Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Картирование шельфов сборник статей

..pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
22.10.2023
Размер:
16.44 Mб
Скачать

место в методике картирования подводных ландшафтов. Работа на ключевых участках и комплексных профилях производится с использованием широкого арсенала современных технических средств с борта судна и под водой. Это обеспечивает выполнение ландшафтной съемки как на акваториях, где имеются материалы аэрофотосъемки с четким изображением морского дна, так и в местах, где изображение дна отсутствует.

ЛИ Т Е Р А Т У Р А

Ал ь т е р С. П. Ландшафтный метод дешифрирования аэрофотоснимков.

Л., «Наука», 1966.

Аэрометоды геологических исследований. Л., «Недра», 1971.

В и д и н а А. А. Методические указания по полевым крупномасштабным ландшафтным исследованиям. М., изд. МГУ, 1962.

В и д и н а А. А. Методические вопросы полевого крупномасштабного ландшафтного картографирования. — В кн.: Ландшафтоведение. М., АН СССР, 1963.

В и н о г р а д о в Б. В. Опыт крупномасштабного ландшафтного дешиф­ рирования и картирования ключевых участков в аридных и субаридных зонах Средней Азии и Казахстана. — В кн.: Применение аэрометодов в ландшафт­ ных исследованиях. Л., АН СССР, 1961.

В и н о г р а д о в Б. В. О кондиционности ландшафтных карт и методах полевого ландшафтного картирования в полупустыне и пустыне Северного

Прикаспия. — В кн.: Матер,

по физ.

геогр. СССР.

Л., ротапринт Геогр.

о-ва

СССР, 1963.

Г е р е н ч у к К. И.,

И с а ч е н к о А. Г.,

Р а ­

В и н о г р а д о в Б. В.,

м а н К- К., Ц е с е л ь ч у к

Ю. Н.

Основные принципы ландшафтного кар­

тирования. — В кн.: Матер, к V Всесоюзн. совещанию по вопросам ландшафто-

ведения. М., ротапринт МГУ,

1961.

 

 

 

Г у р ь е в а 3. И., П е т р о в К- М., Р а м м Н. С., Ш а р к о в В. В. Геолого-геоморфологическое изучение морских мелководий и берегов по ма­ териалам аэрофотосъемки. Л., «Наука», 1968.

Г у р ь е в а 3. И., П е т р о в К. М., Ш а р к о в В. В. Ландшафтное и специальное картирование дна морских мелководий на основе дешифрирова­ ния аэрофотоснимков. — В кн.: Аэрофотосъемка — метод изучения природной

среды. Л., «Наука», 1973.

 

 

 

 

 

 

Г у р ь я н о в а

Е.

Ф. Теоретические основы составления карт подводных

ландшафтов. — В кн.:

Вопросы биостратиграфии

континентальных толщ.

М.,

Гостоптехиздат, 1959.

Г.

Физико-географическое

картирование.

Т.

III,

Л.,

И с а ч е н к о

А.

изд-во ЛГУ, 1961.

Г.

У.

Картирование подводных ландшафтов с целью изу­

Л и н д б е р г

чения закономерностей распределения животных. — В кн.: Вопросы

биостра­

тиграфии континентальных толщ. М., Гостоптехиздат, 1959.

 

 

 

 

М и р о ш н и ч е н к о

В. П. Применение аэрометодов в геологии. — «Труды

ЛАЭМ», т. 8, АН СССР, 1959.

 

 

 

 

 

 

П е т р о в

К.

М. Методика крупномасштабного внутриландшафтного кар­

тирования подводных физико-географических

комплексов. — «Уч.

зап. Лат-

вийск. ун-та», т. 37, геогр. наука, вып. 4, 1961.

исследования

береговой зоны

П е т р о в

К.

М.

Методика ландшафтного

моря. — В кн.: Морские подводные исследования. М., «Наука»,

1969.

 

 

Перфокартный метод систематизации эталонов. Л., ГО СССР,

1967.

