, царящим в современной России, что идеи РПЦ недостаточны к требованиям современной жизни и что РПЦ, как

ивсе идеологические институты, отвлекает сознание человека от противоречий в жизни общества.

Наибольшая часть юношей-прагматиков с приходом демократии воспользовалась свободой слова, свободой выбора видов деятельности, и лишь каждый четырнадцатый дал ответ: «Свободой вероисповедания».

Подчеркивая экзистенциальную трагедию войны, юношипрагматики выразили характерную особенность рационалистичного подхода к войне: «война регулирует численность населения» и то, что «война – это нажива денег на трупах».

Ответы студентов указывают на то, что из всех событий больше всего социальная память юношей удерживает тяготы

ипотери поколений семьи, связанные с Великой Отечественной

войной. Каждый десятый ответ показал цену внутренней и внешней политики страны, которую платили семьи: раскулачивание, миграции, Афганская война, чеченские войны, с распадом СССР родственники остались за границей. У каждого десятого предки были награждены.

Группа, как и все студенты в основном, считает, что рынок – это простор для инициативы и предпринимательства, а треть задумывается о социальных последствиях рынка, утверждая, что рынок– этоусиление неравенства.

Определяя предпочтительный строй, юноши-прагматики единодушно ответили, что их привлекает строй, где собственность частная, корпоративная. Это и есть сущностная характеристика типа морального сознания.

Юноши-прагматики в соответствии с признаками типа ответили, что социальная справедливость – это эквивалентность

341

взаимного воздаяния, другая половина выразила скепсис относительно возможности справедливости.

Две трети юношей-прагматиков уверены в перспективе роста, треть осторожно ответила, что неизвестно, что будет дальше в обществе и на предприятиях.

Странной для внешней логики оценок группы и отличной от всех групп особенностью явилась ситуация, когда лишь треть юношей-прагматиков безоговорочно любит настоящее, две трети со скепсисом смотрят на настоящее и прошлое российского общества. На самом деле внутренний протест против складывающейся ситуации неоцененности труда, таланта, способностей вызывает протест именно у прагматиков, ожидавших культуры эквивалентных отношений и не получивших ее, отсюда – преобладание скепсиса.

Прогноз. В круге первом прагматики ставят во весь рост проблему экологии – от Барнаула, Соликамска до Череповца и Москвы. Юноши – будущие специалисты в сфере химических технологий – наряду с отсутствием экологически чистых технологических процессов обнаружили информированность об износе оборудования и постоянных транспортных катастрофах в воздухе и в воде.

Во второй круг встали проблемы дальнейшего инерционного движения страны по пути капитализма и роста инфляции (роста долгов населению). В третьем круге робкая надежда на позитивные сдвиги в преодолении национальной продуктовой зависимости и приход к стабильности от переворота страны «прорабами перестройки».

Теперь, в круге третьем, считают прагматики-юноши, предстоит опасность экономических потрясений, роста безработицы, возможно страна выйдет из кризиса, большая часть считает это маловероятным. В круге четвертом и пятом застойное противоречие эпохи «трансформации» сказалось в том, что и безопасности жизни не будет достигнуто, и разрешения противоречия через социально-политический взрыв – не произойдет.

342

Верят в вечность фаворитизма, но утверждают случайность подъема в группе и обществе фаворита. Считают вполне возможным управлять субъектами фаворитизма как на уровне коллективов, так и на уровне предприятия. Абсолютно отрицают возможность фаворитизма – основного манипулятора олигархии – средств массовой информации. Юноши-прагматики оказывают СМИ полное доверие195.

Фаворит – это любимец, влияющий на патрона, имеющий привилегии и обретающий славу, деньги, почести. Фаворит достигает превосходства над другими, используя все свои качества: от таланта и трудолюбия до полководческого дара, а иные – и альковные таланты. Половина юношей данной группы считают, что находиться в группе «лидер – фаворит» – престижно. Вторая половина отмечает, что эти группы постоянно подлежат осуждению, поскольку цель фаворитов, влияя на власть, конвертировать способности в деньги, славу, почести. Вместе с тем треть отметила благородный мотив фаворитизма, близкий к сподвижнику, состоящий в том, что цель фаворита – воплощать свои идеи равенства и справедливости. Среди фаворитов современной России юноши-прагматики закономерно отрицательно оценили фаворитов олигархов.

