Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Word (2).docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
46.14 Кб
Скачать

Долгожданная пора.

Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал еще один смертельный враг - эпидемия. На нее очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город. Нелегко было работать голодным, измученным людям. Но город был полностью очищен.

В то лето в Ленинграде каждая полоска земли в парках, скверах, на пустырях была вскопана и засеяна. Изголодавшимся за зиму, больным цингой ленинградцам были крайне необходимы витамины. А дать их, кроме овощей, могли и съедобные дикорастущие травы, ягоды и грибы. Школьники собирали их в городских парках и в пригородах, не занятых врагом.

18 июня вступил в строй нефтепровод. Ежесуточная мощность, которого скоро достигла 435 тонн. Одновременно во Всеволожском и Парголовском районах, ставших, как их называли, блокадной "кочегаркой", развертывалась добыча торфа. Заготовлялись и дрова, использовались все возможности для пополнения топливных ресурсов.

Поскольку не исключалось, что гитлеровцы попытаются штурмовать город, с ранней весны возобновилось строительство укреплений и в самом Ленинграде, и в прифронтовой полосе: к концу 1942 года город располагал 110 мощными узлами обороны, протяженность одних только уличных баррикад превысила 35 километров, неприкосновенного запаса боеприпасов, бензина и продовольствия хватило бы на 30 суток непрерывных уличных боев.

К сентябрю 1942 года промышленность города возобновила выпуск почти всех образцов военной техники, которые она поставляла фронту в первые месяцы войны, и взялась за освоение ряда новых видов продукции. В частности, первым в стране стал налаживать производство пистолета- пулемета системы Судаева. Осажденный, блокированный, все еще полуголодный Ленинград, накапливая силы для сокрушения осаждающий его армий, одновременно возвращался к привычной для него роли одного из крупнейших центров оборонной промышленности.

С осени началась подготовка к операции "Искра". Час наступления близился, но зима запаздывала, первые машины пошли через Ладогу только в конце декабря. А как переправлять через Неву танки?

12 января. 9.30. Вот она, минута, которой так ждали! Небо над Невой прорезали огненные полосы залпа 14 дивизионов гвардейских минометов - "катюш". Грянула артиллерия: с правого берега Невы около 1900 орудий и крупнокалиберных минометов - по 144 на километр прорыва и 2100 с Волховской стороны - по 160 на километр. Шли упорные бои. И только через две недели, в ночь на 6 февраля, по проложенной в рекордно короткий срок железной дороге Шлиссельбург - Поляны прошли первые поезда. Фашисты еще просматривали с Синявинских высот коридор, пробитый в блокадном кольце, яростно, с остервенением обстреливали буквально каждый шедший по новой дороге поезд, но сухопутная связь осажденного города с Большой землей все равно уже была восстановлена.

Прорыв блокады.

Подготовка к операции по прорыву блокады проводилась в глубокой тайне.

Наступило 12 января 1943 года. В 9 утра над лесами, над широкой, крепко скованной льдом Невой, над всем передним краем господствовало тишина.

Десятки тысяч наших воинов в полной готовности уже напряженно отсчитывали оставшиеся до атаки минуты, но строжайшая военная тайна не должна была быть нарушена ни необычным единым звуком.

Гитлеровцы знали, что Ленинград готовится пробить блокаду. Они предугадывали, где именно мы дадим генеральный бой, - это им подсказывала сама географическая карта. День за днем воздвигали они все новые оборонительные сооружения на предполагаемом участке прорыва, стягивали сюда свои отборные части, еще и еще насыщали огневыми средствами узлы сопротивления, созданные за 16 месяцев блокады.

Но когда и с какими силами мы начнем прорыв - этого гитлеровцы не знали. И ожидавшийся целый год наш удар все-таки оказался для них неожиданным.

"Мы думали, - позже показал пленный санитар Ганс Петерс, -обычный огневой налет. Думали, что вот-вот перестанут. Но огонь усиливался. Солдаты стали нервничать. Потом все забрались, кто куда мог. Ефрейтор Ламберг Буути закричал: "Я был во многих походах, но такого грохота не слышал".

В 9.30 утра прокатился над Невой неистовый гром орудий.

Бомбами и пулеметным огнем немецкие пилоты хотели было сорвать работу артиллеристов. Внезапно шум моторов утроился, и, опрокинутые нашими истребителями, несколько самолетов рассыпались на части. Остальные фашистские штурмовики покинули поле боя - с этой минуты в небе стала господствовать наша авиация. Ее бомбовые удары были слышны за десяток километров вокруг.

Участок Невы по всему фронту наступления был уже всецело в наших руках. По льду переправилась артиллерия и прокатились новые волны пехоты.

Люди были злы, вдохновенны, неустрашимы…

К Ленинграду, пройдя, наконец, Неву, под конвоем идут пленные гитлеровцы. Давно, но совсем иначе надеялись они попасть туда. Вид их жалок и омерзителен.