 

П е т р у с е в и ч М.

Н. Аэрометоды при геологических исследованиях. М.,

Госгеолтехиздат, 1962.

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение аэрометодов для геологических исследований морского дна.

Ред. В. В. Шарков и Д.

М. Кудрицкий. Л., Гостоптехиздат, 1965.

 

 

 

Л. С. Смирнов

Д И С К Р Е Т Н А Я С Т Р У К Т У Р А Г Р А Н У Л О М Е Т Р И Ч Е С К О Г О

 

С О С Т А В А С О В Р Е М Е Н Н Ы Х О С А Д К О В Ш Е Л Ь Ф А

1

К А К О Б Ъ Е К Т К А Р Т И Р О В А Н И Я

 

В современной практике литологических исследований донных осадков применяется, как правило, картирование наиболее об­ щих показателей структуры осадка. Кроме того, используется картирование различных статистических параметров грануломет­ рического состава. Однако возможности интерпретации струк­ турных данных ограничены в связи с отсутствием физической мо­ дели формирования осадка. В настоящий момент уровень техни­ ки гранулометрического анализа и машинной статистической обработки его данных позволяет обнаружить связь структуры осадка с физическими процессами их транспортировки и отложе­ ния. Это открывает определенные перспективы для картирования как современных, так и ископаемых осадков.

Благодари применению тонкого (19-фракционного) грануло­ метрического анализа субаквальных песчано-алевритовых осад­ ков, оказалось возможным построить гетерогенно-дискретную модель гранулометрического состава. Выяснилось, что распреде­ ление размеров зерен морских осадков обнаруживает дефицит их определенных значений (Смирнов, Рожков, 1973). Эта дис­ кретность рассматривается как дискретность более высокого, II порядка по сравнению с дефицитом зерен промежуточного раз­ мера между песчаными — алевритовыми и песчаными — гравелитовыми зернами, т. е. дискретностью I порядка. Предполагает­ ся, что природа дискретности II порядка обязана гетерогенности субаквальных песчано-алевритовых осадков и наличию в них материала трех видов транспортировки: суспензионного (зер­ на <0,11—0,125 мм), сальтационного (0,125—0,25 мм) и сугубо донного волочения (>0,25 мм) (Visher, 1969; Allen и др., 1972).

В связи с дискретностью, зависящей от условий седиментации, исследование осадков какого-либо бассейна следует начинать с изучения дискретных свойств, которые должны быть основой для физически обоснованной классификации структур и выбора рационального комплекса параметров. Характер дискретности структурных свойств осадков может быть проиллюстрирован на наиболее изученных отложениях шельфа и континентального склона Атлантического океана в полосе от г. Майами на юге до Новой Шотландии на севере. Этот район на протяжении ряда

91'

лет был покрыт равномерной сетью опробования в м-бе—- 1:2000 000, а участками и дробнее. Расположение площадей опробования, приуроченных к основным структурным элементам акватории, показано на рис. 1.

Рис. 1. Схема площадей

опробования

(Hathaway, 1971):

1 — шельф Новой Шотландии; 2,

3, 5, 9, 10,

13 — залив Мэн; 6 — банка

Брауне; 14 — банка Джорджес; 4,

11, 12 — побережье залива Мэн; 19, 20,

21, 22, 26 — проливы и заливы; 8, 17 — каньоны; 18 — мелководье Нантакет; 23, 25, 27, 34, 38 — шельф к северу от м. Гаттерас до б. Джорджес; 31, 33

т

Пробы, отобранные в основном дночерпателями и драгами, подвергались комплексному анализу, в том числе и грануломет­ рическому. Гранулометрический анализ песчаного материала (зерна 0,0625—2,0 мм) выполнялся методом седиментационной трубки, обладающим преимуществами перед ситовым анализом в связи с учетом различия плотностей и формы минералов (Schlee, 1966). Алевро-глинистый материал (<0,0625 мм) анали­ зировался методом пипетки, а гравийный (>2,0 мм) —ситовым анализом. Данные группировались в классы по шкале «фи» (<р) с интервалом 1,0 и 0,5 <р, т. е. с коэффициентом геометрической

