- •Тема 5. Учет материально - производственных запасов
- •Тема 6. Учет труда и его оплата
- •1. Документация по учету персонала организации.
- •2. Виды, формы и системы оплаты труда. Безтарифные системы оплаты труда.
- •3.1. Расчет заработка по тарифу и документ и его обслуживающие.
- •4. Документальное оформление и учет дополнительной заработной платы.
- •Тема 9. Формирование финансового результата деятельности организации и организация их учета
- •Тема 10. Учет резервов
4. Документальное оформление и учет дополнительной заработной платы.
Дополнительная заработная плата предусматривает начисление заработной платы за непроработанное рабочее время. Основной удельный вес на практике в соответствии с дополнительной заработной платой занимает оплата в ней отпуска. Кроме того, сюда относят такие компенсации как выходные пособия, оплату учебных отпусков, оплату льготных часов работы подростков и кормящих матерей.
Бухгалтерия рассчитывает заработную плату за непроработанное время, в том числе за время отпуска на основании среднедневного заработка.
В РФ установлен расчет среднедневного заработка, при этом оговорен перечень начисленных выплат, которые включаются в состав этого расчета, а также порядок проведения самого расчета. Так, например время отпуска начисляется в календарных днях соответственно для начисления оплаты за эти дни необходимо оплатить среднедневной заработок за 1 календарный день, а нерабочий. В связи с этим расчет производится следующим образом: начисленную сумму заработной платы за предшествующие отпуску полных месяцев работы делят на 3 и делят на среднее количество календарных дней в месяце (29,6).
Если работник отработал предшествующие 3 месяца неполностью, то расчет ведут исходя из фактических дней отработанного времени.
В бухгалтерии оформляется записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (УФ Т-60), в которой производится начисление оплаты дней отпуска. На основании этого первичного документа делают записи в расчетной или расчетно-платежной ведомости. Оплата отпуска относится к заработной плате и отражается на тех же счетах бухгалтерского учета.
5. Удержания из заработной платы и их учет.
Из заработной платы работника могут производиться удержания. Это суммы, уменьшающие начисления заработной платы ввиду соблюдения законодательных норм, внутренних дел организации и пожелания работника.
Удержания можно подразделить на три группы:
1) обязательные удержания согласно законодательству РФ, НДФЛ:
- удержания по исполнительным листам;
- удержания по надписям нотариальных контор;
- по судебным приказам, постановлениям судебных приставов, решению международных иностранных судов;
- постановления иных органов.
2) удержания по инициативе организации: такие удержания перечислены в статье 137 ТК РФ:
- удержания в качестве возмещения неотработанного аванса, выданное работнику в счет заработной платы;
- удержания в качестве погашения неизрасходованного и своевременного невозвращенного аванса, выданное в связи со служебной командировкой или перевода в другую местность;
- удержания для возврата сумм излишне выплаченной работнику вследствие счетных ошибок, а также в случае признание вины работника в невыполнении норм труда или простоев;
- при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого получил ежегодно оплачиваемый отпуск (за неотработанные дни отпуска).
При этом не возвращаются подотчетные суммы неотработанного аванса, суммы по счетным ошибкам или не выполненных норм могут быть удержаны из заработной платы не позднее 1 месяца со дня окончания срока, установленного для этих выплат.
Кроме того, по инициативе работодателя организации могут быть произведены удержания за причиненный материальный ущерб в случае, если заключен договор о полной материальной ответственности или в случае порчи, уничтожения имущества по небрежности.
3) удержания по инициативе работника:
производятся только на основании его заявлений и могут быть связаны с погашением подотчетных сумм, погашением сумм за товары, приобретенные работником в кредит, погашением сумм коммунальных платежей, сумм полученных кредитов банка и т.д. В этом случае бухгалтерия удерживает сумму и самостоятельно перечисляет соответствующим юридическим лицам.
НДФЛ
Налогоплательщиками являются работники организации, т.е. физические лица, однако, согласно НК РФ организации являются налоговыми агентами по НДФЛ, т.е. реальные перечисления налогов должны осуществлять организации, соответственно штрафные санкции будут применены к организациям в случае не использовании ими своих обязательств.
