Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Сказ о казанских меховщиках [очерки о Татарском производственном меховом объединении им. Х. Ямашева]

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
23.10.2023
Размер:
33.05 Mб
Скачать

его на соревнование. Он обязуется, в частности, органи­ зовать работу отстающ его отделочного отделения, добиться уже в первом квартале стахановских темпов, пересмотреть технологический процесс, чтобы ускорить производственный цикл, оказать техническую помощь. Калиниченко пишет: «Уже четвертый месяц я обучаю четырех мастеров (тт. Ш уськов, Махотин, Хроменков и Кондратьев). К 1 мая они сдадут гостехэкзамен. Кроме того, беру обязательство начать индивидуальное обуче­ ние трех лучших стахановцев в объеме знаний среднего инженерно-технического работника».

Договор социалистического соревнования заключили меж ду собой директора Первой казанской и Первой московской фабрик тт. Яжгур и Сидоров. Главный пункт соревнования — обмен опытом. Казанцы шлют в Москву

созданную

ими разбивочную машину и просят помочь

им освоить

эпилировочные машины.

Меховщики-казанцы ездили на «Рот-фронт» в Ленин­ град, харьковчане отправлялись за опытом в г. Слобод­ ской, делегаты с «Белки» были постоянными гостями Казани. Обмену стахановским опытом энергично помо­ гал Наркомат внешней торговли. И обычным считалось тогда, что руководители Главмехпрома были лично знакомы с передовиками производства, бывали у них на рабочем месте и стремились использовать лучшие достижения во всей отрасли.

Ближе всех к истокам стахановского движения стояли партийные организации. 26 ноября 1935 года Нигметзянов и Загидуллин поставили свой рекорд на обработке морского зверя, а через день у них в цехе был секре­ тарь обкома партии А . К. Лепа. Руководитель парторга­ низации республики приехал, чтобы посоветоваться с передовиками, узнать, что можно из их опыта перенести на другие предприятия Татарии.

Рекордная выработка, многократное перевыполнение норм, естественно, приносили высокие заработки. Но

72

материальный стимул все же не играл главной роли. Новаторы отлично понимали, что более совершенные приемы работы неизбежно приведут к пересмотру уста­ ревших норм и расценок. Основной движущей силой в стахановском движении было моральное стимулирова­ ние: портреты передовиков в газетах, очерки о них, красные доски, на которых не только ежедневно, но и буквально ежечасно вывешивались итоги их работы. Встречи руководителей республик с новаторами не огра­ ничивались цехом или фабрикой. Скажем , новый, 1936 год, председатель Татарского Совнаркома т. Абрамов встретил на квартире дисковщика Нигметзянова.

Уж е первые дни стахановского движения выдвинули как насущную необходимость изучение их опыта спе­ циалистами. Технорук первой фабрики т. Евсеев, напри­ мер, установил, что каждый дисковщик во время обра­ ботки шкурки делает 30— 35 движений и снимает струж ­ ку не длиннее 15 сантиметров. А у Нигметзянова длина

стружки достигала

40 сантиметров,

и делал он всего

8— 10 перехватов.

Сыроскобовщик т.

Чуркин по-разному

готовил к работе низ и верх скобы. На верхней части он делал только разбивку, на нижней — только мездрение.

Продуманная регулировка машины, точная установка ножевого вала позволили строгалям тт. Солуянову и Блинникову втрое перекрыть норму.

Было принято и технически обосновано стахановское предложение перевести обработку шкур морского зверя и собаки со скоб на строгальную машину, а разбивку и подчистку кролика на «венгерки». Это значительно сократило ручной труд.

Стахановцев становилось все больше и больше. Они переходили от отдельных сменных рекордов к ста­ хановским декадам и месяцам. Появились целиком ста­ хановские участки, смены.

Пока речь шла о рекордсменах-одиночках, все шло на фабриках сравнительно гладко. Можно было выбрать

73

и станок получше, на предшествующих операциях заго­ товить товар впрок, найти нужное количество подсобни­ ков, привести в боевую готовность обслуживающий пер­ сонал, короче — предусмотреть все, вплоть до запасных ремней и шовки.

