Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Сказ о казанских меховщиках [очерки о Татарском производственном меховом объединении им. Х. Ямашева]

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
23.10.2023
Размер:
33.05 Mб
Скачать

далась меховая промышленность особого рода. Она не входила в круг забот местного Госплана, не отчисляла средств в местный бю джет, не реализовывала свою про­ дукцию на месте, не закупала самостоятельно сырье и химикаты и все, что производила, отправляла по наря­ дам Пушносиндиката Наркомвнешторга. Весь товар меховые фабрики должны были готовить на экспорт, пре­ вращать «мягкое золото» в валюту. Только на нее капи­ талистический мир продавал Советам оборудование, ма­ шины, технические проекты.

Созданию меховых фабрик неослабное внимание уделяла партийная организация республики, видевшая в них крупный резерв подготовки высококвалифициро­ ванных национальных кадров.

Что же заставило Народный комиссариат внешней торговли выбрать местом строительства мехового комби­ ната Казань? Ведь была меховая фабрика в г. Слобод­ ском, издавна выделывали пушнину в с. Б. Мурашкино, в г. Арзамасе? А дело в том, что Казань, во-первых, сла­ вилась умельцами по меховому делу, и, во-вторых, здесь давно скрещивались пути всех заготовителей мехов и пушнины. Не случайно именно в Казани в начале века появился немецкий коммерсант Луи Зальм . Он наладил связи с русскими банками, пароходными и железнодо­ рожными компаниями и буквально по всей России от­ крыл свои заготовительные конторы и агентства. Заго­ товлял Зальм сырье для заграничных фирм.

ВКазани на Зальма работали купцы помельче: Апаковы, Гизатуллины и другие.

Внаследство от Зальма и прочих «заготовителей» остались не только склады, но и сотни людей, работав­ ших на хозяев и хозяйчиков, знающих цену каждой

шкурке, способ ее обработки.

Далеко немаловажным для выбора места будущих меховых предприятий оказалось и наличие в Казани железнодорожных и водных путей.

12

Внимание Пушносиндиката привлекло еще одно обстоятельство: в Ново-Татарской слободе стояли не­ используемые корпуса частных заводов, которые на пер­ вых порах можно было сравнительно быстро приспосо­ бить под производство.

Пушносиндикат не только сделал выбор, но и тотчас приступил к осуществлению задуманного. Еще весной 1927 года на территории овчинно-шубного завода на Симбирской улице появились строители. Требовалась полная реконструкция здания: надо было заменить деревянные перекрытия железобетонными, надстроить третий этаж , перепланировать все помещения, пустить котельную , изготовить и смонтировать крупногабаритное оборудование. И на все это давалось несколько меся­ цев. Следует напомнить, что на вооружении строителей в то время не было ни экскаваторов, ни бульдозеров, ни башенных и автомобильных кранов. Вся «техника» состояла из маленьких бетономешалок, тачек, носилок и лопат. Командовали на площадке представители Госторга — старый большевик Петр Иванович Белозеров, ин­ женеры Госстроя тт. Шайтан и Чугунов. Много и славно поработали на стройке тогдашние комсомольцы — Шакир Нигметзянов, А хм ет Хакимов, Минулла Ибатуллин и многие другие. Еще поднимались стены третьего эта­ жа, а в первый уже втаскивали баркасы и гашпели, ско­ лачивали отмочнопикельные барабаны, монтировали центрифуги.

Однако и такие темпы не устраивали Наркомвнешторг. Чтобы как можно эффективнее действовать на мировом рынке, продавать меха по наиболее высоким ценам, требовалось посылать за рубеж выделанные и окрашенные шкурки. Но пока не было своих меховых фабрик, приходилось за полцены отдавать нью-йоркским и лейпцигским меховщикам сырье и терять значительное количество валюты. Это и заставило Пушносиндикат, не дожидаясь создания государственной меховой промыш­

13

ленности, организовать через местные отделения Госторга кустарную выделку мехов.

В селе Караваево, под Казанью , преуспевал меховой промысел. Надомники квасили в чанах шкурки, заливали их «киселем» из овсяной муки, мыли, мездрили, разби­ вали на скобах, крюках, колодах. Конечно, это еще не было окончательно выделанным товаром, но ценность

шкурки

вырастала в

несколько

раз.

Окончательную

отделку

продукция

казанских

кустарей

получала на

заграничных меховых

фабриках.

