
- •СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
- •ГЛАВА I
- •1.1.1 Особенности этиологии, патогенеза и клинической картины форм ПМД, обуславливающие различные подходы в реабилитации детей
- •1.1.3. Особенности состояния здоровья детей с МДД
- •1.2. Современные подходы к реабилитации детей с МДД
- •1.2.1. Медикаментозные методы терапии детей с МДД
- •1.3. Эффективность систем виртуальной реальности (ВР) в реабилитации взрослых и детей с различными заболеваниями
- •1.3.1. Игровые системы ВР в педиатрической практике
- •1.4. Совершенствование системы раннего выявления и реабилитации детей с ПМД
- •1.4.1. Существующие подходы к раннему выявлению детей с отклонениями в развитии как маркеру ПМД
- •ГЛАВА II.
- •2.3 Методы исследования
- •ГЛАВА III.
- •3.1.1. Особенности генеалогического, биологического анамнеза у детей с ПМД
- •3.1.2 Клиническая характеристика детей с ПМД
- •3.1.3. Результаты лабораторных и инструментальных исследований детей с ПМД
- •3.2. Эффективность реабилитации детей с ПМД с использованием cистемы виртуальной реальности (ВР)
- •3.2.1 Шкалы МFM, Vignos и Brooke как критерии оценки эффективности систем ВР в реабилитации детей с ПМД и МДД
- •Глава IV
- •Полученные данные о показателях нервно-психического развития детей с ПМД, о влиянии и взаимосвязи многих факторов биологического анамнеза указывают на высокую значимость этих показателей в ранней диагностике ПМД.
- •4.3. Результаты оценки нервно-психического развития детей первого года жизни с использованием компьютерной версии KID-опросника
- •ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- •ВЫВОДЫ
- •ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- •СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- •ПРИЛОЖЕНИЯ
- •Приложение 1
- •Приложение 3
- •Приложение 4
- •BOTMP =Bruininks–Oseretsky test of motor proficiency; VMI= Developmental Test of Visual Motor Integration Test; TSIF= Test for Sensory Integration Function; ICF= International Classification of Functioning
- •Приложение 6
- •Приложение 7
- •Приложение 8
- •Приложение 9
- •Приложение 10
- •Приложение 11
- •Приложение 12
18
случаев изменения могут быть не обнаружены даже при использовании метода секвенирования ДНК, и диагноз ставится по наличию сведений о заболевании, клинической картине, отягощённому семейному анамнезу по нервномышечным заболеваниямихарактернымизменениям,обнаруженнымприбиопсиимышц[144].
Скрининг-диагностика МДД в раннем возрасте. Мать не является носителем заболевания в 1/3 из всех случаев МДД, но она может иметь гонадный мозаицизм, характерный для этой болезни [196, 191]. В этом случае велика вероятностьболезни и у последующих детей [197]. В настоящее время отсутствуют методы скрининг-диагностики на наличие гонадного мозаицизма у женщин до рождения первого ребенка с этим заболеванием, в большинстве случаев матери узнают о наличие гонадного мозаицизма только при рождении ребенка с МДД. Учитывая, что клинические симптомы заболевания замечают обычно к 5 годам, вероятность рождения второго и третьего ребенка с этим же заболеванием в течение этого промежутка очень велика.
Многие страны (США, Германия, Кипр, Великобритания и т.д.) осуществляли реализацию пилотных программ скрининг-диагностики МДД у новорожденных с помощью определения КФК в первые дни жизни [127, 159, 197]. При этом отмечали как ложно положительные результаты (например, 3,36% во Франции, 0,02% в Великобритании и Нидерландах, так как КФК повышается и при других мышечных патологиях), так и ложно отрицательные результаты (например, 16,7% случаев в Великобритании) [197].
1.1.3. Особенности состояния здоровья детей с МДД
Важно отметить, что в большинстве случаев симптомы задержки моторного и речевого развития в раннем возрасте у детей уже имеются, но родители обычно не обращают на них внимания. Врачи, не связывая нарушения с ПМД, обычно ставят «диагноз»: «вялый ребенок» [167].
Клинические проявления МДД обычно замечают к 3-5 годам жизни: изменяется походка по типу «утиной», отмечаются запинания при ходьбе, мальчики испытывают проблемы во время бега, прыжков и активных игр с
19
ровесниками, а также сложности при подъёме по ступенькам [65]. К 5 годам мышечная слабость выявляется при мышечных тестах, наблюдается вставание «лесенкой». В 6-летнем возрасте отмечаются контрактуры ахилловых сухожилий и подвздошно-большеберцовых трактов походка на передних отделах стоп, гиперлордоз в поясничном отделе позвоночника, слабость проксимальных мышц ног и таза. Затем эта слабость распространяется на руки, шею, другие области, появляется затруднение при стоянии без посторонней помощи или неспособность подняться по лестнице [65]. Ранние признаки могут включать псевдогипертрофию мышц и низкую выносливость.
