Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
37
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
67.58 Кб
Скачать

Вопрос 11

Теория знака в понимании Ф. де Соссюра, Ч. Пирса, Ч. Морриса.

Особенности языковых знаков

Ф. де Соссюр

Понимание языка как системы знаков получило обоснование в работе Ф.де Соссюра «Курс общей лингвистики». По убеждению этого лингвиста, знак – явление психическое и в своем целом, и в составляющих его сторонах: обозначаемое - это понятие, обозначающее – это акустический образ.

Ф. де Соссюр предложил название «семиология» как название той науки, которая изучает разные знаки. Но Чарльз Пирс назвал эту науку – семиотика (в настоящее время именно это название и используется)

С. описал свойства лингвистического знака:

1. материальность (потому что любой знак может иметь звуковую форму, т.е. как этот знак выражен; может иметь графическую форму)

2. единство плана выражения и плана содержания (ПВ и ПС). Эти термины дал датс. Лингвист Л. Ельмслев, у С. это означаемые и означающие. Единство ПВ и ПС указывают на теорию билатеральности, т.е. то, что знак имеет 2 стороны. Но помимо этой теории существует теория монотеральности (знак – односторонен), тогда знаком является только ПВ, который в этой теории называется экспонентом или телом знака или собственно знаком. Знак отсылает к содержанию, который находится в сознании у человека. В этой теории соотношение экспонента и самого человека называется знаковым комплексом.

3. знак действует только в своей системе (семиотической системе). Например: русский алфавит а-б-в… и противопоставление англ. a-b-c…

4. знак противопоставлен другим знакам в рамках данной системы

5. связь между знаком и предметом, который он обозначает, носит условный характер. Связь устанавливается на прямую для звукоподражания слов («Ку-ку» - связь с объектом – кукушкой) - таких слов в языке мало.

6. Знаки взаимно переводимы. Напр. Высшее учебное заведение – мы говорим ВУЗ, Автомобильное училище – автомобилка)

7. знак обладает не только значением, но и ценностью (значимостью) (ввел Ф. де С.) Соотношение знака с другими знаками данной системы, показывающее какое место занимает этот знак в системе (напр. В рус.я. – где? куда?, в англ.я. – where -- значит такова значимость слова). «Нужно изучать не только значение знаков, но и отношения между ними» писал Ф.де С.

8. линейность знака. Любые знаки образуют линейную последовательность

9. валентность знака. (комбинаторика данного знака с другими знаками - to listen to, to suffer from)

Кроме того, Ф.де С. описал 3 типа знаков:

  1. Иконический (знак представляет собой сходство или подобие между знаком и его объектом)

  2. Индексальные (index – лат.«доносчик». Это знак, который относится к обозначаемому объекту благодаря тому, что объект реально воздействует на него. Такой знак построен на ассоциации по смежности (пуля – окно – трещина)

  3. Символьные или условные знаки, по мнению Ч.пирса, это единственный подлинный знак, т.к. он не зависит от сходства или связи. Его связь с объектом условна, т.к. существует через знаковый комплекс и существует благодаря соглашению. Большинство слов являются символами.

Ч. Пирс

Как феномен третичности, знак связывает три члена или, лучше сказать, три коррелята в триадическом отношении, а именно: во-первых, знак в узком смысле, называемый также репрезентаменом, во-вторых, объект, к которому отсылает знак, и, в-третьих, так называемую интерпретанту; эти три коррелята связываются в значении знака. Репрезентамен есть "воспринимаемый объект", который функционирует как знак. Объект - это не предмет, противостоящий знаку, но то, что знак "репрезентирует". Понятием интерпретанты Пирс заменяет классическое понятие значения. Иначе, чем у Соссюра, для которого знак есть элемент системы, определяемый исключительно в оппозиции к другим элементам знаковой системы или благодаря различиям с другими элементами, у Пирса знак определяется как триадическое отношение, которое вызывает динамический процесс интерпретации.

Пирс даёт множество определений знака; общей для них является мысль о триадическом отношении. Очень упрощённо Пирс характеризует знак в широком смысле как «трёхчастное соединение знака [в узком смысле], обозначаемой вещи и познания, производимого в сознании. Более подробной является следующая дефиниция: Знак, или репрезентамен, есть нечто, что для кого-нибудь в определённом отношении или в силу некоторой способности представляет нечто. Он обращён к кому-то, т. Е. производит в сознании этого человека эквивалентный знак или, возможно, более развитой знак. Знак, который он производит, я называю интерпретантой первого знака. Знак представляет нечто, свой объект. Он представляет этот объект не во всех отношениях, но в отношении к некоторого рода идее.