Налогом облагается вся сумма полученных доходов в денежной форме, натуральной форме , а также материальная выгода.
Под материальной выгодой понимают согласно НК суммы реально не полученные работником, но возможные для получения доходов. Например, работнику выданы займы, но процент по ним не удерживается. Считается, что не удержанные проценты являются доходами работника.
При этом суммы материальной выгоды рассчитывают в размере 2/3 ставки ЦБ РФ за каждый день использования заемных средств. Это положение налоговые органы применяют и в отношении своевременно не возвращенных подотчетных сумм.
Для расчета налогооблагаемой базы по НДФЛ применяется система вычетов, которая уменьшает налогооблагаемую базу.
Выделяют 4 вида вычетов:
1) стандартные (ст. 218 НК РФ);
2) социальные (ст. 219 НК РФ);
3) имущественные (ст. 220 НК РФ);
4) профессиональные (ст. 221 НК РФ).
Стандартные вычеты могут производиться организацией, работодателем по заявлениям работников.
Социальные вычеты обычно учитываются при подаче работником налоговой декларации по НДФЛ, по итогам года.
Имущественные вычеты, связанные с приобретением собственного жилья и с 2005г. могут применяться как в период расчета заработной платы бухгалтерией, так и при подаче налоговой декларации по НДФЛ самим физическим лицом.
Профессиональные вычеты, связанные с осуществлением физическими лицами, налогоплательщиками предпринимательской деятельности, в том числе по договорам-подрядам, авторские вознаграждения и т.п. При этом в состав профессиональных вычетов включаются расходы, связанные с осуществлением работ, услуг и т.п.
Налоговые ставки
1) общая налоговая ставка – 13%;
2) 35% со стоимости выигрышей призов к части превышения 4000руб.; страховых выплат по договору добровольного страхования, превышающие …; процент доходов по вкладам в банках части превышения суммы, рассчитывают исходя из действующей ставки финансирования; суммы экономии на процентах при получении заемных средств в части превышения размеров … за исключением доходов в виде материальной выгоды;
3) 30% для нерезидентов;
4) 9% в отношении полученных дивидендов и доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием имитированных до 01.01.2007г.
С точки зрения уплаты НДФЛ предприятие является налоговым агентом, а не налогоплательщиком. Однако при этом несет такую же ответственность по уплате налогов, а также его исчисление, как и налогоплательщик. НДФЛ исчисляется в специальных карточках налогового учета, которые заводятся на каждого работника, носят рекомендательный характер. Если не применяются карточки налогового учета, то бухгалтерии необходимо контролировать совокупность доходов нарастающим итогом с начала года. Такой учет можно вести в личной карточке работника. НДФЛ необходимо перечислить с расчетного счета на счет бюджета в день выдачи заработной платы.
Алименты
Алименты являются выплатами в пользу другого физического лица. Их выплата может быть связана с различными причинами, чаще всего алименты выплачивает один из родителей на детей, которые не находятся на его содержании. При этом размер выплат устанавливается законодательством на одного ребенка – 25% от заработной платы, на 2-х детей – не менее 1/3 заработной платы, на 3-х и более детей – 50% от заработной платы. При этом сумма алиментов при любых обстоятельствах не может превышать 70% от заработной платы.
Алименты могут выплачиваться добровольно, по заявлению работника, либо по исполнительным листам, т.е. на основании решении суда. При этом суд может установить фиксированный размер алиментов. Удержание алиментов отражается в расчетной ведомости.
Удержания по исполнительным листам
Исполнительный лист поступает в бухгалтерию на основании решения суда, согласно которому из заработной платы работника могут производиться удержания, связанные с возмещением морального, материального ущерба, в связи уплаты штрафов и т.п. В этих случаях сумма удержаний фиксируется и чаще всего носит разовый характер.
По инициативе организации удерживаются ранее выданные суммы, неотработанные или непогашенные в срок, суммы за ущерб нанесенной организации, суммы за порчу и недостачу имущества. При этом заполняется приказ (распоряжение) руководителя, на основании которого бухгалтер делает записи в расчетной ведомости. Если работник не согласен с удержанием, то может подать в суд.