 

 

Нужна казанская

фабрика. Очень нужна! И неболь­

шая партийная ячейка будущ его предприятия настойчи­ во борется за сокращение сроков строительства. На своем первом собрании восемь коммунистов 20 января 1928 года выбрали бюро, куда вошли и. о. директора Тепляков, Попов, Марьяхин (его избрали секретарем). Постановили: «Ячейка должна добиться самого быстрого

пуска

фабрики».

Через пять дней коммунисты собрались снова. Д окла­

дывал

Тепляков: «Нас подводит Госстрой — клялись и

божились закончить строительство двух цехов и преспо­ койно сорвали свои сроки». Директор сообщил комму­ нистам, что он обратился в обком партии и там местной организации Госстроя предложили увеличить число ра­ бочих на стройке и бесперебойно снабжать ее материа­ лами. Говорил директор и о других, не менее важных задачах: фабрика должна работать в три смены, пере­ рабатывать сотни тысяч шкурок, набрать и подготовить тысячу квалифицированных рабочих.

В апреле 1928 года удалось пустить красильный цех, где начали окрашивать полуфабрикат кустарной выра­ ботки. Работал цех в крайне тяжелых условиях: не хва­ тало воды, пара, электроэнергии, химикатов. Ко всему

этому весь технический персонал

и опытные рабочие

(их насчитывались единицы) были

заняты обучением

14

неквалифицированных

рабочих,

присланных

с биржи

труда. Откладывался пуск сырейного цеха.

сырье —

И тут нагрянула беда. На складах горело

тысячи шкурок кошки,

собаки,

суслика, зайца. Дело

в том, что Пушносиндикат и Госторг, заготовлявшие по всей стране меховое сырье, решили его сортировку и переработку сосредоточить в Казани. Сю да шли шкурки целыми эшелонами. Огромными тюками были завалены не только склады , но и сараи, каретники, конюшни. Это было бы еще терпимо, если бы заготовители правильно консервировали товар. Большая часть шкурок зимнего забоя поступала просто в замороженном виде.

Начало пригревать весеннее солнце, и оттаявшие шкурки стали превращаться в гнилье. Перед молодым коллективом фабрики встала задача: перевернуть горы сырья — распаковать тюки, выбрать из них годное, раз­ ложить, проветрить, высушить, надежно законсерви­ ровать.

Время шло, а негодное сырье все продолжало поступать. Вот один из актов, составленный по инициати­

ве партийной ячейки

фабрики.

 

 

 

 

 

« А К Т

 

 

 

24 апреля

1928

года

составлен

представителем

ячейки ВКП(б) Поповым, сортировщиками Малыги­

ным, Верховским

и завскладом Копыловым в при­

сутствии рабочих

в том ,

что

партия

сырья — соба­

ки — поступила на

склад в 3

часа дня 23

с. м. из

Армавира в

количестве

28

мест.

Оказалось, что

сырье, будучи не обезжирено и плохо просушено,

согрелось, начало разлагаться и дало до 50 проц.

негодного браку,

прелого

и сгнившего

в куски

в середине

каждого тюка. К сему (подписи)».

15

О тяж елом положении на сырьевых складах загово­ рила областная печать. Это в какой-то степени помогло. Вскоре на фабрике начались предпусковые дни.

16 июня на заседании партбюро заместитель дирек­ тора фабрики Гайнуллин вносит предложение: пуск нового предприятия приурочить к 5 июля.

Торжественный пуск фабрики, по каким-то причинам, в намеченный день не состоялся. Но фабрика зарабо­ тала. День 5 июля 1928 года и надо считать днем рож ­ дения меховой индустрии Татарии. Вот что рассказывает­ ся в репортаже, опубликованном 23 августа 1928 года в газете «Красная Татария» об уже работающем пред­ приятии.

«Скосившиеся лачуги уступают свое место фабричному городку

Тесно прижались друг к другу кривенькие домики на Большой Ямашевской улице.

Здесь сплошь и рядом можно видеть вывесочки с намалеванными ичигами. За такими вывесочками испокон веков ютится кустарь, шьющий бархатные туфли и

ичиги — обувь, известную на весь

Сою з под

именем

«азиатской».

 

 

Но не это сейчас привлекает внимание всех на Боль­

шой Ямашевской. Бетонированные

корпуса

фабрики

Госторга, наполненные индустриальным гулом, транспор­ ты с сырьем, 500 рабочих на фабрике создают сейчас лицо этой улицы.

Мы еще не можем сделать фабричный труд везде радостным. Цеха наших фабрик подчас грязны, темны, производство не рационализировано. Старые «хозяй­ ские» клетушки-цеха еще довлеют в целом ряде непереконструированных отраслей промышленности. И тем резче и контрастнее отличаются от них цеха фабрик, построенных уже в наше время.

