
- •Статья 5. Порядок исчисления и уплаты налога
- •Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала Гражданский кодекс об общих моделях соотношения частных и публичных принципов регулирования экономических отношений
- •Использование публичных принципов в регулировании хозяйственных отношений
- •Публично-правовое регулирование внешнеэкономических инвестиционных отношений
- •Обесвечепе д1стуна 11рав1судип - шш1 задача с1верве1стввваш арбитрйшп 1рцессуяяы1г111де1ся распиской федерации
- •12 Собрание законодательства рф, 1998, № 19, ст. 2069.
- •13 Собрание законодательства рф, 1995, № 47, ст. 4471.
- •Правовые аспекты снижения стоимости чистых активов
- •О процессяальном соучастии в арбитражном процессе по делам о защите права собственности
- •Обособленное подразделение в российском налоговом и бюджетном законодательстве
- •О сомнительных налоговых рекомендациях при продаже недвижимости
- •109144, Г. Москва, а/я 9. Контактный тел.: 155-45-45.
- •Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторского права или смежных прав
- •О целесообразности применения мер гражданско-правового характера
- •Способы защиты нарушенных прав
- •Признание права
- •Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению
- •Взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав, вместо возмещения убытков
- •Выплата компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания доходов
- •Принятие иных предусмотренных законодательными актами мер. Связанных с зашитой прав правообладателя
- •О применении к нарушителю одновременно нескольких мер
- •Вопросы защиты прав и интересов мелких акционеров
- •Права аххщоиеров
- •Защита интересов акционеров и устав общества
- •Право акционеров — владельцев дривилегироватгопг акций участвовать с правом голоса в общем собрании акционеров
- •Судебная защита прав акционеров
- •8 Собрание законодательства рф, 1996, № 17, ст. 1918.
- •9 Собрание актов Президента и Правительства рф, 1993, № 44, ст. 4192.
- •10 Собрание законодательства рф, 1996, № 35, ст. 4142.
- •Практика ликвидации юридических лиц (коммерческих организаций)
- •4 Хозяйство и нраве, 2000, № 4, с. 80-81
- •9 Хозяйство и нраве, 1995, № 6, е. 127. Выхва у1аствш 13 общества с огрймчешй 1тветст1е110стыо: судебная практика
- •Некоторые аспекты процесса доказыванмя по делам 0 возмещеНии вреда
О процессяальном соучастии в арбитражном процессе по делам о защите права собственности
Развитие рыночных отношений, торгового оборота в России потребовало закрепления в действующем гражданском законодательстве не только многообразия форм собственности, но и гарантий их равной юридической защиты (ст. 8 Конституции РФ). Для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера собственники вправе создавать учреждения, финансируемые ими полностью или частично. С этой целью собственники закрепляют за ними движимое и недвижимое имущество на ограниченном вещном праве (праве оперативного управления). Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами (ст. 120 ГК РФ).
В связи с закреплением в материальном законе указанных положений в практике арбитражных судов все чаще стали рассматриваться дела, где в качестве одной из сторон выступают финансируемые собственником учреждения. В делах такого рода опосредованно затрагиваются интересы собственников, прежде всего имущественные. Участие указанных субъектов порождает ряд процессуальных
вопросов, которые было бы полезно рассмотреть на конкретных примерах из практики арбитражных судов.
АОЗТ обратилось в арбитражный суд с иском к главному управлению здравоохранения администрации области о взыскании задолженности по оплате выполненных работ и процентов за пользование чужими денежными средствами. Решением суда первой инстанции иск удовлетворен в полном объеме. Апелляционная инстанция оставила решение без изменения. В кассационной инстанции законность и обоснованность судебных актов не проверялись. В протесте предлагалось судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. Президиум ВАС РФ удовлетворил протест по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что между управлением здравоохранения (заказчик) и АОЗТ (подрядчик) заключен договор на капитальное строительство поликлиники, согласно которому выполненные подрядчиком работы были приняты заказчиком. Просрочка исполнения обязательства по оплате выполненных работ ответчиком не отрицается. Поскольку ответчик не исполнил обязательство по оплате выполненных истцом работ, суды обоснованно признали наличие задолженности.
Из постановления главы администрации области следует, что финансирование строительства поликлиники осуществлялось за счет средств основного бюджета.
В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о принятии управлением здравоохранения мер для получения денежных средств и неоднократных обращениях по этому вопросу в администрацию области, департамент архитектуры и строительства, комитет по финансам и налоговой политике. Письмо департамента архитектуры и строительства свидетельствует об отставании в первом полугодии 1996 года от намеченного графика финансирования строительства на 4 млрд. рублей.
Суд не дал оценки данным обстоятельствам. ,
Взыскивая проценты за пользование чужими денежными средствами, суд не исследовал вопрос о надлежащем бюджетном финансировании ответчика.
Поскольку основанием для применения ст. 395 ГК РФ является пользование чужими денежными средствами и неправомерное уклонение от уплаты долга, названные выше обстоятельства входили в предмет доказывания, однако не были исследованы судом.
Таким образом, решение и постановление арбитражного суда о взыскании с управления здравоохранения процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат отмене, дело в этой части — направлению на новое рассмотрение (постановление Президиума ВАС РФ от 29 июля 1997 года № 2726/971).
Аналогично было разрешено дело по иску унитарного государственного предприятия к войсковой части о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с просрочкой оплаты строительно-монтажных работ
Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. В кассационном порядке законность и обоснованность решения и постановления не проверялись.
В протесте предлагалось состоявшиеся по делу судебные акты отменить и дело передать на новое рассмотрение.
Президиум ВАС РФ удовлетворил протест по следующим основаниям.