прогрессии шкалы 2 иУ 2. Полученные эмпирические распределе­ ния гранулометрического состава обсчитывались на ЭВМ по программе, где учитывались ошибки из-за группировки данных по фракциям («поправка Шепарда») и из-за влияния боковых («хвостовых») примесей. Далее рассчитывались обычные стати­ стические параметры: средний размер, стандартное отклонение, коэффициенты асимметрии и эксцесса по методу моментов (Schlee, Webster, 1967). Кроме того, на основе гранулометриче­ ского анализа произведено определение породы по классифика­ ции Шепарда. Эти и другие данные (Hathaway, 1971) позволяют проанализировать дискретность осадков.

Рассматриваемый бассейн по гидрографическим особенностям четко делится на две провинции: южнее и севернее мыса Гаттерас. Среднегодовая температура поверхностных вод и вод на глу­ бине 200 м южнее м. Гаттерас на 8—10° С выше, чем к северу от него. Колебание солености вне зоны стока рек <5°/оо («Физи- ко-геовгр. атлас», 1964 и др.). Придонные температуры на шельфе в любое время года на юге на^б—10° выше, чем на севере. При этом вариации температур на юге значительно меньше, а скоро­ сти поверхностных и донных течений больше («Oceanographic Atlas», 1965 и др.).

Осадки рассматриваемой акватории — песчаные и алевроглинистые, с примесью органогенно-обломочного материала и реже гравия. Для шельфа характерны следующие их главные особенности (Milliman, 1972; Trumbull, 1972 и др.):

а) современные осадки осаждаются в значительной степени в эстуариях и прибрежной зоне;

б) мелкообломочный материал вымывается течениями; в) большая часть шельфа (особенно северного) покрыта ре-*

побережье; 32, 36,

37 — заливы Делавар,

Чесапик,

Албемарл, Памлико;

7, 15, 16, 24, 28, 35, 39

— континентальный

склон

к северу от м. Гаттерас;

29, 30, 40 — континентальное поднятие; 43, 45, 50,

53,

56 — шельф к югу от

м. Гаттерас; 44, 51,

52,

55 — побережье; 42, 46, 49, 54, 57, 61 — склон Фло-

рида-Гаттерас; 47,

48,

64 — плато Блейк; 41 — склон

к востоку от плато

Блейк; 58,

60 — проливы Флориды; 59 — Багамская банка; 62 — шельф ост-

*

ровов Флориды; 63 — залив Флориды.

93

ликтовыми осадками, отложенными в более мелководных усло­ виях ледниковой эпохи;

г) на юге значительная доля материала представлена органо­ генным детритом.

Осадки по двум отмеченным провинциям анализировались нами раздельно — в пределах шельфа и континентального склона.

Ос а дки ше л ь фа охватывают глубины до 100 м на юге и до 200 м на севере и представлены в подавляющей степени чи­ стыми одномодальными песками по классификации Шепарда (Hathaway, 1971). Это касается шельфа вне зоны влияния ледни­ ковых отложений, т. е; к югу от шельфа Новой Англии (Pratt* 1968, фиг. 25) и банки Джорджес, имеющей специфическую ди­ намику течений, отличную от остального шельфа (Uchupi, 1968).

Рассмотрим параметры наиболее распространенных одномо­ дальных песков, относящихся к двум отмеченным частям шель­ фа. Для этого средний размер зерен (%) песков сравним со стан­ дартным отклонением (б), коэффициентами асимметрии (а) к эксцесса (т). Анализ связи %с б (рис. 2) позволяет сделать сле­ дующие выводы (при— 1,0<г< + 1,0 — см. рис. 4).

