Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Экзамен зачет учебный год 2023-2024 / Лекции Сотова по спецкурсу.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.05.2023
Размер:
333.35 Кб
Скачать

Нарушение правил валютного регулирования (ст. 193, 193.1)

Статья 193. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

1. Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

 

Статья 193.1. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов

1. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода.

Суть составов – стремление государства сохранять в пределах своих границ определенное количество валюты. Что для этого нужно?

Во-первых, та валюта, которая нам причитается за совершение экспортных операций, должна поступать на счета уполномоченных банков, а не в иностранные банки.

Во-вторых, если мы что-то за валюту покупаем, то это «что-то» должно попасть к нам. Если выплачивается аванс – то нужно получить по нему продукцию, а если этого не происходит – то аванс нужно вернуть.

Как эти операции выполняются:

Есть соответствующая инструкция Банка России. Есть хотим совершить такую операцию, мы должны обратиться в банк, и банк оформляет вам паспорт сделки [Сотов дает устаревшую информацию, паспорт сделки отменен и заменен на регистрацию сделки].

Банк – агент контроля, и когда вы осуществляете валютный платеж, он запрашивает документы, должен быть отчет о том, что за операции вы собираетесь проводить.

Таким образом, основные источники доказательственной информации:

    1. [паспорт сделки] регистрационная информация

    2. данные о движении денежных средств по счетам участников

    3. данные о движении тех ценностей, которые должны попасть в страну в результате вашей сделки

От этих правил пытаются уклониться – в чем главная цель уклонения? Вывести средства из-под российского валютного контроля.

Основные способы совершения преступления (ст. 193):

  1. Перечисление аванса за несовершенную поставку.

Заключаем договор на поставку товара и зачисляем аванс, после этого должна быть встречная поставка – но этой поставки не происходит, аванс подвисает. По идее, этот аванс мы должны возвратить, но фактически иностранная компания по предварительному сговору выводит его на счет иностранного банка.

Очень много таких дел прошло в 2014 году под предлогом санкций – российские компании перечисляли аванс, а иностранные отвечали, что товар поставлен не будет из-за того, что он санкционный. Самый трагический пример – двигатели для наших фрегатов типа «Адмирал Эссен». Там должны были стоять немецкие дизельные двигатели, аванс уже был заплачен в 2013 году, в 2014 их должны были поставить, но из-за введенных санкций немецкая фирма зажала и двигатели, и аванс.

  1. Удержание части выручки под предлогом недопоставки

  2. Маскировка выручки под безденежные (бартерные) расчеты

По документам расчет происходит не в денежном виде, а путем предоставления имущества, ценных бумаг и проч. На самом деле это все представляет собой едва ли 1/10 стоимости, а реальные деньги переводятся на подконтрольный счет.

  1. Имитация претензий к товару

Российская компания заключает договор с иностранной. После этого иностранная компания заявляет о дефектности товара и снижении цены на товар. Часть сниженной стоимости возвращается, а остаток оседает в иностранном банке – недоплаченная часть выводится на подконтрольный счет.

18.10.

ст. 193.1 (незаконный перевод валюты)

Появилась относительно недавно.

Если ст. 193 предусматривает ответственность за сокрытие валютных доходов, то данная норма работает в противоположную сторону, ее главная задача – предупредить незаконные валютные расходы, предотвратить вывод валюты из страны без надлежащих оснований. Если вы за что-то платите – вы должны или что-то купить (и получить предмет покупки), или дать в долг (и получить причитающуюся вам сумму).

Прежде чем совершить операцию, вы сообщаете сведения в банк, и банк как агент государственного валютного контроля основание платежа проверяет. Если он сочтет, что платеж какой-то дефектный, то может тормознуть и потребовать дополнительные сведения.

Как может осуществляться вывод валюты из страны? Если отбросить частности, то способов три:

  1. Фальсификация данных о характеристиках покупаемых товаров

  2. Приобретение ценностей по заведомо завышенной цене

  3. Маскировка перечислений под легальные платежи (займы, штрафные выплаты, пени)

В чем заключается фальсификация реальной стоимости товара:

Цена определяется качеством, маркой, производителем и т.д. Когда мы уплачиваем поставщику крупную сумму, то предполагается получение некоего существенного встречного предоставления, которое эквивалентно нашим деньгам, но на самом деле фактически поступающий товар не соответствует перечисляемым деньгам, и стоимость его – 10% от реальной стоимости, остальное оседает на счетах. Товар – лишь повод для вывода средств, так как просто так мы перечислить не можем, нужен импортный контракт.

В чем заключается фальсификация данных о штрафных санкциях:

Покупаем некий товар, он предусматривает некий срок оплаты – мы эту оплату задерживаем, за это нас подвергают штрафным санкциям – и штраф мы уже начинаем платить. Деньги поступают в тот банк, о котором мы договоримся с нашим поставщиком.

Это достаточно замысловатый способ, так как основания для применения санкций действительно есть, проблема лишь в том, что мы имели полную возможность выполнить обязательства надлежащим образом и задержали выплату специально.

ЧТО НЕОБХОДИМО ДОКАЗАТЬ:

  1. Сопоставить предоставление и саму сумму перевода.

  2. Если имеем дело с санкциями, то нужно сравнить реальность нарушения, добросовестность поведения стороны договора и размер пени – то есть надо доказать «добросовестность нарушения»

  3. Неадекватность платежа была известна обоим сторонам. Лучше всего это доказывается путем отслеживания денежных средств – то есть куда наш контрагент впоследствии закинул деньги – на свой счет или же на счет компании, которая находится под фактическим контролем российского контрагента

  4. Стороны в банк предоставили заведомо недостоверные сведения – или ему были сообщены искаженные характеристики, или искаженная стоимость – то есть были предприняты меры по обману валютного контроля

В общем и целом, объектом преступления являются именно отношения валютного контроля (добьемся цели, только если обманем банк).

Недавно Минфин выступил с инициативой декриминализовать эти операции с валютными переводами, но пока это только инициатива, и в условиях снижения количества валюты в стране есть основания полагать, что она не отыщет поддержку.