Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Социология фаворитизма

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
6.43 Mб
Скачать

Свобода в представлении юношей-коммюнотаристов – это возможность выбора, раскрепощенность личности и невмешательство государства в личную жизнь человека. Философское понимание свободы отошло на второй план. В третий круг вошли стереотипы, диктуемые средствами массовой информации («делать то, что не запрещено законом»), и возможность влияния на правящие верхи снизу. В последнем круге ценностей свободы требование защиты индивида государством в плане выживания и духовного равновесия, обережение культуры и духа народа от иностранного влияния.

С приходом демократии юноши-коммюнотаристы воспользовались «свободой слова», «свободой выбора видов деятельности», значительно меньше – свободой предпринимательской деятельности, однако больше, чем в других исследованных вузах, – свободой вероисповедания. Когда гибнет идеология, сознание обращается к вере. Лишь каждый десятый группы отметил, что воспользовался бы «свободой от всеобщности и обязательности труда». Это говорит о возможности найти себя в торговообменной или организаторски-управленческой деятельности.

Жизненной ценностью для коммюнотаристов является «чистая совесть», и это подтверждается самой высокой готовностью оказывать помощь, если кто-то нуждается в этом. По этому показателю солидарности юноши-коммюнотаристы РХТУ даже опередили девушек-гуманитариев Соликамска. Кроме того, ценности творческой деятельности, удовлетворенности работой коммюнотарист поднял так же высоко, как и социально-ценные отношения: любовь, наличие хороших друзей. В этом подтвердилась еще раз логика типа.

Коммюнотаристы РХТУ чаще брали на себя роль лидеров и были ими. Выстраивая конструкцию актуально живущих поколений, можно сказать, что в системе образования московских вузов находились наиболее интеллектуально развитые студенты со всех концов большой страны. В ответах студен- тов-лидеров московских вузов в 2002 году отмечались основ-

331

ные события, коснувшиеся поколений их семей: Великая Отечественная война, но значительно меньше раскулачивания и репрессии. Первая мировая, что переросло в гражданскую войну, это заняло 10 лет – с 1914 по 1924 год. В значительно меньшей мере затронули предков данной группы события гражданской войны. Кроме того в их семьях с развалом СССР

родственники остались за рубежом.

Соотношение участвовавших предков семей московских студентов в Великой Отечественной войне – 30,4 % и вынужденных к миграции – 21,7 %. В Первой мировой войне участвовали предки 8,6 %. Десятую часть вырвали из привычного традиционного быта раскулачивания (8,6 %). Впоследствии слой родственников студентов-аутсайдеров задели чеченские войны (8,6 %) и последовавшие награждения, которые отличают самый неординарный слой семей предков. Награждений больше, чем в других ролевых группах (13,0 %).

Общее ощущение счастья, социального самочувствия молодежи проявляется в отношении к любви. Более половины любят и любимы. Эрос и Танатос соотнесены в отношении к войне. Юноши-коммюнотаристы дали наиболее «современный» взгляд на войну, понимая, что ведущиеся войны на территории России – это произведение дельцов от политики: нажива денег на трупах. Для пятой части – это вселенское бедствие – «катастрофа для народа»191. В данной группе по типу морального созна-

191 «Западная рыночная система является паразитарной в двояком смысле: – она не включает в издержки производства, не оплачивает и не организует нормального воспроизводства факторов, относящихся к общим экологическим, демографическим и социокультурным предпосылкам экономической системы; ее массовое производство, основанное на экстраполирующих тиражирующих принципах, рано или поздно ведет к перегрузке тех или иных природных и культурных ниш, объективно требуя перерыва и смены парадигм, что возможно лишь на основе творческого труда. Поэтому различие между творческим (первооткрывательским) и тиражирующим трудом можно считать не менее значимым, чем различие между продуктивным и присваивающим принципом». Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирова-

ние. – М.: Алгоритм, 2002. – С. 320.

332

ния не менее трети помнят о Великой Отечественной войне и у них же с распадом СССР родственники остались за границей.

Социальный портрет юношей РХТУ с переходным типом морального сознания. Мы определили следующее: что в чем-то эта группа по типу морального сознания является эталонной, поскольку в целом это выходцы из семей высококвалифицированных рабочих. Половина из них на стороне строя с общественной собственностью, вторая – на стороне частнокапиталистического общества. У одних рынок вызывает одобрение, но другая половина в рынке видит негативный процесс.

Половине нравится настоящее, а у другой половины в сознании положительная оценка доперестроечного прошлого, которое они уже не застали в момент своего рождения. В целом юноши переходного типа РХТУ выражают то состояние общественного сознания, в котором пребывает общество, сравнивающее чьи-то возможности в настоящем и всеобщую защищенность жизни в прошлом, эту защищенность жизни новое поколение, отвечавшее в исследовании, уже не застало.