6. Документальное оформление и учет выплаты заработной платы.
Начисление заработной платы производится ежемесячно в том месяце, в котором работник выполнил свои обязанности. Выплата осуществляется в следующем месяце в соответствии с приказом об установлении дня выплаты заработной платы. День выплаты устанавливается организацией самостоятельно, в том числе могут быть предусмотрены авансовые платежи либо заработная плата по итогам менее продолжительного периода, чем месяц. При этом у предприятия возникают налоговые платежи (перечисления) по НДФЛ, ЕСН и взносам по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.
Выплаты заработной платы могут производиться наличными денежными средствами, без наличного перечисления, а также вне денежной формы. При этом вне денежной форме заработная плата может быть выплачена не превышая 20%. В данном случае у организации возникает продажа имущества в счет заработной платы.
Если заработная плата выдается наличными денежными средствами, то выдачу осуществляют на основе расчетно-платежной ведомости, либо платежной ведомости. Если работник в срок предусмотренной для выдачи заработной платы (3 дня с установленного дня для выдачи заработной платы) не получил заработную плату, то в расчетно-платежную ведомость или платежную ведомость напротив его фамилии вместе предназначенной для его подписи проставляется слово «депонированная» и такая заработная плата переводится из разряда текущей задолженности по заработной плате в отложенную задолженность по заработной плате.
Расчетно-платежная и платежная ведомости по окончании трех дней закрываются, в них просчитываются и отдельно выписываются две суммы: итоговая сумма по выданной заработной плате, итоговая сумма по депонированной заработной плате. Для кассовых операций необходимо оформить расходный кассовый ордер одной суммой на всю выданную заработную плату. Этот ордер выписывается на лицо, осуществляющий выдачу, например, на кассира. Если работников на предприятии немного, то заработная плата может выдаваться каждому по отдельному расходному кассовому ордеру.
Безналичное перечисление может осуществляться в том случае, если у работника есть счета в банковских учреждениях. При этом с банком заключают договор на осуществление данных операций. В день выплаты заработной платы бухгалтерия осуществляет платежные поручения банку на перечисление денежных средств с расчетного счета организации на счет работника. Если работников немного, то могут быть оформлены отдельные платежные поручения на каждого работника. Однако, чаще всего оформляют единое платежное поручение, к которому прилагают реестр выплаты заработной платы. При этом первичным документом, подтверждающим выплату заработной платы, будет являться выписка банка. За несвоевременную выплату заработной платы предусмотрены санкции.
В том числе организация обязана выплатить работнику процент за использование денежных средств из расчета 1/300 от ставки финансирования ЦБ за каждый день задержки выплаты заработной платы.
Невыплаты свыше двух месяцев заработной платы совершенной руководителем наказывается штрафом от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода, осуществленного за период от 1 до 2 месяцев, либо наказанием занимать должность до 5 лет, либо заниматься определенной деятельностью до 5 лет, лишение свободы до двух лет.
7. Синтетический учет заработной платы.
Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состоящим в списочном составе организации) по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям, работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
В таблице приведены типовые проводки по учету расчетов с персоналом по оплате труда.