Изменилась и поведенческая ситуация прагматиков-юно- шей в отношении ближних. Группа стала мягче, человечнее в условиях бесчеловечности: половина из опрошенных юношей-

195 На XIII конференции Европейской социологической ассоциации (Афины, Греция, 2017 г.) М. Абрахам (президент МСА) сфокусировала внимание на состоянии постправды, в котором оказался в последние годы современный мир. Ситуация напоминает все чаще медийные войны эпохи холодной войны, с той лишь разницей, что идеологические конфликты переместились из сферы международных отношений в сферу внутренней политики. Современные медийные войны выглядят лишь как отвлекающий маневр, но при этом за рамками дискуссии остаются жизненно важные проблемы общественного воспроизводства – разрушительное неравенство, кризис в сфере образования, упадок в системе здравоохранения, деградация инфраструктуры. Черныш М.Ф. Тренды современной критической социологии (общие наблюдения с конференции ЕСА) // Социологические исследования. – 2018. – № 2. – С. 6–7.

343

прагматиков ответили, что помогают тем, кто нуждается в помощи, а оставшаяся половина тем, кто об этом просит. Прежде это была логика поведения в интеракциях коммюнотариста.

В системе нравственных принципов юноши-прагматики, как и большинство людей на планете, выбирают «золотое правило нравственности», но пятая часть группы придерживается морали подвига. Еще одна пятая часть придерживается эквива- лентно-мистического правила воздаяния за добро и зло.

Юноши-прагматики разделяют житейское суждение о свободе как возможности выбора. Это понимание «подправляется», «регулируется» философским представлением о том, что абсолютной свободы не существует. В духе новых веяний об активности субъекта, который может сам выстраивать свою биографию, независимо от внешних обстоятельств, «что свобода – это внутренняя раскрепощенность личности», и в поддержку последнего суждения, активность юношей-прагматиков проявилась в желании выплеснуть жизненную энергию: «свобода – это реализация способностей, несмотря на обстоятельства». Следует заметить, что субъект свободен лишь тогда, когда овладевает знанием объективных законов и действует в соответствии с ним. В этом диалектика. Иначе – давящий всякую инициативу объективный детерминизм или бессильный выброс энергии без успеха – субъективный идеализм. Философски грамотные люди с этим выводом, очевидно, согласятся. В последнем суждении юношей-прагма- тиков есть окрыленность молодости, есть «вера-в-себя». Без этого не совершить ничего.

Две трети пребывают в самом высоком экзистенциальном полете любви – они любят и любимы, а четвертая часть вообще отметила, что счастливы в семейной жизни. Ближе всего к позиции прагматика позиция Р. Коллинза. Он рассматривает любовь и собственность в русле ритуала (культуры), сопоставляя Викторианскую эпоху с современной. Р. Коллинз исходит из того, что «семейные отношения – это отношения собственности. Это собственность нескольких ро-

344

дов: 1) право собственности на человеческое тело, которое мы могли бы назвать эротической собственностью; 2) право собственности, которое относится к детям, – давайте назовем ее родственной собственностью; 3) право собственности на имущество, находящееся в распоряжении семьи, – назовем ее

собственностью домохозяйства. Он делает два оригиналь-

ных замечания: «В сущности, дело брака стало теперь торговлей эротической собственностью за собственность домохозяйства». «Существует процесс выбора, а следовательно, процесс разделения подбора в качестве пары кого-то, кто стоит рядом с тем же местом на брачном рынке»196. Отмечая достижения феминизма, Р. Коллинз приводит к выводу, что брак с образованной женщиной более удачен в современном обществе, чем

сженщиной традиционного общества. Это снимает значительную финансово-экономическую нагрузку с мужчины.

Социальный портрет девушек-коммюнотаристов РХТУ.

Девушки наследуют в большей части статус своих родителей – технических специалистов, в немалой мере родителей-гуманита- риев. Девушки-коммюнотаристы превосходят своих однокурсников юношей-коммюнотаристов по экономическому и общекультурному уровню. Уровень благосостояния выше среднего. В основном они живут в благоустроенном жилье родителей. Вместе

стем их неудовлетворенность выразилась материальной обеспеченностью. Выходцы из интеллигенции, они отметили, что имеют средний статус, а юноши считают более или менее нормальным уровень их благосостояния. Притом, что большая их часть живет в общежитии и подавляющее большинство отметило низкий экономический статус родительских семей. Поскольку юношам приходится больше обращаться к вторичной занятости, они быстрее вступают в условия вторичной социализации, а впоследствии становятся более уверенными в профессиональной карьере.

196 Коллинз Р. Возникновение сексуального рынка и революция в любви // Бергер П., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология.

Указ. соч. – С. 530, 557, 561.

345

Рассматривая историческое место России, девушки данной группы отмечают, что страна находится в вечном переходном состоянии. Кроме того, ее определяют как аутсайдера, изолированного от влияния на мировой процесс.

