Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
политика россии на кавказе.rtf
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
170.14 Кб
Скачать

------------------------------------------------------------------------------------------------

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ»

Кустов Глеб Ярославович

Политика России на Кавказе

Эссе студента I курса дневного отделения ТЭФ

Группа 413

Научный руководитель

профессор доктор исторических наук С.А.Козлов

Санкт-Петербург

2012

Содержание

  • Введение

  • Геополитическая специфика Кавказского региона как объекта постоянного внешнего воздействия

  • Общие аспекты ситуации на Кавказе: проблемы, богатства

  • Дискуссии на тему интересов России

  • Заключение

  • Список источников литературы

Введение.

"Национальный интерес" – основополагающее понятие государственной политики, выражающее важнейшие ориентиры развития нации и пути приращения ее мощи, а также направленность действий руководства страны, всех органов государственной власти на благо народа и всех граждан России. По своему объему оно значительно шире используемых в политической практике понятий "государственные интересы", "жизненно важные интересы", "интересы отдельных этнических групп и общностей". В чем различие между этими понятиями? Национальные интересы являются способом интеграции и выражения жизненно важных потребностей и ценностей личности, общества и государства. Они приводят в движение нацию и направляют ее развитие, способствуя приращению национальной мощи страны. Ориентация на национальные интересы позволяет реализовать функции выживания в противоречивом и меняющемся мире, безопасности страны и ее прогрессивного развития.

Исходя из сказанного, национальные интересы России можно понять как обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического наследия, российского образа жизни, устремления и стимулы деятельности субъектов государственной политики, служащие приумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих, а также повышению благосостояния большинства граждан.

Кавказ для нас не может быть чужим: слишком много на него потрачено всяких сил, слишком тесно он связан с великим русским мировым признанием, с русским делом.

Ввиду множества попыток сбить русское общество в между племенных вопросах, необходимо установить раз и навсегда жизненную, правильную точку зрения на русское дело вообще. У людей одинаково искренних могут быть различные точки зрения. Одни считают служение русскому делу борьбы за народно-госурарственное существование и процветание борьбою, не стесненною никакими заветами истории, никакими нормами нравственности или человечности;

Другие впадают в противоположную крайность: они готовы поступиться всем русским в пользу того, что нарушает наше единство, подтачивает нашу государственную силу, да и само по себе представляет явление отрицательное.

Если доселе Кавказ является мучительной загадкой для наших образованных классов, то, значит, они не велики и не сильны, они не вполне освободились от рабства чужих слов и понятий, от гнета упомянутой выше и, увы, типично русской ленивой расплывчатости. Недавнее возникновение и, главное, независимое от посторонних фальшивых и лукавых влияний на развитие Русского Собрания подтверждает правоту моих слов, а вместе с тем сверкает ярким лучом надежды на близость лучших дней, на подъем русской прозорливости, русской вдумчивости и духовной силы.

Наши солдаты, а за ними и народ, назвали Кавказ «погибельным», потому что покорение его было сопряжено с невероятным сопряжением героизма и тяжкими жертвами. Но на эти жертвы народ наш не скуп: мертвые срамы не имут, и подвиги увенчаны славой. И «погибельность» Кавказ приняла иную форму, быть может, роковую, а может быть, и полезную в итоге, раскрыв внутренние язвы нашей жизни, немощи нашего духа, ошибки и грехи нашей окраинной политики, даже смутность и неустойчивость государственно-национального миросозерцания у многих русских людей, как служивых. Так и берущих на себя смелость влиять на общество посредством печати.

В 20 веке Чечня вошла отсталой окраиной царской России. Население единственного промышленного города Грозного составляли в основном русские. В Грозном было  несколько примитивных нефтеперерабатывающих заводов, небольшие предприятия по металлообработке, обслуживающие нефтяную промышленность, и полукустарные предприятия пищевой промышленности.

С 20-х годов, сразу после окончания гражданской войны, начался период бурного развития экономики Чечни. Приток квалифицированных специалистов из городов и республик СССР обеспечил восстановление и расширение в кратчайшие сроки  ранее действовавших предприятий, строительство новых. Развитие республики обеспечивалось капитальными вложениями, которые возрастали из пятилетки в пятилетку. Значительная их часть была направлена в промышленность,  транспорт и связь, в социальную сферу. Коренным преобразованиям подверглось и  сельское хозяйство. Центр обеспечивал Чечню современной сельхозтехникой.

В результате, Чечня быстро наверстала большую дистанцию, отделявшую ее от уровня развитых в экономическом отношении районов России.  Важнейшим итогом хозяйственных преобразований в Чечне стало ее разностороннее индустриальное развитие. К 30-м годам Чечня превратилась в самую развитую индустриальную республику на Северном Кавказе. Она занимала второе место по добыче нефти в бывшем СССР.