Когда мы говорим о Пирсовой модели знака или о его модели знака как триадического отношения, мы используем понятие знака в широком смысле, включающем в себя все три коррелята знака. Основа Пирсовой типологии знаков – три трихотомии знаков, Три трихотомии знаков описывают (1) знак сам по себе, рассматриваемый вне его отношений с чем бы то ни было, знак как монаду, (2) знак в (диадическом) отношении к его объекту и (3) знак как триадическое отношение репрезентации объекта в интерпретанте.

Первая трихотомия определяет «знак как таковой». Знак может быть качественным, единичным или общим, «в зависимости от того, являет ли собой знак только качество [первичность], нечто действительно существующее [вторичность] или общий закон [третичность]» Качественные знаки содержат только возможность знака и требуют реализации в процессе семиозиса. Но как только качественный знак реализован в конкретном времени и пространстве (например, изображён на бумаге), он становится единичным знаком. В качестве единичного знака он есть «некоторая действительно существующая вещь или событие», т. Е., например, конкретный светофор в определённом месте или какая-либо буква на этом листе бумаги. Общий знак есть закон, который является знаком. Всякий условный знак есть общий знак. Это не единичный знак, но общий тип, в отношении которого существует соглашение о том, что он обладает значением». Таким образом, любая буква алфавита, любое слово какого-либо языка есть общий знак, пение определённого вида птиц тоже есть общий знак.

Вторая трихотомия определяет знак в отношении к его объекту и является для Пирса «наиболее существенным делением знаков». Три класса этой трихотомии – иконический знак (первичность), индекс (вторичность) и символ (третичность).

  1. Иконические знаки (icon – греч. eikon – реплика). Эти знаки могут быть мотивированными и немотивированными. Всегда указывают на некое частичное сходство между предметами и явлениями и иконическими знаками. Иконические знаки часто используются в жизни: дорожные. Но эти знаки также используются в языке, т.к. они частично передают нужное содержание: елка.

  2. Индексальные / дейктические (index – указ. палец, указывать) – определяют ситуацию здесь и сейчас. Они всегда мотивированы, полностью воплощают образ предмета. Таких знаков в языке не очень много: указат.местоимения, наречия, опред.разряд сущ., глаголов, прилагат.. Некое слово всегда указывает на тот или иной денотат: теперь, завтра, вчера, это дерево, этот юноша, эти шары.

  3. Символические знаки (symbol). Понятие символа чаще всего немотивированно или полумотивировано: красный крест – мед.помощь, герб страны/города – идея, заложенная в символе. Символов в языке большинство: дом и лексическая абстракция о домах.

Третья трихотомия Трихотомия интерпретанты показывает, в какой мере знак определяет то, чем может быть его действительная интерпретанта. Три класса отношений, определяющих характер интерпретанты, - рема, суждение и умозаключение. Рема понимается шире: это "любой знак, который не является ни истинным, ни ложным, как почти любое слово, кроме 'да' и 'нет'. Примеры рем - изолированный термин ("собака") или предикат без субъекта ("есть чёрный"). Знак-суждение или дицисигнум - знак, определённый в отношении к объекту, но открытый в отношении интерпретанты. Это "информационный знак", который "ничего не утверждает", но "способен утверждать". В форме предложения суждение может быть логически истинным или ложным. "Самая простая возможность проверить, является ли знак суждением, состоит в том, что суждение либо истинно, либо ложно, но оно не даёт никаких оснований судить о том, что дело обстоит именно таким образом. Умозаключение - сложный знак, элементы которого (ремы и суждения) подчиняются общим правилам - например, в форме логического вывода, системы аксиом или в рамках твёрдой стихотворной формы (сонет, ода и т. п.) Таблица девяти подклассов знаков Итак, существует девять подклассов знаков; эти подклассы формируются на основе трёх трихотомий знака и их связи с категориями первичности, вторичности и третичности (см. таблицу):

                Трихотомия

Категория

I

знак как репрезентамен

II

знак в отношении к объекту

III

знак в отношении к интерпетанте

первичность

(возможность)

качественный знак

иконический знак

рема

вторичность

(существование)

едничный знак

индекс

суждение

третичность

(закон)

общий знак

символ

умозаключение

  Исходя из определения знака как семиотической триады, Пирс вводит понятие подлинного знака. Действительно подлинным является только такой знак, который в качестве репрезентамена есть общий знак, в отношении к объекту - символ, а в отношении к интерпретанте - умозаключение. Все другие знаки - не подлинные, а вырожденные (это обозначение ни в коем случае не следует понимать как оценочное или как характеристику происхождения знаков).

Ч. Моррис

В 30е гг 20 в. появляется концепция Чарльза Морриса (американский ученый, лингвист).

