Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике_.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
1.53 Mб
Скачать

14.3. Право на изменение основного договора

Отношения по финансированию носят длящийся характер, могут заключаться на несколько лет и охватывать все или большинство прав требований клиента к его должникам. В этот срок "экономические условия могут измениться настолько, что сделают невозможным и нецелесообразным исполнение заключенных договоров на прежних условиях. В случае если должник и цедент приведут условия своих договоров в соответствие с "разумными коммерческими стандартами", то цессионарий должен быть обязанным их принять" <*>, - пишет Л.Г. Ефимова.

--------------------------------

<*> Ефимова Л.Г. Финансирование под уступку денежного требования // Материалы консультационного семинара "Факторинг на практике: новые возможности в решении финансовых проблем предприятий". М., 2001. С. 11.

Действительно, договор между должником и первоначальным кредитором (цедентом) в ходе реализации может потребовать изменения его условий. Например, при строительстве объекта может возникнуть необходимость в оборудовании или материалах, отличных от тех, которые были согласованы; в договоре поставки в зависимости от состояния рынка может потребоваться изменение ассортимента товаров либо корректировка их стоимости и т.д. Последствия таких изменений для должника и первоначального кредитора рассматриваются с точки зрения связывающего их договора.

В свою очередь, договор между первоначальным кредитором (цедентом) и новым кредитором (цессионарием), на основании которого производится уступка (в частности, договор о финансировании), может содержать условия, определяющие порядок и последствия внесения изменений в первоначальный договор. Так, договор о финансировании может содержать запрет внесения всех или определенных изменений в первоначальный договор без согласия цессионария и устанавливать правовые последствия нарушения такого запрета.

В указанных выше случаях отношения строятся между сторонами договора и регулируются применимыми к этим отношениям нормами права. Однако в отношениях по уступке изменение договора между цедентом и должником может затрагивать права цессионария. Правовое влияние изменения первоначального договора на лиц, в нем не участвовавших (в частности, на цессионария), фактически регулируется в незначительном числе стран.

Изменения первоначального договора и их последствия для цессионария в Конвенции об уступке дебиторской задолженности. В Конвенцию положения о последствиях изменения первоначального договора были включены в целях обеспечения сбалансированности между договорной свободой должника и цедента вносить изменения в свой договор с учетом изменяющихся коммерческих реалий и необходимостью защитить цессионария от таких изменений в первоначальном договоре, которые могут затронуть его права <*>.

--------------------------------

<*> См.: Документ A/CN.9/432 (п. 211). С. 40.

Исходя из этого, в Конвенции предусматривается, что цедент и должник вправе до получения уведомления об уступке внести изменения в свои договоренности, в том числе и затрагивающие права цессионария. В этом случае цессионарий приобретает права по отношению к должнику в соответствии с измененным договором: "Договоренность, которая заключена между цедентом и должником до уведомления об уступке и которая затрагивает права цессионария, имеет силу в отношении цессионария, и цессионарий приобретает соответствующие права" (п. 1 ст. 20).

Возможность внесения должником и цедентом изменений в первоначальный договор до получения уведомления соответствует положениям Конвенции о допустимости платежа должником до уведомления цеденту (первоначальному кредитору).

На внесение изменений в первоначальный договор не требуется получения согласия цессионария, даже если в его соглашении с цедентом об уступке наличествует такое условие. Нарушение такого обязательства цедентом может повлечь его ответственность перед цессионарием, но не может иметь последствием недействительность соглашения цедента с должником, поскольку такой подход "ненадлежащим образом затрагивал бы права должника" <*>.

--------------------------------

<*> Документ A/CN.9/470 (п. 155). С. 65.

Изменения в первоначальный договор могут быть внесены должником и цедентом после уведомления об уступке. Такие изменения по общему правилу не могут иметь силу в отношении цессионария. "Определяющее соображение состоит в том, что после уведомления цессионарий становится одной из сторон в трехсторонних отношениях и любое изменение в этих отношениях, затрагивающее права цессионария, не должно связывать цессионария обязательством вопреки его воле" <*>.