|
№ п/п |
Содержание операции |
Корреспондирующие счета | |
|
Дебет |
Кредит | ||
|
1. |
Начислена заработная плата исходя из тарифов и должностных окладов, положенных в основу принятой на предприятии системы оплаты труда: - работникам торговых, торгово-закупочных, снабженческих организаций и предприятий общественного питания |
44 |
70 |
|
2. |
Внесены в кассу излишне выплаченные суммы (оплата труда и т.д.) |
50 |
70 |
|
3. |
Начислены пособия по временной нетрудоспособности и прочие начисления за счет внебюджетных фондов |
69 |
70 |
|
4. |
Начислены суммы, причитающиеся работникам за счет других предприятий, третьих лиц и т.п. |
76 |
70 |
|
5. |
Начисление вознаграждения работникам за счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия или специальных фондов |
84 |
70 |
|
6. |
Восстановление сумм недостач, ранее отнесенных за счет работников |
94 |
70 |
|
7. |
При создании резервов в установленном порядке: - начислены отпускные - вознаграждение по итогам года |
96 |
70 |
|
8. |
Выплачены из кассы суммы причитающиеся работникам по оплате труда |
70 |
50 |
|
9. |
Удержан налог на доходы физических лиц и другие удержания в бюджет |
70 |
68 |
|
10. |
Произведены удержания из заработной платы работника в счет погашения суммы займа |
70 |
73 |
|
11. |
Удержания по исполнительным листам в пользу третьих лиц, за квартплату, за форменную одежду, за товары |
70 |
76 |
|
12. |
Депонирована неполученная в установленный срок заработная плата |
70 |
76 |
|
13. |
Удержана из заработной платы работника задолженность по авансу, выданному под отчет |
70 |
94 |
|
14. |
Удержаны из заработной платы виновных лиц суммы в погашение сверх норм убыли и потерь от порчи |
70 |
84 |
8. Начисления на заработную плату.
8.1. ЕСН
В соответствии со второй частью НК РФ с 1 января 2001 г. вводится ЕСН, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Объектом налогообложения для исчисления налога признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям. В том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков.
Для налогоплательщиков применяются следующие ставки социального налога, представленные в таблице.
|
Налоговая база на каждого работающего нарастающим итогом с начала года
|
ФБ
|
ФСС РФ
|
Фонды обязательного медицинского страхования
|
Итого
| |
|
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
|
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
| ||||
|
До 280 000 руб.
|
20,0% |
2,9% |
1,1% |
2,0% |
26,0% |
|
От 280 001 до 600 000руб.
|
56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000руб.
|
8120руб. + 1% с суммы, превышающей 280 000руб.
|
3080руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000руб.
|
5600руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000руб.
|
72800руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 руб.
|
|
Свыше 600 000руб.
|
81280руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000руб.
|
11320руб.
|
5000руб.
|
7200руб.
|
104800руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000руб.
|
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.
Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога.
Для учета расчетов по взносам на социальное страхование, в Пенсионный фонд и на медицинское страхование используется пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет имеет следующие субсчета:
1 «Расчеты по социальному страхованию»;
2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;
3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
Начисленные суммы в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, в фонды обязательного медицинского страхования относят в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». При этом составляют следующую бухгалтерскую запись: Д20,23,25,26 К69
Часть сумм, начисленных в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на детей и др.
Начисление работникам организации указанных пособий оформляют следующей бухгалтерской записью: Д69 К70
Остальную часть сумм отчислений по социальному страхованию перечисляют в Фонд социального страхования, отчислений в Пенсионный фонд - в указанный Фонд, а отчисления в фонды медицинского страхования - в соответствующие фонды. Перечисление оформляют следующей бухгалтерской записью: Д69 К51
Если суммы расходов по социальному страхованию превышают сумму начисленного ЕСН, организация обращается за возмещением средств (дотацией) в отделение (филиал) Фонда.
Следует отметить, что отчисления на социальное страхование, пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование производят от сумм оплаты труда не только работников, занятых производством продукции (работ, услуг), но и работников непроизводственной сферы (жилищно-коммунального хозяйства, детских дошкольных учреждений, объектов культурно-просветительной работы и др.).
8.2. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Взносы по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям уплачиваются дифференцированными ставками. Ставки дифференцируются в зависимости от степени риска, возникших профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве. Существует перечень профессиональных заболеваний в зависимости от отраслей экономики. Взносы уплачиваются в Фонд социального страхования – минимальная ставка 0,2%, максимальная – 8,6%.
Эти взносы также перечисляются в день выдачи заработной платы, но не позднее 15 числа следующего месяца.
Каждый из элементов затрат соответствует потреблению определенного ресурса: материальные ресурсы, трудовые ресурсы. В данном случае идет речь о приобретении социальных программ, гарантий для работников предприятий.
