Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Дуранина, И. С. Спортивные и зрелищные здания Ленинграда = Buildings for sports and performances in Leningrad

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
23.10.2023
Размер:
56.38 Mб
Скачать

В другом здании, расположенном на противоположном берегу реки, — эллинг, мастер­ ские и помещения детской спортивной парусной школы со своими классами и ма­ стерскими и т. д. Планировка дает возможность независимой эксплуатации этих зда­ ний. В южной части гавани у слипа — вахтенный павильон, поднятый на колонне. Через его окна хорошо видны слипы и вся акватория гавани. Павильон оборудован аппаратурой связи и прожекторами.

Кроме этого, на территории клуба будут построены: павильоны, плавательный бас­ сейн, лодочная станция, проходная и т. д. Все здания сооружаются из кирпича и железобетона. Для их отделки используются бетонная плитка, отделочный кирпич п естественный камень. Сейчас заканчивается застройка западной части территории. Как показывает исследование наиболее значительных спортивно-зрелищных соору­ жений и спортивных комплексов Ленинграда и его пригородной зоны, все они рас­ положены на ответственных участках как старой части города, так и районов новой жилой застройки. Градоформирующее значение этих крупных общественных комп­ лексов велико.

Хочется отметить активные творческие поиски в решении градостроительных вопро­ сов при возведении этих новых уникальных сооружений. Положительным фактором является умелое использование существующей градостроительной ситуации, при­ родных условий, удачное включение их в композицию. Рельеф, зелень деревьев, водные пространства — со всем этим органично объединяются сооружения, что очень важно для спортивных комплексов.

Применение пространственных систем позволило получить большие свободные про­ странства без промежуточных опор, а использование этих новых выразительных конструкций делает архитектуру комплекса четкой и в то же время пластичной и современной.

Большое внимание авторы сооружений уделяют применению новых эффективных строительных и отделочных материалов, что также способствует поднятию качества архитектуры. Характерны поиски наиболее рациональных систем функциональной организации, возможностей универсального использования интересных объемно­ пространственных композиций и новых архитектурных форм.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ И КЛУБНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

THEATRES AND CLUB COMPLEXES

В наш век — век бурного развития кино и телевидения — театр ни в коей мере не утратил своего идейно-политического и художественно-эстетического значения. Сила эмоционального воздействия театра — в живом общении актера со зрителями, в тес­ ной связи сцены и зала.

Установлению этой связи, всяческому закреплению ее и должны способствовать и спектакль, и сам театр. Формы современного спектакля поразительно разнообразны. Новая форма спектакля требует новой постановочной техники, иного оформления, соответствующей режиссуры — словом, нового театра. И проектировать потому со­ временный архитектор должен именно такой театр, в проекте которого учтены тре­ бования драматурга, режиссера, художников, технолога сцены.

Театральный организм должен быть максимально гибким, приспосабливаться к раз­ личным требованиям спектакля. А требования эти — требования современности. Традиционная глубинная портальная сцена для театра наших дней далеко не со­ вершенна. Тип такой сцены был выработан в XVIII веке и был удобен для смены небольшого числа живописных декораций. Теперь бурные темпы жизни и предель­ ная насыщенность событиями нашего времени, отраженные в динамичности сюжета сегодняшнего спектакля, требуют принципиально нового устройства сцены, позво­ ляющего быстро и легко менять сценическую обстановку.

Кроме того, современный театр должен с особой силой выявить свое, присущее только ему (в отличие от кино и телевидения), ценное качество — эффект присут­ ствия. И опять менее всего этому отвечает традиционная портальная сцена с ее двух­ мерным плоским пространством портала, резко различной архитектурой зрительного зала и сцены.

Значительно сближает актера и зрителя открытая сцена с развитым просцениумом. Здесь зрители окружают сцену с трех сторон, воспринимая действие объемно. Про­ тивоположность портальной сцены — сцена-арена, окруженная зрителями со всех сторон, или кольцевая сцена, наоборот, окружающая зрителей. При таком сцено­ графическом построении актер и зритель находятся в одном пространстве, тесно свя­ заны друг с другом.

Еще большего сближения сцены со зрителями удается достичь в театре, в простран­ стве которого зрители и актеры размещены свободно. Сцена, зрительские места здесь расположены вне связи с какой-либо постоянной системой, на разных уровнях про­ странства зала. Действие воспринимается со всех сторон, под разными углами. Зри­ тель как бы участвует в спектакле и потому связь «актер — зритель» здесь наиболее тесная. Но и такая система не лишена недостатков. Именно поэтому по вопросу ком­ позиции современного театра дискуссии и искания еще не закончены.