К 1990 году в Чечне насчитывалось 194 промышленных предприятия. Объем промышленной продукции республики к 1991 году по сравнению с 1913 годом вырос более чем в 120 раз! Хозяйство республики было  связано с экономикой многих регионов Российской Федерации, впоследствии - со странами СНГ. Производственный процесс предприятий  Чечни был тесно увязан с деятельностью российских предприятий в различных городах. Структура народного хозяйства Чечни была интегрирована в экономику Российской Федерации и ориентирована  на общесоюзный, российский и зарубежный рынок.

Основными органами политической власти были комитеты. Особый междуведомственных орган, учрежденный в 1845 правительством России в связи с ведением на Кавказе общероссийской управления. Ему предшествовал ряд временных контрактов по разработке и введению на Кавказе граждан управления. В дальнейшем стал постоянным органом, руководящим гражданской деятельностью царской администрации на Кавказе. В состав Кавказского комитета входило: военный министр, министр финансов, государственного имущества, юстиции, внутренних дел. В 1882 после ликвидации Кавказского наместничества учреждения нового административного устройства на Кавказе. Кавказский комитет был ликвидирован.

Почему же Россия стремилась на Кавказ?

Начало движения России в сторону Кавказа относится к раннему периоду истории Русского государства, ко времени царствования Святослава, то есть к концу X века. Разгромив хазар, владения которых в то время простирались на многие части Кавказа и юго-восточные степи теперешней европейской части России, Святослав добрался до ясов и косогов, живших по предгорьям Кавказа к востоку от Азовского моря, победил их и, таким образом, занес русскую границу на самую Кубань, где потом появляется русское Тмутараканское княжество. Но затем, в удельный период, Русь далеко была отодвинута от берегов Азовского моря. Начало сношений России с Кавказом относится к концу XV столетия.

Впервые активное действие со стороны России по отношению к Кавказу проявилось при Петре I. Стремясь открыть торговый путь в Индию, для чего стать владельцем Каспийского моря, Петр предпринял поход в 1722-1723 гг. и покорил прикаспийские провинции, уступленные, однако, после его смерти снова Персии.

Наступление России на горный Кавказ вызвало в среде горцев-мусульман движение мюридов — борцов за веру. Под руководством вождя — имама — мюриды вели против неверных (христиан) священную войну — газават. В 1834 г. имамом был провозглашен Шамиль, создавший в Даге­стане и Чечне сильное теократическое государство. В 1830-1840 гг. Шамилю удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Однако суровость внутренних порядков в государ­стве Шамиля, жестокий гнет приближенных имама постепен­но разлагали имамат изнутри. В 1859 г. войска Шамиля были окончательно разбиты, а сам он попал в плен. Завершилось присоединение Кавказа к России в 1864г.

4. Вхождение Закавказья в состав Российской империи.

Закавказская Федерация советская форма, государственная форма объединение народов Закавказья в 1922 – 36. Внутренняя и внешнеполитическая положение Азербайджан, ССР, Армения, Грузия. ССР после гражданской войны и военной интервенции 1918-20 диктовало необходимость их хозяйственного и военно- политического объединения в борьбе против враждебных действий империалистов и остатков заказной контрреволюции, за восстановление хозяйства, ликвидацию межнационального недоверия и вражды, уяснилась в результате 3-летнего хозяйничанье мусаватистов, дашнаков и грузинов.

Идея объединения была выдвинута В. И. Лениным 12 марта 1922г. в Тбилиси полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджана. ССР, ЦИК утвердила договор о создании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья. [ФСССРЗ] высшей властью его была признана Полномочная конференция представителей избираемых в равном числе правительствами республик, а объединенным исполнительных органов избираемый конференцией Союзный совет. 13 декабря 1922г, первый Закавказский съезд советов в (Баку) преобразовал ФСССРЗ в единую Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику [ЗСФСР], при сохранение самостоятельности входящих в неё республик. Съезд утвердил Конституцию ЗСФСР, образовал Закавказский ЦИК и ответственный перед объединенный СНК ЗСФСР. Против создания Закавказской федерации выступали грузины, национал уклонисты. Их позиция не получила поддержки трудящимися и были осуждены коммунистическими организациями. Закавказье 30 декабря 1922 ЗСФСР объединилась с РСФСР с УССР и с БССР в союз ССР. По конституции СССР 1936 г. Азербайджан, Армения и Грузия вошла в состав СССР как самостоятельная союзная республика.

6. Кавказская война.

Обратимся сначала к Кавказской войне. Суть ее в следующем. С образованием в ХV1 в. Москов­ского централизованного государства русский царизм развернул военно-колониальную экспансию, в том числе в кавказском направлении. Ее побудительные мотивы были связаны с геостратегическими и в меньшей степени идеологическими соображениями. В эпоху Екатерины 11 продвижение России на юг стало особенно интенсивным. Применяя на Северном Кавказе сугубо силовые или гибкие дипломатиче­ские методы, царизм опирался на местные феодальные, клерикальные и родоплеменные элиты, нуждав­шиеся во внешней поддержке. Военно-колонизаторская и классово-эксплуататорская политика России вы­звала протест горских общественных “низов” против пришлых и “собственных” угнетателей. С 80-гг. ХV11 в. на территории Чечни и Дагестана подобные строения находят выход в антиколониальных и анти­феодальных восстаниях под религиозным флагом.