--------------------------------

<*> Документ A/CN.9/470 (п. 155). С. 65.

Для того чтобы изменения, внесенные в договор после получения должником уведомления, имели силу в отношении цессионария, требуется его фактическое или юридически подразумеваемое согласие на внесение таких изменений.

Несколько иной вариант предусматривает Единообразный торговый кодекс США: изменения после уведомления обязательны для цессионария, если они "произведены добросовестно и в соответствии с коммерческими стандартами" (ст. 9-318 (2)). Такой подход при разработке Конвенции не был воспринят, поскольку использование терминов "добросовестно" и "разумные коммерческие стандарты" в силу разнообразия их трактовок может привнести неопределенность в регулирование отношений.

Предлагалось включить в Конвенцию перечень ситуаций, когда изменение будет иметь силу в отношении цессионария: если изменение предусмотрено в первоначальном договоре, если впоследствии цессионарий дал на него свое согласие или если разумный цессионарий согласился бы на такое изменение. При обсуждении были высказаны замечания, касающиеся возможных последствий такого решения. В частности, указывалось, что установление такого правила может непреднамеренно привести к тому, что цессионариям, чтобы определить, не было ли включено положение, касающееся изменения договора, придется рассматривать большое число договоров. Должник, чтобы определить, имеет ли изменение силу в отношении цессионария, будет вынужден устанавливать, согласился ли бы на изменение "разумный" цессионарий.

В ходе обсуждения было отвергнуто предложение о том, чтобы требовать согласия цессионария лишь в случае изменения первоначального договора, влекущего за собой "существенные отрицательные последствия" для прав цессионария, поскольку оно слишком сужает круг ситуаций, в которых требуется согласие цессионария <*>.

--------------------------------

<*> См.: Документ A/CN.9/447 (п. п. 127, 128). С. 28.

Исходя из приведенных выше подходов, в Конвенцию включено положение, устанавливающее, что договоренность, заключенная между цедентом и должником после уведомления об уступке и затрагивающая права цессионария, не имеет силы в отношении цессионария, за исключением случаев, когда:

а) цессионарий дает на это свое согласие или

b) дебиторская задолженность не полностью подкреплена исполнением, либо изменение предусмотрено в первоначальном договоре, либо в контексте первоначального договора разумный цессионарий согласился на такое изменение (п. 2 ст. 20).

Указание об "отсутствии силы" договоренностей об изменении договора в отношении цессионария в данном случае означает, что цессионарий вправе истребовать от должника платеж в соответствии с первоначальными условиями договора. Например, если соглашением между должником и цедентом, заключенным после получения должником уведомления об уступке, уменьшена цена за переданный должнику товар и, следовательно, уменьшился размер дебиторской задолженности, цессионарий вправе потребовать от должника осуществления платежа в прежнем, первоначальном объеме.

Цессионарий может дать согласие на внесение изменений в первоначальный договор (фактическое согласие). В этом случае последствия внесенных в договор изменений будут распространяться на него, и он вправе истребовать от должника платеж только в соответствии с измененными условиями договора. Фактическое согласие требуется в случаях, когда дебиторская задолженность подкреплена исполнением, поскольку в этом случае у цессионария есть основания полагать, что он получит платеж в соответствии с первоначальными условиями договора цедента с должником. Для целей Конвенции "дебиторская задолженность считается полностью полученной за счет исполнения, когда выписан счет-фактура, даже если соответствующий договор был исполнен лишь частично" <*>.

--------------------------------

<*> Документ A/CN.9/470 (п. 157). С. 67.

Юридически подразумеваемое согласие имеет место тогда, когда первоначальный договор допускает изменения или когда разумный цессионарий дал бы свое согласие. Примером отношений, в которых отсутствует необходимость согласования всех вносимых в первоначальный договор изменений, являются, в частности, долгосрочные договоры о проектном финансировании или реструктуризации задолженности <*>. На практике зачастую определение тех видов изменений, которые требуют или не требуют согласия цессионария, осуществляется путем соглашений между цедентом и цессионарием.