Какая из этих театральных форм — форма будущего, сказать трудно. Очевидно, театр должен быть универсальным, должен приспосабливаться для показа различ­ ных типов спектаклей — от классических трагедий прошлого до феерических фан­ тазий будущего (хотя есть и иные точки зрения: в трансформируемом театре исче­ зают индивидуальные особенности каждого отдельного типа театра, появляется без­ ликость спектакля. Или же трансформация должна быть ограниченной в рамках

группы определенных требований). Достичь такой «многоформности» театра можно, либо механизируя трансформацию театрального зала, либо создавая зал со свобод­ ным, изменяющимся расположением сцены и зрительских мест. Во втором случае число сценографических построений практически беспредельно.

Важным вопросом как современного театра, так и театра будущего является вопрос вместимости. Думается, что, оборудованный по последнему слову театральной тех­ ники, построенный с возможностями универсального использования, с применением систем трансформации, новый театр не должен быть рассчитан на небольшое число зрителей. Но при очень больших размерах зрительного зала создаются неудовлетво­ рительные условия восприятия спектакля, разрушается тесный контакт актера со зрителем. Найти хорошее компромиссное решение этих противоречивых требований очень трудно. Очевидно, выход будет найден в каких-то новых формах театральнопостановочной техники, скорее всего с помощью синтеза искусств театра, телеви­ дения и кинематографии.

Таковы основные направления, по которым ведутся поиски новых современных типов театрально-зрелищных зданий.

Советский Союз занимает ведущее место по числу имеющихся, строящихся и проек­ тируемых театральных зданий. В отличие от утопичных проектов и чисто формальных исканий новизны в архитектуре театра капиталистического общества, у нас экспери­ ментальное проектирование театральных зданий учитывает реальные запросы жизни современного театра, имеет ярко выраженную реалистическую тенденцию.

Необходимо отметить, что всегда здесь тесно переплетаются творческие поиски как архитекторов, так и режиссеров, дополняющих и взаимно обогащающих друг друга. Так, проект здания Театра Юных Зрителей, построенного в Ленинграде в 1962 г., был создан при непосредственном участии художественного руководителя и режиссе­ ра этого театра А. Брянцева. Здесь сцена и зрительный зал получили своеобразную организацию, учитывающую психологические и художественные особенности непо­ средственности детского восприятия.

Интересны для архитекторов театра взгляды известного советского режиссера Н. Охлопкова (Московский театр им. В. В. Маяковского), который выдвигает требо­ вание «взаимопроникновения» пространств зрительного зала и сцены, известной «гибкости» композиции театрального здания. Режиссер хочет иметь театр с универ­ сальной организацией, позволяющей изменять сцену от глубинной портальной до открытой игровой площадки, менять число зрителей, их расположение относительно сцены и происходящего на ней действия.

Экспериментальные предложения крупного режиссера Н. Акимова (Ленинградский Театр комедии) прежде всего отражали специфику жанра театра. В них главное внимание уделялось разработке первых планов сцены, максимально приближенных к зрителю, а также возможности динамического развертывания сценического дей­ ствия. Для быстрой смены картин и эпизодов проектировалась вращающаяся вокруг всего зрительного зала кольцевая сцена, непрерывно подающая к игровой площадке необходимые театральные декорации.

Ряд примеров необходимости взаимосвязи и взаимообусловленности и функцио­ нальных и объемно-планировочных частей театрального организма можно было бы развить и продолжить.

Не менее важны вопросы образа современного театрального здания. Театр обладает колоссальной общественной значимостью, играя активную роль в идеологической

жизни, в формировании нравственных и эстетических идеалов. Отвечая этому назна­ чению театрального сооружения, его архитектура должна быть строга и лаконична, художественно выразительна, эмоционально действенна.

Велико и градостроительное значение театральных зданий. Театр обычно становится достопримечательностью города или его района, активно формирует черты, придаю­ щие своеобразие их архитектурному облику, доминирует над окружающей за­ стройкой.

Особое место всегда занимали театральные здания в архитектуре Петербурга — Ленинграда. Знаменитая «Северная Пальмира» всегда была крупнейшим культурным

центром, во все времена

жила богатой и напряженной

театральной жизнью.

