Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Доклад 1.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
42.95 Кб
Скачать

Студентки 1 курса Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Барабаш Надежды.

<<Педагогика здоровья как часть христианской этики.>>

Педагогическая культура средневековья, педагогические взгляды мыслителей раннего христианства, их теории и идеалы, взгляды и нормативы до сих пор остаются мало изученными. Каждая культура или эпоха вносит свою неповторимость в жизнь человека, в комплекс его мыслей и чувств. Средневековая педагогика здесь не исключение. Долгими десятилетиями изгонялись и вытравливались из сознания советского человека библейские идеи учительно-дидактической парадигмы обучения. Педагогика сознательно отказывалась от рассмотрения воспитательных аспектов проблем Бога, души, формирования отношения к ближнему и т.д. Поэтому искажались и методы обучения пониманию добра и зла, порока и добродетели, высокого и низкого и т.д. Поэтому и изучать эпоху, в которую был создан комплекс христианской педагогики, было по-настоящему невозможно.

Христианская педагогика, прежде всего, опирается на нравственное формирование человека, на добродетель и мудрость, объединившую разум, волю и веру. В настоящее время образовательная система, конечно же, подходит к развитию этих качеств, но не с религиозной точки зрения. А Россия, между прочим, страна, в которой православие имело главенствующую роль многие века. Хоть его роль за последние столетие значительно ослабла, но все же не стоит забывать о подходе воспитания и образования и с этой стороны.

Качества души и ее отношения с телом, роль в этом рассудка; способности ума к дисциплине, памяти - к тренировке, чувства - к сопереживанию, любви и страху; способность к выработке воли; способность вспоминать Божественное в самом себе - все это составляло внутренние условия христианского воспитания. На них также оказывал воздействие Бог - прежде всего через церковные наставления, молитву, проповедь, исповедь, покаяние и непосредственную связь.

Одним из важнейших ориентиров было представление о цели и смысле жизни, о ее направленности. Это представление определяло и всю направленность как формального педагогического процесса, так и неформального воспитания.

Педагогический процесс (в широком смысле) определял отношение к Богу - Создателю и Творцу всего сущего, Спасителю мира. Человек в течение всей жизни шел к Нему, к истинной христианской жизни. Человек может прийти к Богу в любой период своей жизни, и будет принят Им и прощен. Но никто не знает своего часа, и всякий должен быть готов к моменту призвания к престолу Всевышнего, чтобы встретить Его в состоянии душевного бодрствования и праведности. А потому воспитание должно начинаться с самых первых минут жизни ребенка (еще в утробе матери) и продолжаться всю его жизнь. Сила религиозной традиции - во всеобщей учительности.

Глава I. Влияние раннего христианства на воспитание и обучение

Христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных явлений в истории человечества. Нами невольно овладевает чувство удивления, когда мы изучаем историю христианской церкви: она насчитывает уже два тысячелетия и все еще стоит перед нами, полная жизни, а в некоторых странах более могущественная чем, чем государственная власть. Вот почему все, что так или иначе способствует лучшему пониманию этого грандиозного явления приобретает громадное практическое значение.

В римском обществе, особенно среди евреев в восточных провинциях, в I в. н.э. возникают раннехристианские общины.

Для христианских общин были характерны забота о духовном благе личности и особое внимание к воспитанию детей и юношества обоего пола. Христиане выдвинули новые взгляды на цели, методы и содержание воспитания.

Воспитание в раннехристианских общинах было ориентировано на Библию. Философские и педагогические воззрения авторов Нового Завета вобрали в себя ветхозаветные и эллинистические взгляды на воспитание, в основе которых лежит любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни.

Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, осознание высокой важности трудового воспитания.

Раннее христианство придавало особое значение семейному воспитанию, продолжив тем самым педагогическую традицию уходившей эпохи.

Идеологи раннего христианства (II - V вв.) (Григорий Назианский, Василий Великий, святой Иероним, Иоанн Златоуст, блаженный Августин и другие) иначе, чем античная мысль, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из центральных идей античности являлся постулат Что полезно для человека, то должно быть сделано, то христианское учение исходило из иного императива: Что справедливо, то должно быть сделано. Таким образом, античная мысль ставила в центр земное существование, тогда как христианство - вечные общечеловеческие ценности.

В противовес античному идеалу соревнования и самоутверждения, культу образованности, прекрасного ума и тела отцы христианской церкви проповедовали идеал взаимопомощи и духовной независимости, смирения, аскетизма (умерщвление плоти), объявляли, в частности, греховной мерзостъю усиленное эстетическое воспитание.

Евангелие дало людям нравственные ориентиры, облеченные в форму заповедей: не убий, не укради, возлюби ближнего своего и другие, которые легли в основу воспитания общин ранних христиан.

Собственно христианское воспитание и образование осуществлялось лишь в замкнутых общинах типа «Новый завет» кумранитов, секты эссенов, ставших принципиально новой воспитательной средой.

Каждый член общины должен был не только передать единоверцам все свое имущество и посвятить им личный свой труд, но и отдать в их распоряжения все знания. В обшине практиковались коллективные формы обучения, отводилось особое время, «треть ночи», посвящавшееся совместному изучению священных текстов, прежде всего рукописей Ветхого завета, апокрифических произведений, благодарственных молитв. Коллективные формы обучения сочетались с индивидуальными, такими, например, как «духовное очищение» и «внутреннее покаяние», что считалось пропедевтикой умственной работы и основой успеха в умственном развитии.

Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, и называли их поэтому «учителями праведности». Основными способами обучения являлись устные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из библейских книг, составление и произнесение проповедей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух переводов священных текстов с древнееврейского на арамейский и греческий и т.д. Особое значение в христианских общинах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, мотивации учения как богоугодного дела.

Содержание образования ориентировалось на Библию - собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей - Ветхого зав и Нового завета.

В эпоху эллинизма для евреев, живших в диаспоре, т.е. за пределами Иудеи, был составлен перевод Библии на греческий язык семидесятью лучшими толкователями, который получил название «Септуагинта». Это послужило стимулом развития и распространения по всему Средиземноморью христианско-педагогических идей, особенно богато представленных в разделе Библии «Мудрость Иисуса сына Сирахова», написанном в виде поучений.

В первых веках нашей эры сохранялась практика воспитательного воздействия и книжного учения со стороны странствующих учителей, теперь уже христиан. Сам Иисус Христос являлся странствующим учителем своего времени, чья задача состояла в проповеди нового учения о человеке и Боге. Некоторые из странствующих учителей становились школьными преподавателям. Развивались в эту эпоху и крупные просветительные центры, которые возникли ранее, например школа христианского богословия в Александрии, возглавлявшаяся во II в. н.э. Климентом Александрийским, а в III в. - Оригеном, видным богословом.