Основные сферы, проникнутые фаворитизмом, юношами переходного типа морального сознания ранжируются следующим образом: политика, армия и флот, торговля, спорт.

Пока юноши данной группы отмечают нерешаемость внутренних и внешних противоречий в обществе, однако признавая свою уживчивость, исходя из «золотого правила нравственности», треть из них готова выступить против культа власти. Отсюда на первое место выходит понимание свободы как раскрепощенности личности, затем ценность демократии: деньги, богатство, имущество – только владея чем-то, можно начинать новое дело, и в данной группе есть понимание того, что абсолютной свободы не существует. В ценностях преобладает норма необходимых условий существования: личная жизнь, материальная обеспеченность, удовлетворенность работой, хорошие друзья.

Юноши переходного типа определили фаворитов следующим образом: любимец, высокопоставленного лица, влияющий

333

на него и обретающий славу, деньги, почести. Затем к этим чертам присоединяется еще и стремление к обретению привилегий. Юношами отмечается пронырливость фаворита: его стремление схватить ситуацию быстрее других и держаться «на плаву». Однимсловом, фаворит – тип, ориентирующийсянаконъюнктуру.

В определении фаворитизма юноши переходного типа морального сознания имеют три основные позиции: фаворитизм связан с оказанием услуг, вторая позиция – в основе фаворитизма крупные манипуляции массовым сознанием; а направляющая сила – это идея, внедряемая в сознание элит, затем – масс. Мощным средством этой силы стали СМИ. По наблюдениям переходного типа, «фаворитизм – потенциал карьеры в политике».

Группой подчеркивается закономерность фаворитизма: «фаворитизм – вечен, фавориты – случайны». Фаворитизм – непробиваемый симбиоз лидера и фаворита, поскольку, на взгляд юношей переходного типа, фаворитизм должен быть подконтролен коллективу и в какой-то мере государству. Помыслы юношей переходных типов об управлении еще достаточно чисты. Осталось доверие к институтам общества. Поэтому

вминимальной степени, рассуждая критически об управлении,

вгруппе считают, что в обществе управляют способные «любимцы» и что «фавориты составляют плотное кольцо властолюбцев вокруг лидера».

Половина опрошенных юношей данной группы с переходным типом морального сознания согласились с мнением, что находиться в группе «лидер – фаворит» престижно, мотивируя тем, что общество структурировано. Часть группы студентов гибко подошла к проблеме, отмечая, это «возможно, престижно находиться в группе «лидер – фаворит», смотря в какой ситуации». И часть полностью согласились, ответив: «Да, о влиятельности того или иного лица всегда говорят с уважением».

Осмысливая причину поиска лидером подходящих фаворитов, юноши переходного типа морального сознания отраженным светом вложили чистоту собственных помыслов. Их суждения от-

334

личаются и от высказываний и предпочтений в этом вопросе как подвергающихся осуждению коммюнотаристов, так и торпедноустойчивых, пробивающих себе дорогу в море людской неразберихи прагматиков-утилитаристов. Вот как выбрал бы переходный тип свое окружение: во-первых, поднять способных, одаренных людей к управлению, во-вторых, иметь «проводника» своих идей вколлективе.

«Сильный» переходный тип избрал техническое образование в новых поколениях. В его родословной отразились события страны. Предков семей московских студентов, участвовавших вВеликой Отечественной войне, отметили 30,4 %, тех, кто был вынужден мигрировать – 21,7 %, во время войны и призывов правительства на целину, на БАМ и т.д. В Первой мировой войне участвовали 8,6 % предков. Десятую часть вырвали из традиционного быта раскулачивания– 8,6 %. Впоследствии слой родственников студентов задели чеченские войны (8,6 %) и последовавшие награждения, которые отличают самый неординарный слой семей предков. Награждений – значительное число в сопоставлении

сдругимигруппамипотипу морального сознания– 13,0 %.

Всоциальной памяти 15,8 % студентов исследованных московских вузов – раскулачивания. В чеченских войнах участвовали родственники 7,9 %. Три равновесные пометки социаль-

ной памяти студентов заняли события истории государства и Первой мировой войны (5,3 %), миграций (5,3 %), с распадом

СССР родственники остались за границей (5,3 %) – студенты Алтайского государственного технического университета показали даже большую долю семей предшествующих поколений, чем в семьях студентов московских вузов, отправленных на фронты Великой Отечественной войны, – 40,0 %.

В остальных жизненных стратегиях и взглядах, как и предопределено переходностью типа морального сознания, – противоречия: с одной стороны, оценка изгоев как порядочных людей, не занимающихся интригами, с другой – в равной степени отмечалось, что это слабые, малозащищенные люди.