0.062

0.125

0.250

0.500

/ 1.000 елм

Рис. 2. Связь среднего размера (х) со стандартным отклонением (б) для од­ номодальных песков шельфа.

94

а) Выделяются три основные поля проб — подсовокупностей

песков с границами -1,9 и^2,9 ф на севере; ~ 1,7

и ~

2,7ф —

на юге. Это приближенно соответствует границам

по

размеру

частиц суспензионного, сальтационного и донного переносов, обнаруживающими региональное смещение на —^0,2 ф. Послед­ нее, вероятно, связано с изменением донных скоростей течений

(v) и температур (t).

б) Пробы с %>1,7; 1,9 ф имеют большие вариации б по срав­ нению с пробами при %<1,7; 1,9 ф. Это можно объяснить боль­ шей чувствительностью суспензионного и сальтационного мате­ риала к вариациям v и t, чем более грубого материала.

в) Пробы с х= 1>9—2,9 ф на севере имеют большие вариации б по сравнению с пробами при %=1,7—2,7 ф на юге. Это так же можно объяснить большими вариациями v и t на севере.

г) В пределах выделяющихся подсовокупностей намечаются «подподсовокупности» более высокого порядка (подобие фигур рис. 2), несмотря на различие состава песков севера и юга*1 и различие глубин шельфа.

д) Различие значений б для анализов со шкалой 0,5 и 1,0 ф и отсутствие различия для проб с разным знаком т.

Анализ связи % с а показывает (при б< 1,0 и— 1,0<т< + + 1,0 — см. рис. 2, 4).

а) Намечаются те же подсовокупности песков.

б) На севере большая часть проб, особенно с %>1,9 ф имеет а>0, — т. е. большую примесь мелких фракций, что, вероятно, связано с более низкими значениями v и t. На юге большая часть проб имеет тенденцию а._Д).

в) Пробы с 0 < т< +1,0 имеют большие вариации а на севере и юге по сравнению с пробами при— 1,0^т<0. Почти все пробы, имеющие +0,25< а< —0,25, характеризуются 0<т<+1,0. Из­ вестно, что т>0 (пикообразные кривые гранулометрического со­ става) присуще пескам, претерпевшим некоторую переработку в среде седиментации. Отсюда намечается тенденция выделения двух типов песков шельфа.

Анализ связи %с т при б< 1,0 дает ясный результат только

,для проб со шкалой анализа 0,5 ф, достаточное число которых приходится лишь на северную территорию (рис. 4). Из этого

анализа вытекает:

а) намечаются те же подсовокупности песков, что на рис. 2.

1 Детали рис. 2 не обнаруживают зависимости от содержания в пробах органогенно-обломочного материала и его фаунистического состава, что обес­ печивается методом анализа.

а) к северу от м.

Гаттерас (пл. 23, 25, 27,_34, 38, см. рис. 1);

б) к югу

от

м.

Гаттерас (пл. 43, 45, 50, 53, 56> см. рис. 1).

3 — пробы

со

1 — пробы со шкалой 1ф и —1,0<т<0; 2 — то же при 0,5ф;

 

шкалой 1ф и 0 < т < + 1,0; 4 — то же при 0,5ф.

 

 

95

Рис. 3. Связь среднего размера

(х)

с коэффициентом асимметрии

(а) для одномодальных песков шельфа при

о <

1,0.

Условные обозначения те же,

что к рис. 2.

т

I

CO

Рис. 4. Связь среднего размера (%) с коэффициентом экспресса (т) для одномодальных песков шельфа к се­ веру от м. Гаттерас (пл. 23, 25, 27, 34, 38, см. рис. 1) для проб со шкалой 0,5ср при 6<1,0. Условные обозна* чения те же, что к рис. 2.

б)

т не стремится к 0 для обоих подсовокупностей, т. е.

мож­

но предполагать наличие двух групп песков с 0< т< + 1,0

и

— 1,0<т<0.

