Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5-6 семестр - ТОТИ / Лекция 10 Качество верстки / Лекция 10 часть1 Кегль, интерлиньяж.doc
Скачиваний:
146
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
112.13 Кб
Скачать
  1. Качество верстки

Очень нелегко, рассматривая страницу, сосредоточить свое внимание только на шрифте. Возвращаясь к проблемам графического дизайна, необходимо выяснить, какой вклад вносит качество набора и верстки в общее впечатление от страницы.

Хорошо оформленная страница обычно не привлекает особого внимания к себе, и очень трудно определить, чем именно она хороша. А вот если плоха, то это уже другая история. Если отбросить неверный выбор гарнитуры, то текст, набранный скверно, теряет и с эстетической точки зрения (он выглядит непривлекательно и небрежно), и с практической (такой текст трудно прочесть), и можно быть уверенным, что это всегда создаст невыгодное впечатление.

    1. Разборчивость и удобочитаемость

Большинство читателей не замечают ни шрифта, ни букв. Зато видят слова. И не наслаждаются красотой композиции, а просто читают. Шрифт служит своеобразным метрономом для читателей, ускоряя или тормозя процесс чтения уже тем, как он представлен на странице. Неудачная верстка препятствует чтению так же, как и скверный почерк.

Разборчивость (legibility) и удобочитаемость (readability) — термины, которые обычно используются в мире шрифта. Разборчивость определяет возможность для читателя легко распознавать отдельные буквы и слова, из них сложенные. (Мы никогда не читаем, распознавая букву за буквой, но воспринимаем сразу все слово или фразу целиком.) Удобочитаемость определяет легкость и комфорт, с которыми текст воспринимается и понимается. Текст, обладающий хорошей удобочитаемостью, должен быть и разборчивым, но одна разборчивость не делает текст более удобочитаемым. Когда шрифт легко воспринимается, то книгу охотно и долго листают, а плохо набранный текст изнуряет и отвращает от себя читателя.

Для разборчивости и удобочитаемости имеют большое значение элементы дизайна (формат печатной страницы, кегль шрифта и ширина полосы). Иногда мы открываем книгу и обнаруживаем огромные серые блоки из маленьких, плот но сбитых букв — и думаем: «Нет, это мне не прочесть». Трудно сказать, виновны в этом плохая разборчивость или недостаточная удобочитаемость. Для изданий в бумажных обложках, дублирующих книги в твердых переплетах, такие проблемы не редкость, поскольку скупые издатели просто фотографически уменьшают содержимое страниц большего размера и переносят его на страницы меньшего формата.

В конечном счете, самый плохой наборный шрифт не может быть трудным или вообще непригодным для чтения; все дело в небрежных наборе и верстке.

    1. «Цвет» шрифта

Шрифт на странице образует визуальную текстуру — ритм букв в строках, ритм строк в колонках и ритм пробелов между всеми этими компонентами. Когда текстура шрифта непрерывная и однородная, то говорят, что у шрифта правильный «цвет» (color). Плотный набор создает более темный цвет, но наибольшее значение для «цвета» имеет именно равномерность и однородность.

Наличие плотных и разреженных строк создает проблему «цвета» на небольших участках тек ста, но подобные проблемы особенно заметны на странице, когда один абзац кажется темнее из-за меньших пробелов, чем окружающие абзацы, или наоборот.

Такое различие «цвета» не обязательно влияет на удобочитаемость, хотя, конечно, не может не отвлекать. Когда на странице встречается такой абзац, он волей-неволей притягивает внимание. А этого быть не должно. Различие «цвета» шрифта создает впечатление недостаточного контроля качества, тщания или опыта. Текст выглядит небрежно и неряшливо.

Рисунок шрифта также вносит свой вклад в «цвет» страницы, поэтому дизайнеру и наборщику (верстальщику) следует это учитывать. Некоторые шрифты, более светлые и могут набираться плотнее. В то же время другие шрифты более тяжелые и темные, для них необходимо «больше воздуха», чтобы они не выглядели стиснутыми, и их «цвет» не оказался чересчур интенсивным.

Неподходящий шрифт может сильно усложнить дело. Например, гарнитура Times New Roman (имеющая внешнее сходство с Times Roman) создавалась как газетная, ее узкие буквы облегчают набор в узких колонках и позволяют разместить больше текста на странице. Тем не менее, гарнитура стала основным книжным шрифтом (большей частью потому, что более компактный набор экономит издателям бумагу), но это создает проблемы «цвета» и удобочитаемости на страницах книжного формата, для которого более привычны шрифты с нормальными пропорциями.

Неровный «цвет» шрифта не всегда результат работы наборщика, он может получиться и на последующих этапах производственного цикла. Технический и художественный редакторы, корректоры могут в последний момент внести свои поправки, а значит, изменить количество слов в абзаце. Для того чтобы не менять всю верстку, дополнительные слова втискивают в отдельный абзац, а это ведет к значительному уменьшению пробелов. Читатель же, замечая, что абзац или раздел выделяется среди остальных, как правило, винит в этом наборщика.

Ненужный «цветовой» контраст может возникнуть между несоразмерными текстовыми элементами на странице, например у разреженной цитаты в окружении плотного текста, или между плотно набранным заголовком и более разреженным основным текстом. Такие перепады в «цвете» шрифта также выглядят нелогично и неряшливо.