Добавил:
MuvNY@mail.ru Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Римка. Темы 1-6.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
03.07.2023
Размер:
132.16 Кб
Скачать

3. Дееспособность «personы». Приобретение и ограничение jus connubii и jus

commercii.

Некоторые правоспособные лица обладали и дееспособностью. Дееспособность – это способность лица своими действиями приобретать права и обязанности, она позволяет субъекту самому совершать юридически значимые действия, следовательно, её наличие неразрывно связано с сознанием и волей гражданина. Римское право не знало и не разделяло категории правоспособности и дееспособности, однако и в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями.

В Древнем Риме дети до достижения определенного возраста не обладали способностью совершать юридически значимые действия. Исходя из возраста лиц, а также из ряда других факторов, всех лиц по объёму дееспособности можно подразделить на три категории:

1) Абсолютно недееспособные лица:

1. Дети до 7 лет;

2. Душевнобольные (в период просветления за ними признавалась способность к совершению юридически значимых действий).

2) Ограниченно дееспособные лица:

Лица, не достигшие 25-летнего возраста:

Дети с 7 и до 12 лет (девочки) и с 7 до 14 лет (мальчики) были способны совершать сделки, направленные на увеличение своего имущества, т.е. они могли получать имущество, но не могли его отчуждать. Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна. Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного от нее обогащения;

Для совершения действий, кото­рые могут привести к прекращению права несовершеннолетне­го или к установлению его обязанности, требовалось разре­шение опекуна (auctoritas tutoris), которое должно было да­ваться непременно при самом совершении сделки (не раньше и не позже). Опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его заве­щании, или по назначению магистрата. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было безусловно необходимо.

Если несовершеннолетний совершал сделку без разре­шения опекуна, она юридически обязывала его только в преде­лах полученного от нее обогащения.

Лица в возрасте от 14 (12) лет до 25 лет – в этом возрасте лицо было дееспособно, но поскольку лица, достигшие возраста 12 и 14 лет, не

обладали достаточным опытом для ведения своих дел, при заключении явно невыгодной для себя сделки они могли обратиться к претору с просьбой о реституции. С таким требованием вправе были обратиться граждане до достижения 25 лет. Но после такого обращения лицо рассматривалось как ограниченно дееспособное, ему назначался куратор (попечитель). Со временем всех лиц, не достигших 25-летнего возраста, стали рассматривать как ограниченно дееспособных;

Со 2в.н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе куратора (попечителя). Опека назначалась над несовершеннолетними, а также (вплоть до классического периода) над женщинами независимо от возра­ста; Попечительство же устанавливалось в отношении совер­шеннолетних, не достигших 25 лет, а также в отношении ду­шевнобольных.

Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действительности соверша­емых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте 14 (12) — 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.

Основания ограничения дееспособности:

  • Расточительство, т.е. лица слабовольные, не способные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения.

  • Душевная болезнь. За ними признавалась способность к совершению юридических действий в период просветления. По приказу претора ограничивались в дееспособности расточители – лица, неразумно и бесполезно растрачивающие имущество в ущерб членам своей семьи.

  • Женщины ограничены в право- и дееспособности, но в период республики получили возможность совершать юр.акты, но не могли в силу легкомысленности быть представителями в суде, завещать, передавать вещи в залог и т.д.

  • Бесчестные действия

Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестье. Infamia наступала:

  • как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение. в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора поручения, товарищества, хранения, см. ниже, разд. VII), из отношения по поводу опеки и т.п.;

  • непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака (считалась за infamis вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа), или ввиду занятия позорной профессией (например, сводничеством и т.п.).

Расточители – лица, неразумно и бесполезно растрачивающие имущество в ущерб членам своей семьи. не способные соблюдать необходимую ме­ру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение; кроме того, расточитель признавался ответственным за деликты. Все сделки, связанные с уменьшением имущества или установления обязательства совершались расточителем только с согласия попечителя. Составлять завещание расточитель не мог;

Женщины. По древнему цивильному праву женщины пожизненно находились под опекой. Постепенно опека над женщинами утрачи-вает свое значение. В республиканском римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классического периода взрослая женщина, не состоявшая под властью ни отца, ни мужа признавалась самостоятельной в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе была принимать на себя ответственность по чужим долгам. Но даже до того времени, когда опека над женщинами была отменена (IV в.), объём дееспособности совершеннолетних женщин был больше, чем у несовершеннолетних мужчин;

Лица с физическими недостатками. Телесные недостатки влияли только в соответствующей сфере деятельности (например, так как договор стипуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, то его не могли совершать ни немые, ни глухие).

3) Полностью дееспособные лица – все свободные лица мужского пола, достигшие 25-летнего возраста. Могли самостоятельно совершать любые юридически значимые действия, направленные на приобретение прав и обязанностей.

Дееспособность в понимании юс кануби (право вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью) и юс коммерци (право быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок) зависело уже не от происхождения, а от возраста, пола, здоровья и поведения лица в обществе.

Так, ius connubii – это право вступать в законный римский брак. В то же время лицо, обладающее этим правом, могло не иметь ius commercii, т. е. способности вступать в сделки, быть субъектом имущественных прав. Например, подвластные лица могли обладать полной правоспособностью в сфере публичного права и не иметь возможности вступать в имущественные отношения.

По современным представлениям дееспособность является вторичным элементом, поскольку о ней можно говорить только в том случае, когда человек обладает правоспособностью. В римской юриспруденции дело обстояло несколько иначе: допускалось наделение правами на определённые виды сделок, регулируемых римским законом, а также приобретение права на законный брак не только римскими гражданами, но и представителями провинций (латинскими гражданами).