16

Этой

мыслью

проникаешься,

когда

идешь

по цехам

новой фабрики Госторга.

 

 

с лучшими за­

Светлые электрифицированные цеха

граничного и

советского производства

машинами,

из

которых каждая снабжена «своим»

вентилятором,

но­

венькая

зеленовато-коричневая

одежда

рабочих — все

это создает

ещ е

непривычный

«показательный» вид

фабрике.

 

 

 

что

каждый

рабочий

Дополним эту картину тем ,

здесь имеет

отдельный шкафчик для

одежды ,

рабочие

в красильных цехах получают на завтрак молоко, хоро­

шо оборудована

столовая и

имеются

специальные

души.

по цехам.

 

 

 

 

Идем

отмачиваются,

закрепляются и

Цех сырейный,

где

мездрятся

кошачьи и

собачьи

шкурки

на

специальных

дисковых ножах (дающих 100 проц. повышения произво­ дительности против ручного способа). Красильный и эпилировочный цеха, где шкурки проходят сложные процессы окрашивания, вычистки жесткого волоса и стрижки, и, наконец, чесальный и сортировочный цеха, вырабатывающие прекрасные шелковистые шкурки под котик и бебрет, идущие на пошивку дешевой и легкой зимней одежды.

Окраска производится, за исключением ряда изде­ лий, машинным способом. Ш курки проскальзывают меж ду вращающимися, смазанными краской щетками — валиками машины.

В лаборатории целый ассортимент окрашенных во всевозможные тона шкурок. Тут и кроличьи, и заячьи шкурки, мерлушка и, конечно, преобладают собачьи и кошачьи. Ш курки этого производства в очень незначи­ тельной мере отличаются от лучших заграничных образ­ цов».

Надо понять корреспондента газеты. Для него это

был первенец индустриал^ « * t n ir - f a j^ ^ H^^nep4

никого

2 П-730

1

is!, ,а - кая

 

............*

17

 

 

' "ia С С О Р

t/iiiP * о

не удивишь отдельными шкафчиками для одежды, вентиляторами, электрифицированными цехами, а тогда

все это было ново, удивительно.

появилось

офи­

В конце августа 1928 года в газете

циальное сообщение

о

завершении

строительства и

пуске 1-й Казанской

меховой фабрики.

Среди

новых

корпусов, к обтянутой

кумачом трибуне собрались на

митинг первые казанские

меховщики. Их

приветствовал

секретарь ОК ВКП(б) М. О. Разумов. Он подчеркнул, что организация мощной меховой базы в Казани усилит кадры национального пролетариата. На митинге высту­ пили также председатель Совнаркома Татарии К. X. Исмаев, представители Татпрофсовета, профсою за кожев­ ников.

Участники митинга заявили:

лозунга

партии

«Наша фабрика — осуществление

о рационализации промышленности.

Наличие

машин,

заменяющих человеческий труд почти во всех процессах мехового производства на нашей фабрике, свидетельст­ вует об этом. Но много еще надо ввести нового, облег­ чающего труд, удеш евляю щ его себестоимость и повы­ шающего качество продукции.

Мы, рабочие и служащие меховой фабрики, обещаем советскому правительству с честью выполнить стоящие перед нами задачи».

Так родилась в Казани меховая индустрия.

ВКЛАД В ПЕРВУЮ ПЯТИЛЕТКУ

Первая меховая фабрика начала свою историю еще до начала первой пятилетки. Большие надежды возла­ гались на новое предприятие. Чуть ли не каждую неде­ лю Пушносиндикат сообщал заграничные адреса для отгрузки товаров. И на фабрике паковали в тюки «кошку», выделанную под соболь, «голубых песцов» из обыкновенного зайца, шкурки облагороженного суслика,

18

водяной крысы, собаки. Западные коммерсанты за ход­ кий казанский товар платили сотни тысяч, миллионы

рублей золотом.

Нелегко дались эти миллионы. Требовалось пере­ вести кустарное производство на фабричные рельсы, ручной труд хотя бы частично заменить машинами, от­ бросить дедовскую технологию и перейти на современ­

ную.

тех дней — создание квалифициро­

Главный вопрос

ванных кадров. До

этого их никто не готовил; в стране

не было ни одного учебного заведения, выпускающего

инженеров и техников-меховщиков.

меховщикам

оказал

Большую помощь

казанским

коллектив старейшей в стране меховой фабрики

«Белка»

в г. Слободском . О ттуда в Казань

приехали

опытные

практики тт. Пушкарев,

Зырянов и другие.