По мере прогрессирования состояния миоциты испытывают истощение и постепенно замещаются жировой и фиброзной тканью. К 8-10 годам могут потребоваться костыли при ходьбе, к 12 годам большинство пациентов прикованы к инвалидной коляске [65]. Контрактуры становятся необратимыми, часто возникает и прогрессирует сколиоз, вызывающий боль. Происходит деформация грудной клетки и ухудшение функции легких, которая и без того нарушена вследствие ослабления дыхательной мускулатуры. В 16-18 лет большинство пациентов легко подвергаются тяжелым респираторным инфекциям, нередко с летальным исходом [65]. Другие причины смерти – аспирация пищи и острое расширение желудка. Нарастает кардиомиопатия, хотя летальный исход от острой сердечной недостаточности встречается редко [195]. Средняя продолжительность жизни пациентов составляет примерно 25 лет [195].
Особенности изменений костной системы при МДД. Снижение подвижности, прогрессирующая мышечная слабость, прием препаратов и другие факторы способствуют развитию патологических изменений со стороны костной системы у пациентов с МДД. Вероятность развития сколиоза у пациентов с МДД, которые не принимают стероидную терапию, равна 90% [187, 191]. Но в дальнейшем у пациентов с МДД, которые принимают стероидную терапию [57, 193], возрастает риск развития остеопороза и перелома позвоночника. Для оценки «костного здоровья» определяют уровень кальция, фосфата, щелочной фосфатазы
20
(ЩФ) и витамина D в сыворотке крови и – кальция, натрия и креатинина в моче
[66].
Детям с МДД, принимающим стероидную терапию, назначают рентгенологическое исследование левого запястья (раз в год) для выявления риска развития cиндрома Иценко-Кушинга [66]; а при первичном назначении стероидной терапии более 3-х лет – денситометрию [66].
Сердечно-сосудистая система при МДД. Дефицит дистрофина поражает не только скелетные, но и сердечные мышцы, что приводит к кардиомиопатии, аритмии, сердечной недостаточности [42]. Кардиомиопатия – самое частое осложнение МДД, отмечаемое у 90% пациентов и являющееся причиной смерти у 20% пациентов [84]. Обычно кардиомиоциты поражаются позже, чем скелетные мышцы. При биопсии миокарда отмечают гипертрофию, атрофию и фиброз миокарда [155]. Для контроля за состоянием здоровья назначают ЭКГ и ЭХО-КГ, при нарушении ритма – суточное мониторирование ЭКГ [84].
РеспираторнаясистемаприМДД. ОтсутствиедистрофинаприМДДвлияет на состояние мышц, участвующих в акте дыхания. Самая распространенная причина смерти у пациентов с МДД – дыхательная недостаточность. У ходячих пациентов респираторная функция длительно остаётся нормальной или умеренно сниженной [4,66]. У неходячих пациентов дыхательная функция снижается быстрее и развивается дыхательная недостаточность по рестриктивному типу, так как способность легочной ткани к расширению и спаданию ограничена из-за мышечной слабости, деформации позвоночника, контрактур и ожирения [66].
Для контроля за состоянием дыхательной системы назначают спирометрию, определяют уровень сатурации кислородом капиллярной крови с помощью пульсоксиметра, пиковый поток кашля с помощью метра пикового потока каждые 6 месяцев [66]. У неходячих пациентов с подозрением на гиповентиляцию используют неинвазивную вентиляцию легких, при ЖЕЛ <50% обычно назначают дополнительно капнографию для определения уровня углекислоты [66].
21
Пищеварительная система при МДД. Для пациентов с МДД характерно недоедание или переедание в некоторые периоды жизни, и/или недостаточность калорий, белков и других незаменимых элементов пищи, воды [66]. В наиболее поздних стадиях атрофии поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры, слабость мышц диафрагмы и глотки приводят к гастроэзофагеальному рефлюксу, дисфагии, сильной потере веса, при которой необходимо зондовое питание [66, 139]. В последние годы, в связи с увеличением продолжительности жизни пациентов с МДД, отмечают новые осложнения: расширение желудка и кишечника, замедленное опорожнение желудка и непроходимость кишечника [66]. Для диагностики гастроэзофагальной рефлюксной болезни пациентам с МДД назначают: суточное мониторирование водородного показателя в нижней трети пищевода, рентгенологическое и/или эндоскопическое исследование пищевода, манометрическое исследование пищеводных сфинктеров, сцинтиграфию и импедансометрию пищевода. При хронических запорах проводят колоноскопию, анректальную манометрию и электрогастроэнтерографию [66].
Изменения со стороны нервной системы. Прием стероидов, а также социальные факторы, связанные с инвалидностью (изоляция и др.) влияют на эмоциональную сферу пациентов с МДД [65], формируя повышенную тревожность, «взрывоопасный характер» [169]; а отсутствие дистрофина, влияя на мозговое развитие [65], вызывает проблемы в когнитивной, вербальной сферах [65], социальном взаимодействии [65]. Для детей с МДД характерны отставание в речевом развитии, ограничение словарного запаса, краткосрочной вербальной памяти и фонологической обработки [169]. J.G. Hendriksen и J.S. Vles доказали, что у детей с МДД чаще встречаются синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), аутизм и обсессивно-компульсивные расстройства [104, 105]. Исследования V.J. Hinton и соавт. подтвердили наличие серьёзных нарушений внимания у детей с МДД [109].