--------------------------------

<*> Соглашения, в силу которых дебиторская задолженность передается в качестве обеспечения взамен снижения процентной ставки или продления срока платежа.

Внесение изменений в первоначальный договор, как уже указывалось, может быть произведено в нарушение договоренностей между цедентом и цессионарием. В том случае, если изменение договора будет действительно в отношении цессионария (так как произведено до получения должником уведомления об уступке либо после уведомления, но при наличии прямого или подразумеваемого согласия цессионария), должник освобождается от ответственности, исполнив обязательство в соответствии с измененным договором. Но это не освобождает цедента от ответственности за нарушение договоренностей с цессионарием. Пункт 3 ст. 20 Конвенции предусматривает, что правила этой статьи не затрагивают каких-либо прав цедента или цессионария, возникающих из нарушения договоренности между ними.

Это положение позволяет цессионарию обратиться к цеденту и потребовать остаток первоначальной дебиторской задолженности, который он в результате произведенных изменений не смог получить с должника, и компенсацию за любой дополнительно понесенный ущерб в случае, если изменение произведено в нарушение соглашения между цедентом и цессионарием согласно нормам права, применимым к такому соглашению <*>.

--------------------------------

<*> См.: Документ A/CN.9/470 (п. 158). С. 68.

Комментируя положения Конвенции о последствиях изменения основного договора, Л.Г. Ефимова замечает, что в результате общегражданской уступки права требования первоначальный кредитор полностью выбывает из обязательства и поэтому полностью лишается права вносить какие-либо изменения в договор. Согласно Конвенции, цедент не лишается права по согласованию с должником вносить изменения в основной договор не только после заключения договора финансирования, но даже и после уведомления должника о состоявшейся уступке требования. По мнению Л.Г. Ефимовой, рассматриваемое правило является отступлением от конструкции классической цессии, которое объясняется предпринимательским характером договора финансирования и соответственно коммерциализацией уступки требования, осуществляемой в рамках этого договора <*>.

--------------------------------

<*> См.: Ефимова Л.Г. Договор финансирования под уступку денежного требования. С. 10.

Действительно, с момента уступки первоначальный кредитор утрачивает свои права по отношению к должнику. Следует ли из этого, что он лишен возможности вносить изменения в первоначальный договор? При ответе на этот вопрос можно выделить различные ситуации.

До получения должником уведомления цедент имеет возможность внести изменения в основной договор, поскольку должнику неизвестно об уступке. Должник вправе ссылаться на указанные обстоятельства в споре с цессионарием, поскольку возражения возникли до получения им уведомления (ст. 386 ГК РФ).

В отношениях между цедентом и цессионарием изменение первоначального договора после уступки, затрагивающее права цессионария, по общему правилу рассматривается как нарушение условий соглашения о цессии, так как цедент не должен препятствовать реализации уступленных им прав, совершать действия, направленные в ущерб цессионарию, и т.д. Цедент, нарушивший данные подразумеваемые обязательства, несет ответственность перед цессионарием за причиненные убытки.

Цедент и цессионарий могут в своем соглашении определить, имеет ли цедент право вносить изменения и какого рода в первоначальный договор, указав последствия нарушения договорных условий.

Если изменения были внесены в договор после получения должником уведомления, то должник не может ссылаться на эти положения в споре с цессионарием. Это не означает, что изменения в договор между цедентом и должником после получения уведомления не могут быть внесены вообще. Так, в случае, когда цедент уступает только свои права, но остается стороной, обязанной перед должником по другим обязательствам из того же договора, он не лишен права изменять основной договор, но, исходя из природы своих отношений с цессионарием, должен это делать по согласованию с ним.

Порядок внесения изменений в первоначальный договор после направления должнику уведомления может быть установлен соглашением цедента и цессионария.