 

На фабрику вербовали кустарей из Казани и приго­ родных сел. Ездили за ними в Вятку, Нижний Новгород,

Симбирск.

Брали с биржи труда чернорабочих.

группа

В это время в коллектив

влилась большая

татарской

молодежи, которая

группировалась

вокруг

клуба кустарей Ново-Татарской слободы. Многие из них впоследствии стали прекрасными специалистами и орга­ низаторами производства, такие, например, как тт. Ха­ кимов, М улюков, Абдрахманов и другие.

Здесь хотелось бы сказать несколько слов о челове­ ке, который закладывал первые камни на строительстве комбината, о Хамите Абдулловиче Абдуллине. В три­ дцатые годы он организовывал соревнование первых молодежных бригад, активно участвовал в борьбе про­ тив влияния мулл в Ново-Татарской слободе. Связав свою трудовую биографию с жизнью коллектива, Хамит Абдуллович прошел путь от рабочего до заместителя генерального директора объединения. И хотя он сейчас ушел на заслуженный отдых, его часто можно видеть

2*

19

 

в цехах фабрик. Ветерану есть

что сказать молодым

меховщикам.

людей,

прибывших

из разных

Предстояло сотни

мест, превратить в сплоченный

рабочий

коллектив и

обучить передовым

приемам

работы. И

делать это

должны были те, у кого не было ни достаточного опыта, ни теоретических знаний.

Таким же был и первый директор фабрики Григорий Яковлевич Тепляков. Когда-то он работал на хозяйчикамеховщика в нижегородском селе Мурашкино. Перед назначением в Казань являлся уполномоченным коллек­ тива безработных меховщиков в своем селе. Г. Я. Тепля­ ков фабрикой руководил до начала 1929 года.

Правой рукой директора был технорук Георгий Кар­ лович Ш ольц, но и он знал только кустарную выделку мехов. Начальниками цехов, смен, инструкторами также работали одни практики, и только в лаборатории было несколько специалистов с университетским дипло­ мом.

Да, трудное было время. Но с каждым днем копи­ лись крупицы опыта, приходило мастерство. Вот один пример. Дисковые ножи в то время являлись новинкой. И хотя они быстро и чисто снимали мездру, но в не­ опытных руках частенько служили источником массового брака. Тогда решили отделение дисковых ножей уком ­ плектовать лучшими, передовыми рабочими, организо­ вать для них специальные курсы. В итоге уменьшился брак, поднялась производительность труда.

Подводила не только механическая обработка, с тру­ дом осваивались и химические процессы. Например, шкурка кошки благополучно проходила отмоку, м ездре­ ние, но после пикелевания начинала терять волос. Пре­ красное, годное для экспорта сырье превращалось в «голье» и прямым ходом направлялось на утильзавод. Начались поиски более совершенной технологии. Для одной из партий приготовили пикель с меньшим коли­

20

чеством серной кислоты и более низкой температурой раствора. Получилось!

Старое и новое уживалось рядом . М ерлушку, напри­ мер, выделывали так же, как и сотню лет назад. Для нее готовили «кисель» из овсяной муки; квашение шло в ча­ нах и продолжалось до 8 дней. Это крайне ограничива­ ло мощность предприятия. Но полностью отказаться от

старых

методов

долго

не могли. На

фабрике

было

тесно. Сырьевщики и красильщики мешали друг

другу.

А от

искусства

красильщиков

зависило

очень

многое.

Ведь

окраска дешевого

меха

под дорогие

виды —

весьма

тонкое

дело.

Кустари-красильщики достигли

в свое время совершенства в так называемом верховом крашении. На волос краска наносилась гусиным пером. Делался более темным хребет, светлее — бока. Только специалист мог определить, какая из двух шкурок, пока­ занных ему, настоящая, а какая — имитация.

Товара нужно было больше и больше. Пушносиндикат посылал телеграммы :

«Для сбыта казанских изделий — неограниченные возможности».

Выход мог быть только один: расширить производ­ ство, ввести в строй новые предприятия. Уже в конце 1928 года заканчивается перестройка здания бывшего мыловаренного завода «Алга» специально под красиль­ ную фабрику.

30 декабря 1928 года вопрос о работе меховых фабрик был рассмотрен на заседании бюро областного комитета партии. В решении говорилось: «Форсировать строительные работы второй фабрики (быв. «Алга»); поставить перед центральными органами вопрос об утверждении намеченного Пушногосторгом нового строительства в Татреспублике, в особенности овчинно- мерлушечно-каракулево-утилизационного завода; устра­ нить встречные перевозки путем бронирования за мехо­ обрабатывающим комбинатом Пушногосторга всех не­

21

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