335

Социальный портрет юношей-гедонистов. Во-первых,

это студенты из обеспеченных слоев общества. Ни они сами, ни их родители физическим трудом не занимались. Это выходцы из семей ИТР, военнослужащих и гуманитарной интеллигенции. Группа малочисленная, тем не менее интересная как «чистый тип», описанный А.С. Панариным, «юноши-Эдипы». Целое поколение, в ценностях которого не является предосудительным дезертирство из семьи, из страны, из сферы труда. Поэтому им не нужно сильное государство, внутренняя дисциплина, а есть желание заглянуть за нормы общечеловеческого в общежитии

ипросуществовать, не вкладывая сил в общее занятие общества – труд. Эти «юноши-Эдипы» достаточно информированы, поэтому интересен их взгляд на фаворитизм, мера их идентификации с фаворитами192.

Ввопросе о типе общественного устройства выражены неустоявшиеся ценности высшего образования в оценке частной

иобщественной собственности. Однако после шквала нападок на общественную собственность юноши-гедонисты наполовину на стороне акционерной формы собственности. Вторая половина высказалась за частную собственность отечественного и иностранного капитала. Такой настрой гедонистов – явный результат воздействия системы маркетингового образования: «Вы спите, а ваши волы работают на вас».

Наоборот, в высшем своем проявлении тяготение к традиционным ценностям гедонистов как типов морального сознания сказалось в том, что к рынку у этой части группы бескомпро- миссно-отрицательное отношение, а в системе жизненных ценностей на первое место вышла «чистая совесть». Второй суще- ственно-положительной чертой юношей-гедонистов явилась студенческая устремленность к дружбе, лишь затем к личной жизни и материальной обеспеченности. Всегда сложной для ге-

192 Панарин А.С. О державнике-Отце и либеральных носителях «эди-

пова комплекса» // Завтра. – 2003. – № 17 (492). – С. 4.

336

дониста была позиция: «Умение “крутиться”, чтобы выжить». Это так и осталось сложной неразрешимой проблемой, а для прагматика это – привычный способ существования.

Отсюда и видимость превосходства Ролзовского принципа: равенства всех перед законом. Однако вдвое больше ответов юношей-гедонистов на стороне социального государства с исходным равенством возможностей, строя, ориентированного на оплату по труду и эквивалентность взаимного воздаяния.

Свобода юношами-гедонистами понимается как освобождение от труда, направленного лишь на заработок на хлеб насущный. Гедонисты воспользовались с приходом демократии свободой выбора видов деятельности, свободой предпринимательской деятельности, всего один человек – свободой вероисповедания, однако больше, чем в других группах, по типу морального сознания «юноши-Эдипы» воспользовались свободой от всеобщности и обязательности труда. Утверждается «принцип удовольствия», характерный дляэтики «юношей-гедонистов».

В остальных общемировоззренческих постановках даны противоположности свободы: полной независимости и понимание того, что абсолютной свободы не существует. На первый план вышло современное устремление к «свободе выбора». Вместе с тем в условиях демократической свободы перспективы будущей деятельности либо неясны, либо их нет. Лишь четверть юношей-гедонистов уверены в перспективе роста. Помогают юноши-гедонисты в основном лишь в случае, если их об этом просят. Просьба служит, скорее, формой принуждения к помощи.

Поскольку гедонист традиционно выступает против всех стоящих на страже своих интересов, форм организаций, институтов, лидеров, постольку он отрицает возможность воздействия Русской православной церкви на зло и агрессию, царящие в мире. Гедонист полагает, что фаворитизмом проникнуты почти все социальные институты в современном российском обществе: политика, торговля, экономика, армия и флот, школьное образование.

337

Определяя историческое место России, будучи информированными лучше других групп, юноши-гедонисты относят Россию к числу аутсайдеров мирового сообщества. Они отмечают негативную роль олигархов и молодых яппи в сегодняшней провальной ситуации в России. Они относят этих новоявленных фаворитов к числу тех, кто сыграл отрицательную роль в жизни СССР/ России.

Прогноз юношей-гедонистов о ближайшем развитии России, пожалуй, более реалистичен и пессимистичен, чем у узаконенной оппозиции. Во-первых, прогнозируется продолжение системного кризиса по всем технико-экономическим и социаль- но-экологическим направлениям. Выведенные во второй круг проблем экономические противоречия могут привести к социальному взрыву. В-третьих, в слабой мере, как и во всех группах по типу морального сознания, в трех исследованных регионах РФ выражены надежды на безопасность, демократию, подъем сельского хозяйства, стабильность.

При всем скепсисе оценки прошлого и настоящего, четвертая часть группы готова к морали подвига, этот принцип выбрали вслед за «золотым правилом» нравственности. По Коллинзу, мораль– это ритуал, который превращается в право, затем право, как семантическая система, принимаетсяк обсуждениюморалью193.