"Никому не нужны знаки так, как они нужны людям", — писал Моррис в "Основах теории знаков". Вся человеческая цивилизация основана на знаковых системах. Знаки, следовательно, существенно влияют на формирование человека, создающего цивилизацию. Центральное положение знаков в мире культуры очевидно, и неудивительно, что ими занимаются лингвисты, логики, философы, психологи, биологи, антропологи, психопатологи, социологи, эстетики. Все же чувствуется недостаток теоретической базы, которая бы позволила обобщить результаты, полученные в различных дисциплинах. Эту проблему попытался решить Моррис с помощью семиотики как общей науки о знаках.

Семиотика как независимая наука, давая общее основание всем дисциплинам, занимающимся знаками, способствует унификации научного знания. Моррис называет этот процесс семиозисом. Речь идет о трех факторах: то, что функционирует как знак; то, к чему знак относится; эффект, произведенный на интерпретатора, благодаря чему вещь становится знаком для интерпретатора. Эти три компонента семиозиса можно назвать: 1) знаковым проводником, 2) десигнатом и 3) интерпретатором. Интерпретатор выступает четвертым фактором. Например, если S есть знаковый проводник, D — десигнат, /— толкуемое интерпретатором, тогда знак можно охарактеризовать следующим образом: S есть для / знак D в той мере, в какой /осознает D благодаря присутствию S. В семиозисе есть некто, кто понимает другого опосредованным образом. Значит, семиозис — это осознание – посредством - чего-то. Посредник есть знаковый проводник, осознание есть интерпретация, действующее лицо — интерпретатор, предмет осознания — десигнат.

Триадичное отношение знакового проводника, десигната и интерпретатора открывает изучение трех важнейших диадичных отношений одних знаков с другими, знаков с соответствующими объектами, знаков с интерпретатором. Три семиотических измерения состоят из синтактики, семантики и прагматики. Синтактика изучает отношения знаков между собой. Семантика – отношения между знаковым средством и десигнатом. Третье измерение — это прагматика. Прагматика изучает отношения знаков с интерпретатором.

Моррис выделяет 5 типов знаков:

  1. знаки идентификаторы (отвечают на вопрос где?)

  2. знаки – десигнаторы (что такое?)

  3. оценочные (почему?)

  4. прескриптивные (как?)

  5. формирующие/знаки систематизации (направляют поведение интерпретатора в отношении др-х знаков)

Особенности языковых знаков

Язык – это средство общения, языковой знак – такие единицы, которые несут внеязыковую информацию. Единицы, выражающие структурно-системные значения, являются языковыми сигналами и полузнаками. Ф.де С. писал: «Языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ. Этот последний является не материальным звучанием, вещью чисто физической, а психическим отпечатком звучания, представлением, получаемым нами о нем посредством наших органов чувств … », «Языковой знак есть, таким образом, двусторонняя психическая сущность … ».

В языке есть сигнальные знаки – фонемы как типовые звуки языка. Минимальным знаком языка считают также морфемы. Основной знак языка – слово, оно обладает собственным значением.

По отношению друг к другу знаки языка выполняют три основные функции – различительную, конструктивную и классифицирующую. Так, фонема различает морфемы и слова, а также участвует в построении их материальных оболочек. Морфема классифицирует слова и участвует в построении их основ и грамматических вариантов (форм). Слово участвует в построении словосочетаний и высказываний; словосочетание — в построении высказываний. По отношению к объектам и элементам сознания функции знаков языка иные, главные среди них — номинативная, дейктивная, экспрессивная, сигнификативная, моделирующая, прагматическая. Номинативная функция знака позволяет ему называть объект, дейктивная — указывать на него, экспрессивная — выражать состояние сознания, сигнификативная — обозначать понятие, моделирующая — создавать знаковый аналог ситуации, прагматическая — воздействовать на человека.

Определим реальные свойства знака языка:

а) По отношению к реальным вещам он не мотивирован свойствами этих вещей, но мотивирован создавшей его системой.

б) Звуковая сторона знака по отношению к смысловой не мотивирована ее, смысловой стороны, свойствами, но мотивирована системой.

в) Знак языка способен вступать в линейные отношения в составе более сложного знака.

г) Знак языка способен вступать в линейные, пространственные и временные отношения в составе речевой цепи.

д) Знак языка связан с другими знаками отношениями одновременности в сознании носителя языка.

е) Знак языка обладает устойчивостью в силу традиции, необходимой обществу.

ж) Знак языка изменчив во времени в силу изменения условий его применения.

з) Звуковая и смысловая стороны языка в их изменении относительно — в пределах закономерностей языковой системы — независимы друг от друга.

и) Один знак языка обязательно связан или соотнесен с другими знаками.

к) Знаковая система языка сращена с системой сознания и через него связана и соотнесена с системой социальной жизни людей.

л) Знаки языка функционируют и развиваются в пределах свойств своей системы под давлением связей с системами сознания и социальной жизни людей.

3

Соседние файлы в папке 111