Социальная справедливость, на их взгляд, это – исходное равенство возможностей и равенство всех перед законом.

Если в памяти юношей больше сохранились перемещения предков в связи с миграциями, то у девушек в связи с репрессиями. Предки девушек были образованными, почти вдвое активнее проявляли себя, чем предшествующие поколения юношей, в связи с этим девушки отметили, что у их предков вдвое больше награждений. У значительной части, более чем десятой, юношей

идевушек с распадом СССР родственники остались за границей.

Впрогнозе состояний общества предвидится экологическая

иэкономическая напряженность, рост долгов населению, технические катастрофы и безработица – все сопутствующие капитализму тяготы для населения. В меньшей мере высказана надежда на упорядоченность отношений. В связи с этим в перспективе профессионального роста уверена лишь 1/3 девушек. Больше половины скептически оценивают прошлое и настоящее страны.

Ввопросе понимания свободы девушками выявилась некоторая идентичность позиций с высказанными юношами-ком- мюнотаристами мнений о понятии свободы: во-первых, ценность – возможность выбора, свобода – это внутренняя раскрепощенность личности. При понимании, что абсолютной свободы не существует, в этой же группе часть анархистски заявляет: свобода – эта полная независимость. Во втором круге ценностей свободы накат демократических постулатов: навмешательство государства в личную жизнь человека. Условием свободы рассматривается фактор наличия денег, богатства, имущества. И завершается круг спинозистски-гегелевским взглядом: «свобода – познанная необходимость». В заключительной стадии понимания стоят следуюшие ценности свободы: свобода – развитие способностей, несмотря на обстоятель-

346

ства, «разрешено все, что не запрещено законом», свобода – возможность влиять снизу на правящие верхи и, наконец, защищенность личности государством от иностранного информационного и финансово-экономического вмешательства.

Система жизненных ценностей девушек-коммюнотаристов выражает единство творчества, ориентации на труд и открытость обществу, самоценности социально-коллективных отношений. Две трети девушек – на стороне защиты жизни, неслучайно они приверженцы собственности трудящихся и государства. Коммюнотаристы оказались не столь доверчивы СМИ в принципиальных вопросах самосохранения государства и этноса.

Девушки-коммюнотаристы осуждают фаворитизм, отмечая, что фаворитизм, это ситуация, когда «всеми жизненно важными сферами заправляют “любимцы”». Кроме того, они утверждают, что «фаворитизм – плотное кольцо властолюбцев вокруг лидера»,

Фаворитизм скорее случайность, чем закономерность, по мнению девушек-коммюнотаристов. Черты фаворита, по их мнению: корыстный, интриган, «нужный человек», карьерист. Он может быть воспитан и пригож. Мотивы его активности: слава, могущество, деньги. Возвышение идет по линии веры в вышестоящего руководителя и постоянной, неизменной поддержке начальства снизу.

Сами девушки-коммюнотаристы терпимо относятся к фаворитам, пока их привилегии не затрагивают их интересов. Этот процесс они наблюдают и за окружающими в коллективе. Изгоями считают малозащищенных из-за условий воспитания в детстве и из-за комплекса неполноценности, предписанного личности группой.

Достаточно сложен вопрос вопрос об отношении к институту религии. Мы помним, что Э. Дюркгейм утверждал, что вопросы веры изучает философия и религиоведение, социология изучает структуру конфессий. Р. Коллинз доказал, что религия разделяет мир на священное и повседневное (профан-

347

ное). Священное – это, в конечном счете, общество, которое присутствует всегда в нас. Он приходит к единству с Дюркгеймом: «Бог это – общество»197. Примером может служить догадка капитана корабля из фильма «Моби Дик», увидевшего на затерянном в океане, не посещаемом кораблями островке скелеты бывших моряков: «Когда они съели все яйца, птицы перестали прилетать на остров». Не Бог, а общество оставило их.

РПЦ не способствует прекращению зла и агрессии, занимаясь меньше теорией и традицией, РПЦ ушла, как и все институты общества, в бизнес. Не способствовала она и урегулированию отношений в Чечне. Поэтому с приходом демократии студенты не столь массово воспользовались свободой вероисповедания, правда девушки-коммюнотаристы несколько больше, чем юноши (16 и 10 %). Эта группа, скорее, воспользовалась свободой выбора видов деятельности, свободой слова и незначительно свободой предпринимательской деятельности.

Девушки-коммюнотаристы менее счастливы в любви, чем юноши-коммюнотаристы. Р. Коллинз утверждает, что семейные отношения, это отношения собственности, обусловленные новой стратификацией по гендеру.

