39
.docxНормирование загрязнения окружающей средыпроводится, главным образом, на основе гигиенических критериев: для химического загрязнения это предельно допустимые концентрации (ПДК), для физического загрязнения — предельно допустимые уровни (ПДУ). За предельно допустимые принимают такие концентрации химических веществ и уровни интенсивности физических полей, которые не вызывают каких-либо патологических изменений или заболеваний, обнаруживаемых современными методами, не нарушают биологического оптимума для человека. Гигиенические стандарты (ПДК, ПДУ) устанавливаются на основе гигиенических исследований (экспериментов с подопытными животными и обобщений медицинской практики) и поэтому безотносительны к географическим характеристикам и к воздействию на саму среду. Установление ПДК на основе гигиенических исследований требует длительного времени и больших затрат. Для веществ, недостаточно изученных с помощью упрощенных процедур (расчеты, аналогии с близкими по свойствам веществами), временно устанавливаются ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) и допустимые уровни (ОДУ).
В новом Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [Российская газета, № 6, 2002] предусматривается учет природных особенностей территорий и акваторий при установлении нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия и допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (статьи 24, 25, 30). В статье 14 установлен учет географических, природных, социальных, экономических и иных особенностей территорий субъектов Российской Федерации, определены дифференцированные размеры платы за негативное (вредное) воздействие на окружающую среду. Однако конкретный механизм учета природных особенностей, как и перечень особенностей, подлежащих учету, пока не разработан. Предполагается, что в основу такого механизма должна быть положена дифференциация территорий по характеру использования (гигиенические ПДК в населенных пунктах, источниках водоснабжения, рекреационных местностях и приближенные к фону «экологические» ПДК в пределах природных ландшафтов). Последние должны дифференцироваться по единицам ландшафтного районирования.
Подобные системы нормирования загрязнения окружающей среды действуют в большинстве стран мира. При этом ПДК, принятые в разных странах для одних и тех же веществ, нередко различаются во много раз. Принятые в России ПДК одни из наиболее жестких в мире и по многим веществам ниже аналогичных стандартов, принятых, например, в США, на один-два порядка. Однако жесткость ПДК не тождественна их эффективности, так как провоцирует массовые нарушения или местное нормотворчество с сомнительным гигиеническим и правовым обоснованием. Постепенно получают признание стандарты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Различия в стандартах качества окружающей среды связаны с тем, что в различных странах в тех или иных соотношениях используются разные подходы к выбору принципов экологического нормирования:
■ ориентация на недопустимость любых изменений состояния окружающей среды («экологические» ПДК);
■ учет технологических возможностей снижения или сдерживания роста загрязнения;
■ учет экономических возможностей с установлением стандартов на таком уровне, чтобы затраты на их достижение были не больше ущерба от неконтролируемого загрязнения;
■ ориентация на недопустимость прямых или косвенных вредных воздействий на людей.
Система разработки ПДК и ПДУ на основе экспериментального определения безопасных концентраций и уровней малопригодна для воздействий, имеющих беспороговый характер, т.е. оказывающих вредное влияние при любых, в том числе сколь угодно малых дозах (радиация, некоторые особо опасные вещества канцерогенного и мутагенного действия). В связи с этим существует еще один подход к выбору критериев нормирования загрязнения окружающей среды — оценка риска (Risk assessment). В качестве допустимого принимается уровень риска, с которым человек сталкивается в повседневной жизни: риск природных и техногенных катастроф. При этом отмечаются значительные территориальные (межгосударственные и межрегиональные) и временные различия в уровнях рисков.
На основе ПДК рассчитываются предельно допустимые выбросы (ПДВ) и сбросы (ПДС) от предприятий и/или городов, т.е. объемы выбросов и сбросов, которые в случае принятых условий рассеяния (максимально неблагоприятных) не приведут к превышению ПДК. Определение показателей концентрации отдельных веществ дополняется расчетом суммарных показателей: индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), индекса загрязнения воды (ИЗВ), суммарного показателя загрязнения почв (Zc).
Нормирование физических загрязнений включает систему ПДУ, устанавливаемых для разных диапазонов электромагнитного спектра. Физические загрязнения, вследствие их высокой временной и пространственной изменчивости, нормируют применительно к определенным элементам местности (трассы ЛЭП для электрических полей, линии в 7,5 м от оси ближайшей полосы движения при характеристике автотранспортного шума) и некоторым условным моментам (конкретные даты для уровней радиации, утренние часы «пик» для характеристики шумовой нагрузки, отдельные нормативы шума для дневного и ночного времени).
Существующая система нормирования загрязнения критикуется за отсутствие учета воздействия на другие биологические виды и экосистемы в целом, недостаточную проработанность методов учета одновременного воздействия многих веществ, зависимость от обеспеченности природоохранных служб средствами инструментального контроля и методиками, избирательность контроля (во времени, в пространстве и по составу ингредиентов). В качестве альтернативы системе ПДК обычно предлагаются биоиндикаторы, т.е. организмы, чутко реагирующие на изменение состояния окружающей среды. Однако контроль на основе наблюдений за биоиндикаторами также сопряжен с рядом проблем, в том числе таких, как неоднозначность реакций организмов и сложность их интерпретации в категориях качества среды. На протяжении ряда лет дискутируется вопрос об «экологических» ПДК и ПДУ, т.е. таких концентрациях и уровнях, которые не оказывали бы вредного воздействия на экосистемы. В экспериментальном порядке были определены ПДК для растений. При этом ориентировались на регистрацию воздействия загрязняющих веществ на снижение интенсивности фотосинтеза, как на наиболее чувствительный процесс и в то же время важнейшую экосистемную функцию. Определенные таким образом ПДК оказались более жесткими по сравнению с гигиеническими и по ряду ингредиентов близкими к природному фону.
В реальных условиях человек подвергается не изолированному влиянию отдельных веществ, а сложному, многофакторному воздействию. В настоящее время установлены ПДК для более 1 000 веществ в воде, 250 в атмосферном воздухе и 30 в почве, тогда как общее число известных науке химических веществ достигает 11 млн, а используемых в экономически развитых странах — 100 тыс. Для некоторых групп веществ, близких по характеру воздействия на человека или взаимодействующих между собой, предусмотрена суммация, т.е. сравнение со стандартом суммарного содержания двух и более веществ. Так, для атмосферного воздуха установлено 56 коэффициентов комбинированного действия (36 для двухкомпонентных смесей и 20 для трех—пятикомпонентных смесей). В действительности количество и степень сложности смесей неизмеримо выше.
Нормирование нагрузок на ландшафты применяется ограниченно и носит ведомственный характер. Это нормирование пока сводится к довольно многочисленным методическим рекомендациям, инструкциям и тому подобным документам, применяемым в сельском и лесном хозяйстве в целях сохранения продуктивности угодий, т.е. имеет не экологическую, а производственную направленность.
В перспективе предполагается разработать максимально допустимые нагрузки для всей совокупности факторов окружающей среды, дифференцированные с учетом климато-географических условий. Однако эта работа пока не вышла из стадии экспериментов.