Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экзамен зачет учебный год 2023 / С ЖИВОТНОГО НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 68 стр.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
395.15 Кб
Скачать

2. Неопределенность норм налогового законодательства при определении и применении юридического состава налогов и сборов.

Уровень регулирования опущен до писем ФНС, хотя ФНС должна заниматься не правовым регулированием, а контролем соблюдения налогового законодательства.

Введение концепции злоупотребления правом, а также возможность заключения мировых соглашений о содержании налоговых обязательств — высокий уровень неопределенности. Это противоречит идее публично-правового регулирования.

Налоговые риски — возможное нарушение налогового законодательства, которое является основанием для привлечения к ответственности. Критерии определяются ФНС, но нет ни одного письма с этими критериями. АИС-НАЛОГ 3 настраивается сама, в то время как налогоплательщик не знает, как будет оцениваться его поведение, только постфактум.

Комиссия по легализации налоговой базы и внепроверочные вопросы — все регулируется письмами ФНС. Сейчас налоговая декларация приобретает характер учетного документа, т. к. существует АИС Налог-3 и вся информация о налогоплательщиках уже есть. Если какой-то информации не хватает – внепроверочный запрос. Остается выслать налогоплательщику собранную информацию и объяснить, что с ним будет, если он не скорректируется. Люди понимают, что спорить дороже – если налоговый орган так решил, то эта позиция согласована с ФНС, у зампредседателя Верховного суда рабочие отношения с руководством ФНС. При этом как реализуются решения судов: они реализуются с использованием всего спектра мер государственного принуждения, включая возможность взыскания налогов, пени и штрафов с любых третьих лиц – то есть вообще отрицается имущественная обособленность.

3. Цифровизация налогообложения

Почти по всем вопросам налогового администрирования есть сайт ФНС, там есть личный кабинет.

Личный кабинет:

  • ФЛ и организации до 100 человек — право

  • Организации от 100 человек — обязанность

Что можно проверить в ЛК?

  • Налоговое резидентство

  • Свои риски

  • Риски контрагентов – «Прозрачный бизнес»

Складывается тенденция объединения АИС субъектов налогового администрирования вместо тенденции централизации и объединения налогового администрирования в одном ФОИВ.

Также складывается тенденция прослеживания товаров по цепочке.

Цифровизация заключается в:

  1. Использовании аис Налог-з.

  2. Международном обмене налоговой информацией в автоматическом режиме. Используется единый стандарт отчетности ОЭСР (CRS и CTS). Проводится вместе с запросами и спонтанным обменом.

4. Карательный, репрессивный характер налогового администрирования

Данные, полученные из АИС Налог-3 и в рамках международного обмена, используются в рамках аналитических мероприятий, вместо контрольных, причем вместо легальных методов!

КНП в современных условиях сводится к принятию декларации как повода для реагирования по результатам проведения аналитических мероприятий. Необходимость в ВНП отпала, т.к. зачем, если можно провести аналитические мероприятия, вызвать налогоплательщика, напугать и заставить скорректироваться. Одна проверка проводится на 11 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса и 1 на 4 тыс. крупного. Внепроверочные запросы и комиссии обеспечивают корректировку 25% деклараций (в СПБ – 50%). А это неправовые методы.

Защита налогоплательщиков перенесена из судебной системы в систему налоговых органов. Она переходит из вертикальных отношений в горизонтальные при повышении роли налогового комплаенса.

О горизонтальных отношениях говорим в рамках налогового мониторинга:

  • Возможность – его могут позволить всего 1886 субъектов (очень крупные налогоплательщики), перешли всего 2%.

  • Смысл – налоговые органы в онлайн-режиме сами выявляют риски и договариваются с налогоплательщиком об управлении этими рисками.

  • Основная задача – убедить налогоплательщика скорректироваться, либо убедиться, что не надо. Главное – не довести до мотивированного мнения. Налоговый мониторинг обеспечивает серьезную экономию на администрировании с обеих сторон (издержки уменьшаются на 30%). Плюс в бюджет поступает 6-7 млрд, т.к. налогоплательщики крупные.

  • Чем хорош мониторинг? Можно обсудить налоговые риски до совершения подконтрольной операции. Без мониторинга информация представляется без анализа конкретных обстоятельств. А это означает, что потом налоговый орган может при проверке прийти к другому мнению (а суд, как правило, будет на стороне налогового органа).

По мере развития налогового комплаенса будет развиваться и переход на налоговый мониторинг, потому что в связи с ограниченностью ресурсов обязанность по обеспечению соблюдения налогового законодательства будет переложена с налоговых органов на налогоплательщиков, а налоговые органы как органы налогового мониторинга будут влиять именно на эффективность системы налогового комплаенса – в этом будет заключаться реализация риск-ориентированного подхода в налоговом контроле при повсеместном внедрении налогового комплаенса.

Судебная практика. Не в интересах налогоплательщика, если дело рассматривается в неприспособленных для этого АС – 80% на 20% в пользу налоговых органов (после объявления деофшоризации).

В единичных случаях практика ломается экономической коллегией ВС РФ – когда налоговые притязания противоречат экономической основе налогообложения и есть явная недобросовестность налоговых органов.

Если речь идет о существенных процессуальных нарушениях, то налогоплательщики должны заявить о них на досудебной стадии урегулирования налогового спора в вышестоящий налоговый орган – в этом случае он устраняет эти нарушения путем повторного рассмотрения материалов налогового контроля уже с соблюдением всех процессуальных требований. Если налогоплательщик не заявил об этих нарушениях на досудебной стадии, то на них нельзя ссылаться в суде.

Все лучше в делах с ФЛ. Там приспособленные для этого СОЮ и административное судопроизводство. Здесь 80% на 20% в пользу налогоплательщиков.

Приказной порядок по бесспорным делам о взыскании налогов, пени и штрафов. Если вы оспариваете основания для такого взыскания – надо возражать на приказ и переходить к производству по делам о признании недействительными ненормативных правовых актов. Здесь тоже судебная практика складывается больше в пользу налогоплательщиков.

Прослеживается, но до конца не сформировалась позитивная тенденция удовлетворения заявленных требований о возмещении расходов на восстановление нарушенных прав в суде в разумных пределах. КС признал не соответствующим конституции ряд положений закона, который не позволяет гражданам компенсировать судебные расходы по выбранным делам об оспаривании кадастровой стоимости (Постановление КС от 11.07.2017 № 20-П).

Бремя доказывания в налоговых спорах переложено с налогового органа на налогоплательщика.

Отменен в конце 2014 года особый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях.

Имеем дело с субсидиарным применением мер гражданско-правовой ответственности для обеспечения взыскания налогов, пени и штрафов:

  • снятие корпоративной вуали

  • неосновательное обогащение за счет неправомерно предоставленной налоговой льготы (если ошибка допущена налоговым органом),

  • банкротство,

  • субсидиарная ответственность контролирующего должника лица,

  • взыскание налога и пени в качестве убытка или ущерба по гражданскому иску в уголовном деле о налоговом преступлении

Цель такого субсидиарного применения гражданско-правовой ответственности – позволяет игнорировать гарантии налогоплательщиков в административно-правовых отношениях, а именно:

  • недопустимость ухудшения его положения,

  • решение вопроса о применении мер принуждения за пределами допустимых для этого пресекательных и не подлежащих восстановлению сроков,

  • гарантии на пересмотр дела в полном объеме