 

На основе подобия фигур рис. 4 можно сделать вывод, что указанные группы обладают свойствами увеличения абсолют­ ного значения т по мере увеличения отклонения %от среднего значения по подсовокупности. В итоге можно наметить около 10 «подподсовокупностей» песков. Это требует объяснения, т. к. та­ кое разнообразие не вмещается в 4 стадии седиментации А. Мос­ са (в виде тонкой ряби, грубой ряби, донных гряд и движения сплошным слоем) (Moss, 1972). Пробы, входящие в две основные фигуры рис. 4, представляют глубины 12—89 м. Части фигур не обнаруживают какой-либо связи с глубиной или площадью. Чем же объясняется подобие и «симметрия» фигур? Механизм систе­ матических ошибок метода, приводящий к этому результату, не известен. В то же время рис. 4 может иметь интересную интер­ претацию, которая состоит из следующего.

а) Дефицит проб с т= 0 можно объяснить существованием двух групп песков. Группу «т>0» представляют пикообразные кривые гранулометрического состава, т. е. осадки определенной степени переработки или дифференциации. Группу «т<0» пред­ ставляют противоположные пологие кривые, т. е. осадки процессов смещения или интеграции. Единство этих двух противоположных процессов, как правило, не учитывается (Логвиненко, 1951). От­ метим, что еще раньше отмечалась для субаквальных осадков тенденция «т не стремится к 0» (Krumbein, 1938), что подтвер­ ждается (Рожков, 1968, рис. 1а—За). Очевидно, что идеальные пески так же редки, как идеальные кристаллы.

б) Единство процессов дифференциации — интеграции, по на­ шему мнению, можно связать с механизмом слоеобразования, как чередования осаждения и размыва (Вистелиус, 1966; Кулямин, Смирнов, 1973), что подтверждает представление о механизме образования осадочных формаций (Страхов, 1962, стр. 116—119).

в) При осаждении (интеграции ?) примесь мелкого осадка ведет к уменьшению %и т, а примесь крупного — к увеличению %и уменьшению т конечного продукта. Это объясняет две «ветви» группы «т<0» для каждой подсовокупности.

г) При размыве (дифференциации ?) вымывание мелкой ча­ сти осадка отражается в «срезе» кривой гранулометрического со­ става исходного осадка. Это ведет к увеличению %и т оставше­ гося осадка и уменьшению %с увеличением т вымытого осадка. Это объясняет две «ветви» группы «т>0».

Данная логическая схема, определяющая симметрию рис. 4, пригодна для исходных осадков, имеющих распределение разме­ ров зерен, близкое к логнормальному, что приемлемо для рассма­ триваемых отложений. Она подтверждается данными рис. 5, где пески северного шельфа классифицированы по содержанию фрак-

98

Фракция

>0,25 мм

Ш %

Рис. 5. Треугольная диаграмма состава одномодальных песков шель­ фа к северу от м. Гаттерас (пл. 23, 25, 27, 34, 38, см. рис. 1) с содер­ жанием алевроглинистого материала <С5%, при 6<1,0;

1 — при —1,0 '<!т<0; 2 — при 0<т<С+1,0 для проб со шкалой 0,5 и: 1,0ср вместе.

ций, близко совпадающих с границами трех подсовокупностей, выделенных на рис. 4. Иначе говоря, это классификация по содер­ жанию трех физически различных компонентов осадка. На рис. 5 намечаются дискретные подсовокупности песков, свидетель­ ствующие о «несовершенном изоморфизме» смеси трех компонен­ тов осадка.

В результате изложенного мы приходим к выводу, что струк­ тура песков шельфа обладает дискретными свойствами, опреде­ ляющимися физическими процессами переноса при дифферен­ циации— интеграции осадочного материала. Предполагается, что существует связь изменения параметров дискретных подсовокуп­ ностей с изменением температуры и вязкости воды, скорости течения. В связи с этим оценим реальность выделения эффекта температур, имеющих большое геологическое значение.

*

99,

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