В августе 1859г. Шамиль с горсткой верных ему мюридов сдался главнокомандующему русской армии на Кавказе Барятинскому. Не погиб в сражении, не бросился на вражеские штыки в фанатичном порыве, не покончил с собой во избежание позорного пленения гяурами, а обдуманно и добровольно сло­жил оружие перед победившим противником в абсолютно безнадежной ситуации. Противник, в свою оче­редь, ответил весьма необычным для себя образом. Шамиля не казнили, не бросили в тюрьму, не со­слали в Сибирь, закованного в кандалы, даже не арестовали в привычном для того времени смысле слова. С ним обращались с пиететом, положенным великой личности. В нем видели выдающегося полко­водца и политика, проигравшего достойно и мужественно. Шамиля отправили в Петербург, где чествовали как героя, к полному изумлению самого имама, считавшего себя пленником. По поводу всеобщей “шами­лемании” столичные фельстонисты шутили: кто же на самом деле победил в Кавказской войне.

Завершение Кавказской войны позволило России прочно утвердиться на Северном Кавказе, кото­рый, сохраняя яркое своеобразие, постепенно становился неотъемлемой административно-политической и экономической частью империи.

Кавказская война имела огромные геополитические последствия. Установились надежные комму­никации между Россией и ее закавказской периферией. России удалось наконец прочно обосноваться в самом уязвимом и стратегически очень важном секторе Черного моря – на северо-восточном побережье. То же – с северо-западной частью Каспия, где Петербург до этого чувствовал себя не совсем уверенно. Кавказ оформился как единый территориальный и геополитический комплекс внутри имперской “сверх­системы” – логический результат южной экспансии России. Теперь он мог служить обеспеченным тылом и реальным плацдармом для продвижения на юго-восток, в Среднюю Азию, также имевшую большое зна­чение для обустройства имперской периферии.

Из этого становится ясно, что ход и итоги Кавказской войны органично вписываются в более широкий процесс геополитического расширения Российской империи, еще не достигшей “естественно необходи­мых” пределов территориального насыщения и располагавшей соответствующим потенциалом – военно-экономическим и цивилизационным.

Предпосылки чеченской войны обусловили и ее соответствующее содержание, которым она тоже отличается от войны кавказской. В ней нет почти ничего антиколониального, народно – освободительного в том смысле, в каком эти категории применимы (когда они применимы) к первой половине XIX в. тем бо­лее антифеодального. По своей уникальности чеченский конфликт не укладывается в какую-то четкую ти­пологию, образуя своеобразную, так сказать, сепаратистскую разновидность гражданской войны внутри единой страны с единой государственно-политической, экономической и общественной структурой.

За два столетия заметно видоизменилась роль религиозного фактора – не во внешних проявле­ниях, а в сущности. Главные персонажи Кавказской войны – люди набожные и посвященные – зачастую ставили во главу угла идеи ислама как основу фундаментальных общественных преобразований. Шейх-Мансур, Кази-мулла,. Шамиль требовали от горцев прежде всего принятия шариата, а затем уже уничто­жения нечестивых гяуров (причем не только русских, но и своих соплеменников). За прегрешения перед верой люди подвергались жестоким наказаниям гораздо чаще, чем за лояльность к России. Расхожее, господствующее по сей день представление о мюридизме лишь как об “идеологической оболочке” или пропагандистском средстве для создания “образа врага” далеко не соответствует реальному значению этой религиозной доктрины в истории Кавказской войны.

В Кавказской войне победу одержала Россия. Определить номинального (“технического”) победи­теля в чеченской войне, которая была приостановлена, как и начата, по приказу из Москвы, но остановить гораздо труднее. Да и что это в принципе дает? Если подтверждает мысль о несостоятельности россий­ских вооруженных сил (о чем с ликованием, достойным лучшего применения, пишут журналисты), то по­зволительно спросить: а какой в таком случае противник выявил эту “несостоятельность” – чеченцы с ружьями и кинжалами времен Шамиля: Или жен такая же российская армия с современным оружием, бое­вой подготовкой, высококлассными офицерскими кадрами, да еще и с превосходным знанием местности: Воистину “Зарница”, кабы не столько крови и горя.

До тех пор пока последствия чеченской войны не проявятся во всей полноте, сравнивать их с ито­гами войны Кавказской, вероятно, рановато. Но, по крайней мере, один предварительный вывод пред­ставляется уместным. Поражение Шамиля ознаменовало окончание растянувшегося на целую эпоху кав­казского периода в южной экспансии Российской империи, разрешение крупной геополитической задач и начало нового этапа – государственного обустройства Чечни и Дагестана с целью интегрирования их в имперскую структуру. В чеченской войне в отличие от Кавказской нет победителей, сколько бы ни твер­дили обратное. В ней все – побежденные. Она, будучи результатом системного кризиса в России и в соз­нании ее руководителей, привела к дальнейшему ослаблению страны и создала реальную угрозу россий­ской государственности.