Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Статья 3стр

..docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
19.51 Кб
Скачать

О влиянии речевого окружения на результаты логопедической работы при афазии (Ж. А. Пайлозян)

На основании количественного и качественного анализа результатов восстановления речи у пациентов с афазией автор делает вывод об обязательном вовлечении речевого окружения в процесс логопедической терапии. Имеется отчетливая связь между особенностями речевой среды и результатами логопедической работы. Активное участие микросоциального окружения в процессе восстановления речи способствует закреплению восстановленных речевых навыков, 1 повышению речевой активности.

Эффективность восстановления речи и речевой коммуникации во мно­гом зависит от правильной организа­ции микросоциальной речевой среды, прежде всего, семьи. Между тем вопрос организации речевой среды пациентов с афазией до сих пор является одним из недостаточно разработанных в афазиологии.

Микросоциальное окружение па­циентов с афазией в полной мере со­ответствует имеющимся в нейрореа- билитологии представлениям о путях восстановления высших психических функций (Л. С. Цветкова, 1988), в том числе и речевой, так как является не «упрощенной», а привычной речевой средой; способствует реализации наи­менее произвольных и более сохран­ных форм речи; выступает в качестве малой социальной терапевтической группы, т. е. имеет ряд свойств, поло­жительно влияющих на процесс реаби­литации (поддержка, сотрудничество, упрек, поощрение и др.).

С целью продуктивного вовлечения семьи в процесс логопедической тера­пии нами было предпринято исследо­вание, в котором приняли участие 150 пациентов с различными формами афа­зии и члены их семей. Степень участия окружения пациента в восстановитель­ном процессе определялась в соответ­ствии со следующими параметрами:

а) отношение к речевой терапии;

б) готовность к сотрудничеству

с логопедом;

в) выполнение логопедических комендаций;

г) проявление инициативы в ходе сотрудничества со специалистом.

Это позволило нам разделить рече­вую среду пациентов с афазией на активную (55 семей), пассивную (44 се­мьи), формальную (50 семей).

Активная речевая среда характеризуется положительным отношением и большой интересованностыо в регулярном по­чтении пациентом логопедических занятий. Окружающим присуще желание понять сущность афазического синдро­ма и вместе с логопедом помочь близко­му человеку восстановить речь. Они за­дают множество вопросов относительно проявлений афазии, вероятного речево­го прогноза и сроков восстановления ре­чи, следуют советам и выполняют реко­мендации логопеда, соблюдают правила речевого поведения, помогают пациенту при выполнении домашних заданий, ис­пользуют в быту рекомендуемые лого­педом речевые модели.

Пассивная речевая среда — «ру­ководство» также участвует в про­цессе восстановления речи близкого человека: окружающие осознают не­обходимость проведения систематиче­ских логопедических занятий, в опре­деленной степени считаются и руко­водствуются мнением специалиста. Однако сотрудничество с логопедом этим и ограничивается. Вне занятий рекомендации и задания не выполня­ются или выполнются нерегулярно, от случая к случаю. Свою пассивность окружающие, как правило, объясня­ют недостатком времени. Часто при­ходится слышать фразу, что пациент «занимается только с Вами, а с нами заниматься отказывается ».

Формальной речевой среде «без­различие» свойственно безразлич­ное или же скептическое отношение к логопедической работе. Отмечаются отказ от занятий, попытки самостоя­тельно «разговорить» пациента. В по­добной среде распространено мнение, что речь восстановится сама но себе. Наблюдения показали, что забота о близком человеке фактически сво­дится к физическому уходу.

С целью изыскания резервов по­вышения результативности процесса восстановления речи мы попытались выяснить, влияет ли степень участия микросоциального окружения пациен­та в процессе логопедической терапии на результаты восстановления речи. Результаты восстановления речи оце­нивались в соответствии с принятыми в логопедической практике оценками:

- значительное (практическое) восстановление — доступность свобод­ного устного и письменного высказы­вания с элементами аграмматизма;

- общее улучшение — возможность общения с помощью фраз, составле­ние несложных текстов по сериям сю­жетных картинок, относительное вос­становление чтения и письма, а при сенсорной афазии также общее улуч­шение восприятия речи на слух;

- частичное улучшение — улуч­шение тех или иных сторон речевой функции;

- без изменений — отсутствие положительной динамики в речевом ста­тусе.

Исследование показало, что имеет­ся отчетливая связь между особенно­стями речевой среды и результатами логопедической работы. Самые низ­кие показатели восстановления речи были отмечены при наличии формаль­ной речевой среды. Так, из 50 испы­туемых значительное восстановление речи наблюдалось только у 4 человек (8%), общее улучшение — у 12 (24%), частичное - у 10 (28%), у 20 человек (40%) речь осталась без изменений.

Результаты логопедической работы становились выше, если микросоциальное окружение следовало рекомен­дациям специалиста. Так, при наличии пассивной речевой среды значительное восстановление речи было отмечено у 10 испытуемых (22,7%), общее улуч­шение — у 22 (50%), частичное улуч­шение - у (18,2%), речь без изменений — лишь у 4 (9,1%). Однако резуль­таты логопедической работы, проводи­мой в пассивной речевой среде, все же уступают показателям, достигнутым в процессе активного сотрудничества логопеда и речевого окружения паци­ента. При наличии активного речевого микроокружения результаты логопе­дической работы были высокими и су­щественно отличались от показателей формальной и пассивной речевой сре­ды. Так, из 56 человек у 28 (50%) отме­чалось значительное восстановление речи, у 24 (42,8%) — общее улучшение, у 4 (7,14%) — частичное улучшение. Особо следует отметить тот факт, что при наличии активной речевой среды не было ни одного испытуемого без положительной динамики в речевом статусе (см. рис.).

В результате проведенного нами опроса выяснилось, что из 150 чле­нов семей пациентов с афазией 107 (71,3%) не имели информации о том, как правильно общаться с пациентом, как помочь ему восстановить речь. Были выявлены следующие, наиболее часто встречающиеся и требующие коррекции модели поведения людей окружающих пациентов с афазией:

  • активное побуждение к повтор, ной речи: многократные обращения к пациенту с просьбой еще раз повто­рить те слова, которые ему уже уд^. лось воспроизвести (п=63; 62%). Это, как правило, приводит к появлению персевераций, что создает дополни­тельные трудности в процессе восста­новительной работы;

  • попытки общения с помощью письма и чтения (п=141; 94%). Паци­енту предлагают написать то, что он хочет сказать. Это лишний раз трав­мирует пациентов, так как одним из симптомов афазии является наруше­ние письменной речи;

  • попытки восстановить речь с по­мощью «Букваря», «Родной речи» и других детских книг (п=117; 78%), нередко по совету врачей. С учетом симптоматики афазии и механизмов восстановления речи, этот подход за­ранее обречен на неудачу. Кроме того, он психологически травмирует паци­ента, вплоть до отказа от логопедиче­ской помощи.