К войне отношение тройственное: это – «катастрофа», «нажива для преступной верхушки» и парадокс: «гибель людей и прогресс техники».

193 «Я берусь утверждать, – отмечает Р. Коллинз, – процессы, которые продуцируют эти моральные чувства, – это социальные ритуалы. Когда такие ритуалы сделали свое дело, и группа создана, интересы, которые объединили людей в этой группе, приобретают новый статус. Интересы становятся моральными правами и приобретают вокруг себя что-то вроде символического гало справедливости. С иной точки зрения это можно было бы назвать идеологией. Ключевой вопрос состоит в том, что группы не только не только состязаются за конкурирующие интересы, но они также всегда рассматривают свои собственные интересы с моральной точки зрения». Коллинз Р. Социологическая интуиция. Введение в неочевидную социологию. Указ. соч. – С. 430.

338

Предков юношей-гедонистов изрядно потрепали события истории: социальная память трети удерживает Великую Отечественную войну, пятой части – миграцию; и по десятой части прошлись Первая мировая война, гражданская, репрессии, Афганская война.

Большая часть группы не прочь положительно оценить место в группе «лидер – фаворит», отмечая, «смотря в какой ситуации». В причинах, указывающих на поиск лидером фаворита, преобладает доминирующее начало: во-первых, лидером движет страх одиночества на вершине власти, во-вторых, нужны проводники своих идей в коллективе и, в-третьих, желание иметь поддержку окружающих. Последним оправдательным мотивом симбиоза «лидер – фаворит» юношамигедонистами выдвигается желание лидера поднять одаренных людей к управлению.

В управлении обществом фаворитами, по мнению юно- шей-гедонистов, решающую роль играет фактор случайности. Фаворитом движет стремление к славе, почестям и деньгам. Не исключается и утверждение своих амбиций при невысоком творческом потенциале.

Немногие стремятся в фавориты, по мнению юношейгедонистов, поскольку фаворитами становятся те из них, кто владеют интригой. Иногда в фавориты продвигаются такие люди, которые имеют опыт и могут найти выход из ситуации и удовлетворяющим образом истолковать ее. Внешние данные заняли хотя и последнее, но немаловажное место в продвижении в фавориты – как фактор фаворитизма. Механизм возвышения фаворита известен, это – личная преданность, решение какой-то общей задачи, негласная поддержка лидера.

К фаворитам в студенческих коллективах относятся равнодушно до тех пор, пока их привилегии не затрагивают интересов группы. Изгоям в настоящем принадлежит позиция личного достоинства, а в микрогруппах за изгоем закрепляется позиция слабости.

339

Определяя свою роль в группе, половина юношей-гедо- нистов ответила, что сами они ведут себя как все, еще половина огорченно утверждает, что ей приходится отстаивать себя, несмотря на то что это не всегда удается.

В личной жизни половина группы юношей-гедонистов еще не определились, четвертая часть отметили о себе, что любят и любимы.

Социальный портрет юношей-прагматиков. Это группа юношей практически представляет по происхождению все основные слои общества кроме рабочих. Более мягкий прагматизм юношей объясняется тем, что четвертая часть из них не оторвалась от народной традиции. По происхождению часть из них – это выходцы из крестьян, еще равная часть из слоя технических специалистов, часть из семей гуманитарной интеллигенции, и оставшаяся из семей предпринимателей. Крайние полюса бедности и богатства превратили юношей в прагматиков.

Основной институт, пронизанный фаворитизмом, – институт политики. Политика сыграла огромную роль, развязав Первую мировую войну и ее переход в революцию и далее в гражданскую войну. На уровне микроистории это продемонстрировал Н.С. Розов194. А далее, по ответам студентов РХТУ, с большим отрывом идет то, что фаворитизм охватывает в настоящем сферы экономики, искусства, спорта и каждодневной жизни.

194 В статье дана динамика ситуации «на разрыв» поведения солдат пулеметного полка, которые были поставлены в ситуацию выбора: либо отправить 300 пулеметов на фронт для победы над «германцами», либо оставить пулеметы для победы революции, тем самым – выход из войны, развязанной не в интересах народа (как и любой войны). После речи П.А. Половцева – главнокомандующего войсками Петроградского военного округа, солдаты разбрелись по казармам, оставшееся ядро большевиков приняло решение: пулеметы оставить. Половцев выиграл отправку пулеметов, как показал Н.С. Розов, большевиками было затронуто достоинство солдат, как бы они ни проголосовали, пулеметы отправят на фронт, будто бы уже все решено за их спиной, а они в это время были демиургами истории. Розов Н.С. Факторы победы в групповом решении: опыт исторической микросоциологии // Социологические исследования. – 2018. – № 1. – С. 31–39.

340