197«Объясняя природу богов, социологи открыли объяснение ритуалов

исимволов, без которых невозможно существование любого рода групп». «Однако есть реальность, которая обладает всеми характеристиками, которые люди приписывают божествам. Она ни естественна, ни метафизична. Это само общество. Поскольку общество – это сила, гораздо большая, чем любой отдельно взятый индивид. Оно привело нас в жизнь, и оно может убить нас. Каждый из нас зависит от него бесчисленными способами. Мы пользуемся орудиями и умениями, которых мы не изобретали. Мы говорим на языке, который пришел к нам от других. В сущности, весь наш материальный и символический мир получен нами от общества. Институты, в которых мы обитаем, – наша форма семьи, экономики, политики и чего бы то ни было, – пришли из накопленного опыта других, которые – из общества. Бог – символ общества». «Ритуалы же – это строго детерминированное поведение. В ритуалах именно формы имеют значение». «Форма ритуала – это и есть его цель». «В определенном смысле правильное исполнение ритуала – это и есть то, что дало начало вере в священное». Коллинз Р. Социологическая интуиция. Введение в неочевидную социологию // Указ. соч. – С. 436–437.

348

Социальный портрет девушек с переходным типом мо-

рального сознания. Треть группы – выходцы из семей служащих, более четвертой части из семей технических специалистов, часть из крестьян и небольшие группки, в целом составляющие пятую часть, из семей высококвалифицированных рабочих, гуманитарной интеллигенции и предпринимателей. Эта «лоскутность происхождения» сказалась на переходности морального сознания. Вместе с тем это наследники очень сильных предков и несут здоровые гены народа. Это сильный переходный тип студентов. Большая группа – москвичи и жители Подмосковья, поскольку 3/4 живут с родителями. Студенты из России, а не из столицы в обследованных московских вузах составляют 1/4. Из них 16,0 % живут в общежитии. Половина группы идентифицируют себя с низкооплачиваемым слоем, половина – со среднеоплачиваемым слоем населения.

Определяя историческое место России, девушки-коммю- нотаристы отмечают, что Россия находится в числе стран, пребывающих в вечном переходном состоянии. Пятая часть надеется на великое будущее, а 15,0 % даже отнесли Россию к числу фаворитов.

Разнообразие событий в предках поколений семей девушек с переходным типом морального сознания очевидно. Однако трагизм пережитого обусловил, тем не менее, перевес в социальной памяти среди событий участие в Великой Отечественной войне третьего-четвертого отстоящего от войны поколения. И героизм предков был на редкость высокий в сравнении со всеми исследованными вузами. Определение роли войны в жизни общества полностью характеризует переходность типа от качеств гуманизма коммюнотариста до экономических и рациональных качеств прагматика.

Больше половины отметили, что им нравится настоящее, более трети выразили скепсис по отношению к прошлому и настоящему. Сторонницей рынка выступила подавляющая часть группы. Справедливость, соответственно, понимается

349

уравнительно-демократически со стороны права: «равенство всех перед законом». Другую часть составили сторонницы исходного равенства возможностей и эквивалентности взаимного воздаяния со стороны социального строя. Точно так же распадаются предпочтения частной и общественной собственности.

Волнообразная оценка предстоящей ситуации характеризует образ мышления девушек с переходным типом морального сознания: в первом круге опасение по поводу самих условий выживания. В круге втором выражена надежда на порядок в стране, в круге третьем напряжение, связанное с капитализмом, что может закончиться взрывом.

В понимании свободы преобладает «возможность выбора», затем противостоящие друг другу постулаты о полной свободе и о том, что абсолютной свободы не существует. Затем колебания переходного типа идут в бердяевское определение «окрыленности молодости» в вере в себя, в возможность самореализации личности, «несмотря на обстоятельства», а затем в желание быть защищенными государством.

Ценности поочередно, как полосатая зебра, разбросаны между коллективистскими и прагматическими ориентациями: чистая совесть стоит очень высоко среди ценностей – на втором месте и на предпоследнем – материальная обеспеченность. Эта альтруистичность от коммюнотариста. И на последнем месте – «хороший коллектив», на четвертом месте – «умение “крутиться”, чтобы выжить».

Лишь данная группа девушек с переходным типом морального сознания догадались о том, что СМИ являются фаворитом власти. В противоположность юношам своей группы по типу морального сознания, девушки считают, что фаворитизм как закономерность не поддается контролю государства. Вместе с тем часть группы безоговорочно доверяет СМИ. Девушки считают, что СМИ не могут быть фаворитами.

Большая часть девушек склонна рассматривать фаворитизм как закономерность, мотивируя это деятельным и социаль-

350