Но когда вкус к небывало высокой выработке почув­ ствовали не единицы, а сотни и тысячи людей, обеспе­ чить их всем необходимым оказалось делом довольно трудным. Например, скорнячки тт. Павлова, Галеева, Морозова, Сапожкина и другие добивались в отдельные дни значительного перевыполнения введенных на фабри­ ке № 4 новых норм. Но работать так каждый день, каж­ дую смену они не могли. Сырейно-красильные фабрики давали плохо подготовленный товар, и от стахановских

приемов

подборки мехов не оставалось и следа.

И вот

стахановка-наборщица т. Морозова пишет

открытое письмо секретарю Сталинского райкома пар­

тии:

и мои

подруги-стахановки

работаем

по

«Я

новым

нормам с 7 мая 1936 года

и не

было

ни

одного дня, в который мы выполнили бы задание.

Партии подаются из шкурок разного размера и

всевозможных оттенков. Из хорошо подготовлен­

ной партии мы набирали манто сразу,

сейчас

же

приходится полдня тратить на грубую сортировку и

только

вторую

половину дня работать

по-настоя­

щему. Вместо нормы в 800 штук набираем 300—

400.Часто товара совсем не бывает и мы вынужде­ ны уходить домой.

Вот через несколько дней я приду в райком менять партийный документ. Спросят меня — как ты, одна из лучших стахановок, работаешь по но­

вым нормам? И придется мне ответить:

процен­

— Норму выполняю только на

50— 60

тов, а при хорошей

организации

труда

я и вся

наша бригада намного

перевыполняли бы задания».

74

У сырейно-красильных фабрик были свои

заботы.

При значительном перевыполнении

норм на

ручных

процессах не выполнялись нормативы

на ряде

машин.

Это создавало диспропорцию в пропускной способности отделений и грозило срывом плана по фабрикам. Порой

не хватало химикатов,

неразрешимой проблемой

стало

снабжение опилками.

За

ними снаряжались

целые

экспедиции на Кавказ.

Через

грузинскую республикан­

скую газету была поднята кампания за то, чтобы лесо­

пильные заводы Мцхета

и всего Закавказья не жгли

буковые опилки в топках,

а отправляли их в Казань.

В октябре 1936 года

состоялась производственная

конференция стахановцев и ударников казанских мехо­ вых фабрик. На ней была дана очень низкая оценка работе казанских меховых предприятий. Они не сумели использовать громадных преимуществ, заложенных в стахановском движении. Далеко не всеми рабочими осваиваются новые нормы выработки. Сужен был ассор­ тимент продукции, снижено качество.

К такому нерадостному итогу привели казанскую меховую промышленность ее раздробленность, отсутст­ вие координации действий м еж ду сырейными и скорняж­ ными фабриками. Со всей остротой встал вопрос о восстановлении в Казани мехового комбината. Теперь этот вопрос должен был решать Наркомат легкой про­ мышленности, куда из Наркомвнешторга перешел Главмехпром. Сам факт передачи меховой промышленности наркомату, обслуживающему внутренний рынок, гово­ рил о многом. Главной задачей меховщиков становилось теперь удовлетворение запросов советского потреби­ теля.

14 августа 1937 года постановлением Совета Народ­ ных Комиссаров СС СР в Казани был вновь создан мехо­ вой комбинат.

Директором его был назначен А . Г. Барышников, много сделавший для развития комбината. Это был

7S

человек с большими организаторскими способностями, прошедший суровую жизненную школу в годы граждан­ ской войны. Секретарем парткома был избран Сергей Ильич Кузьмин, строгаль по профессии, проявивший исключительную работоспособность по мобилизации коммунистов и всего коллектива меховщиков на выпол­ нение задач, поставленных перед вновь организованным комбинатом.

С. И. Кузьмин с первых дней Великой Отечественной войны находился на фронте и героически погиб.

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