Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

filosofia / attachments / 13 русские философы 19в

.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
46.08 Кб
Скачать

13. Истоки и особенности развития русской философии до XIX в. Славянофилы и западники. Философские идеи русских революционных демократов.

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Характерными чертами русской философии являются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• конкретность;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Облик древнерусской культуры и философии в решающей степени определялся важнейшим историческим событием - крещением Руси. Как и в средневековой Европе, в Киевской, а затем и в Московской Руси философские идеи находили свое выражение, прежде всего, в богословских сочинениях.

Одним из наиболее ранних памятников отечественной богословской мысли является «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона (стал митрополитом в 1051). Благодать для Илариона предполагает духовную свободу личности, свободно принимающей этот дар и стремящейся к истине. Благодать 'живит' ум, а ум познает истину, считал религиозный мыслитель. В 12 в. к теме власти, ее религиозного смысла обращается один из крупнейших русских политических деятелей - князь Владимир Мономах. Центральную роль в знаменитом «Поучении» киевского князя играет идея правды. Правда - это то, что составляет основу законности власти и в этом смысле есть закон, правосудие.

В средневековой культуре Московской Руси философские идеи были столь же тесно связаны с традицией православного богословия. Серьезное влияние на русскую религиозную мысль 15-17 вв. оказал исихазм. В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. Кратко говоря, исихазм — это мистическая практика богосозерцания путем молитвенного самоуглубления. Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Как писал Григорий Палама: «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное».

Видными деятелями в то время были Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, они выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосифлян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев). Судьба распорядилась так, что в религиозные русские споры 16 в. оказался вовлечен греческий мыслитель Максим Грек, после смерти причисленный к русским святым. Максим Грек высоко оценивал значение философии: 'Философия без умаления есть вещь весьма почитаемая и поистине божественная'. По его мнению, ум нуждается в просвещении, которое неотделимо от нравственного совершенствования. Нравственные усилия позволяют 'мысль от плоти обуздати'. Необходимо просвещение не только ума, но и сердца.

В 17 в. формируется духовно-академическая традиция изучения философии. В начале века была создана Киево-Могилянская академия, а в 1687, в Москве - Славяно-греко-латинская академия. Первые руководители Славяно-греко-латинской академии греки Иоанникий и Софроний Лихуды были авторами первых русских философских учебников: Логики, Риторики, Психологии и др., которые содержали обширный материал из области древней и новой европейской философии.

Рассматривая в целом русскую религиозную мысль 18 в., следует отметить, что ни о какой ее однозначной характеристике не может быть и речи. Богословский и философский опыт и в эту эпоху сохраняют взаимосвязь. В 1755 открылся Московский университет. Первые университетские профессора философии - Н.Н.Поповский (1730-1760), Д.С.Аничков (1733-1788), А.А.Барсов (1730-1791) и др. - были прежде всего просветителями и пропагандистами идей новоевропейской философии. Вольтерианский дух царил и на университетских кафедрах, но отнюдь не безгранично: русские философы-профессионалы очень рано обнаружили тяготение и к английскому эмпиризму, и к немецкой рационалистической философии.

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. Согласно воззрениям Радищева, в мире, в котором ничего нет 'опричь телесности', свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот 'имеет силу о вещах сведому'. Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным оценкам и действиям. Как моралист Радищев не принимал идею 'разумного эгоизма', считая, что отнюдь не себялюбие является источником нравственного чувства: 'человек есть существо сочувствующее'. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остается верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души. Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

Нельзя оставить без внимания и М.В.Ломоносова. Задача познания заключается, по его мнению, в познании материальных вещей и материальных явлений природы. Само познание материальных вещей и явлений Ломоносов понимает как правильное их отражение в понятиях. Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии». Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц — атомов, образующих более сложные формы — корпускулы (или молекулы), которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе. В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности

Первые десятилетия 19 в. в России характеризуются столь же интенсивным интересом к европейской философии. В центре внимания теперь крупнейшие представители немецкой классической философии - Кант, Гегель и Шеллинг.

Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других. Основная направленность философии декабристов — социально-политическая. Ее опорными идеями были:

• приоритет естественного права;

• необходимость для России правового строя;

• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;

• личная свобода человека;

• ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.

После 14 декабря 1825 года, когда народ стал безучастным зрителем восставших полков, каждому человеку открылась та пропасть, которая разделяла народ и образованное общество. Возник вопрос, как же можно преодолеть этот разрыв? Так возникли 2 идеологии, которые пытались найти выход из создавшегося положения, но разными путями: славянофильство и западничество.

Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Западники признавали единство в развитии человечества, они были прогрессистами и рационалистами. Они полагали, что Россия должна неизбежно пройти теми же историческими путями, что и Европа. Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, М.А.Бакунин. Российское западничество никогда не было однородным идейным течением. Среди общественных и культурных деятелей были люди самых разных убеждений: либералы, радикалы, консерваторы. На протяжении жизни взгляды многих из них существенно менялись.

Западник-радикал Виссарион Григорьевич Белинский в начале 1840-х годов он резко критикует рационалистический детерминизм гегелевской концепции прогресса, утверждая, что 'судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира'. Персонализм Белинского был неразрывно связан с его увлечением социалистическими идеалами. Идеал общественного строя, основанного 'на правде и доблести', должен быть воплощен в реальность, прежде всего во имя суверенных прав личности, ее свободы от любых форм социального и политического гнета. Александр Иванович Герцен считал, что итогом развития окажется слияние духа и материи. Центральной творческой силой 'всемирного реалистического биения пульса жизни', 'вечного движения' выступает, по Герцену, человек как 'всеобщий разум' этого универсального процесса. Константин Дмитриевич Кавелин был склонен к скептицизму ('в мире нет безусловных начал и принципов - все в нем условно и относительно'). Решающую роль в истории Кавелин отводил личностному началу. Соответственно и смысл русской истории он видел в становлении и укреплении 'начал личности', что должно было в конечном счете привести к сближению России с Западом.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы.

Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. Они основывались на самобытном развитии России, ставя на первое место ее религиозно-национальное своеобразие. Славянофилы, кроме прочего, критиковали «предрассудки западной учености», западный рационализм за близорукость и невидение, невнимание к России и ее богатой культуре, что привело к полному непониманию ни ее религии, ни ее истории.

Отвергая рационализм, Хомяков обосновывает необходимость цельного знания ('живознания'), источником которого выступает соборность: 'совокупность мышлений, связанных любовью'. Таким образом, религиозно-нравственное начало играет определяющую роль и в познавательной деятельности, оказываясь как предпосылкой, так и конечной целью познавательного процесса. Ответственность за то, что западная культура подпала под власть рационализма, он (как и все славянофилы) возлагал прежде всего на католицизм. Иван Васильевич Киреевский ориентировался на православный теизм, и будущая 'новая' философия виделась ему в формах православного, 'истинного' осуществления принципа гармонии веры и разума, в корне отличного от его католической, томистской модификации. В религиозной антропологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни.

Идея самобытности России нашла свою острейшую постановку в вопросе «что делать?». На него в России часто отвечали категорично: «Делать революцию!». Общая черта революционно-демократических направлений - социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному. Самыми видными представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были:

• революционный демократ Н.Г. Чернышевский;

• народники - Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, ПН. Ткачев;

• анархист П. Кропоткин, М.А. Бакунин;

• марксист Г.В. Плеханов.

Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в "возвращении к земле" (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни, он считал, что политика главенствует над философией. Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор. На первое место они ставили идеал справедливости. Этот идеал пропагандировался народниками в процессе их хождения в народ (1847—1878), но в конечном счете, после убийства Александра II (1881), привел к террору против них. В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед. Превыше всего ставилась идея свободы, которой нельзя добиться без всенародного бунта. После разгрома народничества революционная инициатива перешла к марксистам. Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью. Все они делали акцент на производительных силах общества. Революция должна была открыть дорогу их развитию, что привело бы к социальной справедливости: кто не работает, тот не ест. В марксистской версии этике была уготовлена роль Золушки, она была подчинена громаде экономики, а вслед за ней и политики.

Революционаризм в России выступал как поиск новых ценностных ориентиров, среди которых чаще других называли справедливость и свободу. С высот сегодняшнего дня отчетливо видны слабости революционаризма. Во-первых, господствовали весьма смутные представления о прагматическом методе социальных наук, как раз и имеющем дело с ценностями. Во-вторых, едва начав этико-философскую проблематизацию, идеологи революции тут же ее обрывали. В-третьих, доминировали весьма поверхностные представления о превращении новых ценностей в действительные социальные ориентиры. Предполагалось, что для этого достаточно перевернуть Россию, поставить ее с ног на голову. Вместо многотрудных длительных действий предлагался переворот.