Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / МЧП Лекции Кучер 2020-21.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
1.53 Mб
Скачать

6. Свобода договора и автономия воли закреплена в «Принципах международных коммерческих договоров унидруа» 1994 г.

Статья 1.1 Принципов («Свобода договора») гласит: «Стороны свободны вступать в договор и определять его содержание».

- «Стороны могут исключить применение настоящих Принципов, отступать от них или изменять содержание любого из них, если иное не предусмотрено в Принципах» (ст. 1.5). Исключение или изменение применения этого акта может быть прямым или молчаливым.

10 Слайд

8. При этом при заключении внешнеэкономических контрактов, токование понятий «свобода договора» и «автономия воли» может быть идентично. Названные категории соотносятся как целое и частное.

При этом явление «свободы договора» более широкое, чем «автономия воли», и его полностью охватывает. Речь идет о том, что свобода договора, кроме права сторон свободно вступать во внешнеэкономический договор, самостоятельно определять его предмет и условия, включает также право сторон внешнеэкономического договора определять подлежащее применению право, то есть в таком аспекте автономия воли является структурным элементом свободы договора.

11 Слайд.

Наиболее полно различие между автономией воли в МЧП и частноправовым принципом свободы договора проводит А.В.Асосков.

В своѐм труде «Коллизионное регулирование договорных обязательств» он выделяет три формы воплощения частноправового принципа автономии воли в МЧП.

Первая форма – автор именует ее «автономия воли в широком смысле слова» или «косвенная отсылка» — представляет собой «определение применимого права в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, место возникновения которых зависит от воли сторон»329. Так, стороны могут выбрать место жительства, место заключения брака, место заключения или исполнения договора, место учреждения юридического лица, что, в конечном счете, будет опосредованно влиять на выбор применимого права.

Вторая форма — «инкорпорация» — предполагает, что при формулировании условий гражданско-правового договора, который регулируется внутренним правом, стороны вправе включать в текст договора любые условия, в том числе заимствованные из иностранных или типовых законов, международных договоров (включая те, в которых их государство не участвует). Это не считается выбором применимого права, а означает лишь, что инкорпорированные правила применяются в качестве договорных условий в части, не противоречащей применимому праву.

И, наконец, только «коллизионный выбор» — третья форма автономии воли,, «может рассматриваться как специальный институт международного частного права и принцип автономии воли в собственном «узком» смысле слова, поскольку эта форма предназначена для самостоятельного решения коллизионной проблемы».

1. По мнению В.П.Звекова, распространению и общественному признанию автономии воли способствовало закрепление данной правовой нормы во многих международных конвенциях.

Так, автономия воли предусмотрена в Кодексе Бустаманте, Конвенции о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (1955), в Регламенте «Рим I» «О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам» и в других международно-правовых актах.