Здесь

в прославленных театрах

и концертных залах начинали

свою сценическую

жизнь

многие бессмертные творения великих мастеров искусств. Архитектура театров классического Петербурга обладала теми высокими качествами, как градостроитель­ ными, так и эстетическими, которые заслуженно принесли ей неувядаемую славу. Эрмитажный театр Д. Кваренги, Большой театр Т. Томона (не дошедший до нас), Каменноостровский театр С. Шустова — все это театральные здания, получившие широкое признание, хорошо известные своими высокими эстетическими качествами. Уникальный в театральном зодчестве ансамбль б. Александрийского театра К. Росси, получивший мировое признание, и сейчас по праву занимает выдающееся место в за­ стройке центра Ленинграда. А созданный этим выдающимся архитектором ансамбль площади Искусств, где сосредоточен сейчас ряд театров (Академический Малый театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии, Театр им. В. Ф. Комиссаржевской) и Филармония, стал в наши дни крупнейшим культурным центром.

Высокий уровень архитектурно-художественных качеств театральных зданий ста­ рого города предъявляет особо повышенные требования к строительству зданий зрелищного назначения сегодняшнего Ленинграда. Современные архитекторы стре­ мятся развивать традиции высокой театральной культуры города на Неве. С этих позиций ведется реконструкция старых театральных зданий. С этих же позиций проектируются и строятся новые театры как в районах новостроек, так и в старых частях города — в уже сложившейся застройке, где они должны обновить старый район, а часто и исправить серьезные ошибки застройки прошлого, создать новые выразительные градостроительные композиции.

Театр Юных Зрителей. Одно из интереснейших зрелищных сооружений последних десятилетий как в архитектурно-художественном, так и в градостроительном

плане — уже упоминавшееся новое здание ленинградского

Театра

Юных

Зрителей.

Оно построено в 1962 г. к 40-летнему юбилею

пионерской

организации.

Авторы —

архитекторы А. В. Жук, Т. II. Короткова, М. 3. Вильнер, инженер Л. Н. Бубарина.

Театр Юных Зрителей создан в Ленинграде замечательным

советским театральным

деятелем, актером,

педагогом и режиссером А.

А. Брянцевым более

полувека назад.

Старое помещение

находилось на Моховой

улице, где в

течение

сорока лет про­

текала творческая жизнь коллектива, складывался самобытный уклад, формирова­

лись черты

художественного стиля детского театра. Более тридцати лет

назад

А. А. Брянцев предложил идею сооружения специального театра

для детей.

Старое

здание во

многом не отвечало возросшим требованиям. Зато

в комплексе

нового

детского театра нашли свое воплощение многие мысли и мечты коллектива ТЮЗа. Новый театр, построенный на территории бывшего ипподрома, подобно лучшим ленинградским архитектурным произведениям расположен на большой озелененной

площади с возможностью восприятия его с разных точек. Композиционный прием, положенный в основу планировочного решения комплекса,— связь с окружением и направлением прилегающих магистралей: здание театра завершает перспективу улицы Дзержинского и является центром вновь создаваемого паркового ансамбля. Объем театра занимает островное положение. Главный фасад ориентирован на круп­

ную магистраль — Загородный проспект, откуда к

театру идет 200-метровая парад­

ная эспланада. В ее начале установлен памятник А.

С. Грибоедову (скульптор В. Ли-

шев). Северная часть парка трактована как партерная, южная — запроектирована как тенистый сад.

В целом решение всего комплекса в существующей градостроительной ситуации представляется удачным. Ансамбль театра стал неотъемлемой частью городской застройки. Однако если улица Дзержинского, как намечено по генеральному плану развития города, будет продолжена, то здание театра помешает восприятию Адми­ ралтейства с далеких точек.

Созданный театр не имел до этого аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной ар­ хитектурной практике. В проекте театра учтены специфические особенности дет­

ской аудитории, ее требования и запросы.

 

Различные группы театральных

помещений — зрелищная, сценическая и обслужи­

вающая — четко взаимосвязаны

и развиты

в пространстве. Пройдя через главный

вход шестиколонного портика, посетитель

попадает во входной вестибюль, по обе

стороны которого расположены помещения для педагогов, а также кассы.

Широкий лестничный марш ведет нз вестибюля в нижнее фойе с гардеробом, поме­ щение которого отделено от вестибюля лишь плоскостью зеркального стекла. Из гар­

деробного зала

(нижнего фойе)

можно попасть на разные уровни зрительного зала:

через два входа — непосредственно в

зону

первой

половины амфитеатра

и двумя

лестницами фойе — на

уровень

последних

рядов амфитеатра. К боковым

крыльям

пронизанного

светом

главного

фойе

примыкают

галереи зимних садов,

которые

с двух сторон охватывают зрительный зал.

Из разных уровней помещений зимнего

сада, так же как и из главного фойе, посетители попадают в зрительный зал, завер­ шающий развитие этой группы помещений. Зрительный зал вмещает 1000 человек. Он решен единым амфитеатром и полого спускается к сцене.

