Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5-6 семестр - ТОТИ / Лекция 10 Качество верстки / Лекция 10 часть1 Кегль, интерлиньяж.doc
Скачиваний:
145
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
112.13 Кб
Скачать
      1. Длинные строки и плотный интерлиньяж

Кегль шрифта, ширина полосы и интерлиньяж взаимозависимы. Изменение одного из них требует изменения и остальных.

Обычной ошибкой дизайнера является установка полосы набора чересчур широкой для данного кегля и интерлиньяжа (или иначе, кегль и интерлиньяж — слишком мелкие для данной полосы набора). В результате страница выглядит как тусклый серый прямоугольник, и кажется, что строки текста тянутся бесконечно.

Строки большой длины с узким интерлиньяжем не дают читателю возможности уверенно переводить взгляд со строки на строку. Между строками недостаточно пространства для того, чтобы они не заползали друг на друга, а ведь пустой горизонтальный промежуток под строкой является тропинкой, по которой движется взгляд, переходя со строки на строку. Если эта тропинка слишком узкая, то взгляд читателя может легко сбиться с пути. Мало того, что плотный интерлиньяж сам по себе усложняет восприятие шрифта, так он еще превращает чтение в трудную работу.

      1. Проблемы узких колонок

Самое неприятное для типографики газеты — это то, что читатели просматривают газету каждый день. Даже те, кто ничего не знает о шрифте, могут убедиться, что узкие газетные колонки набраны очень плохо: с зияющими дырами между словами и с искаженными строками, почти совсем лишенными про белов. Традиция набирать узкими колонками очень старая, а шрифт, который когда-то использовался для этого, был гораздо мельче. У современных газет проблема обратная, описанная как раз в предыдущем разделе: кегль шрифта слишком велик для колонки, что весьма затрудняет получение хорошо сверстанной страницы.

Суть проблемы состоит в том, что наборной системе, заполняющей строки текстом, приходится что-то делать с пространством, оставшимся в строке после набора в ней допустимого количества слов. Для того чтобы обеспечить правильное размещение последнего слова в строке, его разбивают для переноса, но даже и после этого в строке остается некоторое пространство. Куда его пристроить? В первую очередь между словами, но иногда, если остающийся пробел слишком велик, то и между буквами. Тем более что на коротких строках межсловных пробелов мало, по этому распределение пространства между ними при водит к их чрезмерному увеличению.

Чтение узких колонок текста изнуряет, потому что взгляд беспрерывно прыгает от края до края через каждые несколько слов. Это — все равно, что следить за игрой в пинг-понг. Соедините узкую полосу с чередующимися строками то плотного набора (система заполняет строки под завязку), то очень разреженного — по причине, о которой только что говорилось — и вы получите то, что обычно и представляет собой газета: одноразовая верстка. А это не тот образец, которому стоит следовать.

В верстке вообще преобладают достаточно узкие полосы набора. Одним из первых приемов, который появился в настольных издательских системах, стало обтекание графики текстом. Изображение, например фотография, внедряется в колонку текста, еще более сужая ее ширину. Обтекание текста стало чрезвычайно популярным и используется до сих пор, а результат можно увидеть в многочисленных примерах скверно сверстанных страниц. Проблема пробелов — это непосредственное следствие узких полос (как и проблема «цвета» шрифта — следствие смены ширины колонки), и единственным способом борьбы с этим злом является настройка пробелов на каждой строке. К чему прибегают крайне редко.