Тенденция предельного сближения зрителя и зрелища, характерная для современ­ ного театра, особенно сильно должна проявляться в театре для детей. И в новом ленинградском ТЮЗе это решено смелым вводом просцениума глубоко в амфитеатр зрительного зала. Портал сцены здесь фактически утратил свой прежний смысл, он отошел на третий план. Зрительские места группируются буквально вокруг просце­ ниума, что во многом определяет характер сценического действия и органически объединяет сцену с залом.

Авторы уделили много внимания разработке условий для создания звукового ком­ форта. Зрительный зал оборудован широкоэкранной киноустановкой со стереофони­ ческим звуковоспроизведением. В связи с этим выполнена специальная акустическая обработка стен зала: вертикальные березовые рейки скрепляют обшивку из перфори­ рованных пластмассовых панелей с расположенной за ними звукопоглощающей стекловатой.

Сцена оснащена 13-метровым поворотным кругом, ее портал снабжен опускным же­

лезным занавесом. Ширина сцены с двумя карманами 45,6 м, глубина

ее планше­

та — 13,6 м, высота до колосников — 21, 2 м.

80

В первом этаже находятся артистические уборные. В состав артистических поме­ щений включено несколько различных репетиционных залов. Непосредственно с ве­ стибюлем связаны комнаты для занятий и музей театра. В торце театра находятся служебные помещения. Подковообразный одноэтажный служебный корпус замы­ кает хозяйственный двор со складами объемных декораций и реквизита. Такова структура и взаимосвязь помещений театра.

Обращает на себя внимание любовное и продуманное решение интерьеров. Инте­ ресна и благородна их цветовая гамма, окраска одного помещения гармонично со­ четается с цветом другого.

Охристый цвет карабчеевского известняка, которым облицовано здание, тонко со­ гласуется с теплой, светло-желтой окраской вестибюля. И эта светлая окраска, в свою очередь, подчеркивает насыщенность красных, черных, серых и зеленых тонов ниж­ него фойе. Золотисто-охристый тон пластика пола и теплая окраска стен верхнего фойе интересно контрастирует с холодным живописным тоном росписей на стенах. Цветовая гамма зрительного зала строится на сочетании светло-зеленых стен, зеле­ но-голубых сидений и золотистой текстуры дерева, что опять же взаимосвязано с цветовой гаммой других помещений.

Для отделки широко применены самые современные материалы — пластики, крупно­ размерное зеркальное стекло в герметических переплетах из металла, деревоплита и рейка с выявленной текстурой и др. Активность и чистота цветового решения, включение в композицию интерьеров монументальной живописи и зелени, обилие света — все это особенно необходимо в театре для детей.

Специфику детского театра отражают структура и качество помещений зрелищной части: предусмотрены помещения для педагогов, развит фронт гардеробов и выде­ лены специальные места для одевания детей, увеличены площадь фойе и кулуаров для возможности проведения подвижных игр.

Удачно найден облик театрального здания. Главный фасад театра представляет за­ конченную гармоничную композицию, в которой хорошо сочетаются входной шести­ колонный портик, развитый стилобат и монументальная скульптура. Две скульптур­ ные группы на тему «Юность» (скульпторы А. М. Игнатьев и Л. М. Холина) выруб лены из камня, которым облицовано здание ТЮЗа, — карабчеевского известняка. Сво­ бодная фактура и пластичность декоративной скульптуры, яркие краски майоликовых панно шестиколонного портика главного входа (художник А. Мыльников) смягчают некоторую суровость решения, помогают раскрыть назначение сооружения. И хотя скульптура и декоративные панно не слились органически с архитектурой, введение их в комплекс театра выражает стремление их авторов обогатить эмоционально-худо­ жественный образ здания, по-своему решить проблему взаимодействия архитектуры с монументально-декоративным искусством. (Интересно, что ряд конкурсных про­ ектов здания театра был выполнен в классическом ордерном стиле. Но несоответст­ вие старых средств архитектурно-художественной выразительности новым конструк­ тивным решениям и идейно-эстетическим концепциям заставило отказаться от это­ го нежизненного приема).

Обильное остекление здания нового ТЮЗа, продуманное решение его наружных террас, активность цветового решения, синтез декоративной скульптуры и монумен­ тальной живописи — все это придает сооружению сильную эмоциональную насыщен­ ность, включает его в парковое окружение, создает гармоничный новый ансамбль, удачно вписавшийся в исторически сложившуюся застройку Ленинграда.

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