Стороны заключили договор подряда, согласно которому унитарное государственное предприятие выполнило для войсковой части строительно-монтажные работы. Работы приняты по актам, однако заказчиком в установленный срок не оплачены.
В связи с этим арбитражный суд взыскал с заказчика проценты за пользование чужими денежными средствами. При этом были отклонены доводы заказчика о том, что у него отсутствовали денежные средства для расчетов с подрядчиком, так
' Вестник ВАС РФ. 1997, № 11, с. 51.
как в рассматриваемый период организации Министерства обороны РФ финансировались только в пределах денежных средств, необходимых для выплаты заработной платы личному составу.
Проценты, установленные ст. 395 ГК РФ, являются мерой ответственности за пользование чужими денежными средствами, поэтому факт отсутствия финансирования заказчика имел существенное значение для рассмотрения данного спора.
Факт принятия заказчиком всех зависящих от него мер по получению денежных средств для осуществления расчетов по договору подтвержден имеющимися в деле документами, поэтому у суда отсутствовали основания для применения к нему ответственности за ненадлежащее исполнение денежного обязательства.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные акты подлежат отмене, а заявленный иск о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами — отклонению.
Президиум ВАС РФ решение и постановление апелляционной инстанции отменил и отказал унитарному государственному предприятию в иске к войсковой части о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (постановление от 5 августа 1997 года № 2468/972).
Таким образом, отсутствие достаточного денежного финансирования учреждения стало основанием для отклонения исков о взыскании процентов в порядке ст. 395 ГК РФ. Между тем арбитражный суд оставил без внимания то обстоятельство, что в соответствии со ст. 120 ГК РФ при недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В описанных случаях иски были предъявлены к государственным и муниципальным учреждениям, как того требует ст. 399 ГК РФ. Вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика собственников указанных учреждений в суде не обсуждался. Однако в данном случае имеет место обязательное соучастие на стороне ответчика, "основание которого коренится в материальных правоотношениях"3. Согласно ст. 35 АПК РФ при необходимости привлечения другого ответчика арбитражный суд до принятия решения с согласия истца привлекает этого ответчика. Арбитражный суд самостоятельно не вправе привлечь соответчика к участию в деле, однако разъяснить истцу его право и выяснить мнение по данному вопросу суд был обязан. Этого сделано не было. Невыяснение сущности материальных правоотношений, складывающихся между собственником и учреждением, и, как следствие, непривлечение соответчика к участию в деле послужили основанием для отказа в иске о взыскании процентов с должника.
Как было отмечено, в основе решения вопроса о процессуальном соучастии в арбитражном процессе лежат материальные правоотношения. Учреждение — это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ). Свои права по владению, пользованию и распоряжению учреждение осуществляет в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Значит, любая сделка, совершаемая учреждением, должна быть профинансирована собственником. При недостатке соответствующих средств собственник имущества привлекается к субсидиарной ответственности. Кроме того, невыделение или несвоевременное выделение средств на оплату одобренной собственником сделки вполне обоснованно влечет применение санкций имущественного характера в виде штрафа, пени, процентов в порядке ст. 395 ГК РФ, которые должны быть применены к собственнику учреждения, ибо именно он изначально допустил просрочку в перечислении денежных средств учреждению, а оно, в свою очередь, просрочило
2 Вестник ВАС РФ, 1997, № 12, с. 40.
3 Шакарян М. С. Соучастие по советскому гражданскому процессуальному праву. — М.:
Труды ВЮЗИ, 1975, т. 38, с. 115.
оплату товаров, работ, услуг. Применительно к публично-правовым образованиям — собственникам учреждений это означает следующее. Требование истца следует удовлетворить за счет той части имущества, которая не распределена между государственными (муниципальными) юридическими лицами, то есть за счет государственной (муниципальной) казны.
Подобные вопросы должны возникать у судов при взыскании не только про" центов, штрафов, пеней, но и суммы основного долга. Как быть, если у учреждения не хватает выделенных по смете денежных средств даже на его покрытие? К тому же размер взыскиваемой суммы может измениться: ведь истец вправе увеличить размер исковых требований (ст. 37 АПК РФ). Следовательно, с согласия истца в качестве соответчика к участию в деле всегда должен привлекаться собственник учреждения. В противном случае складывается довольно странная ситуация: учреждению поставлены товары, выполнены работы, оказаны услуги, а пла^ тить за них надлежащим образом никто не собирается.
Более того, собственник должен привлекаться и тогда, когда у учреждения достаточно своих денежных средств на покрытие долга. Основанием для его привлечения к участию в процессе служит норма, в соответствии с которой учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК РФ). Это означает, что только собственник окончательно принимает решение об отчуждении любого имущества, как движимого, так и недви* жимого, закрепленного за учреждением. Самостоятельно учреждение не вправе отчуждать имущество, даже если получит на это согласие собственника. При таких обстоятельствах удовлетворение иска, предъявленного к учреждению, всегда будет влиять на имущественное положение собственника. В гражданском и арбитражном процессе такое "побочное" материальное правоотношение вовлекается в процесс с помощью привлечения к участию третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора. Основание вступления в дело указанных лиц сформулировано в ст. 39 АПК РФ: если решение по делу может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. "Иными словами, это субъекты, которые на момент возбуждения дела в суде состоят в правоотношении с одной из сторон, и вступление решения по данному делу в законную силу либо его исполнение станут юридическими фактами, влекущими возникновение новых либо изменение или прекращение существовавших прав и обязанностей, составляющих содержание этого "побочного" правоотношения"4.
К сожалению, ни одно из приведенных выше постановлений Президиума ВАС РФ не содержит указаний судам, ранее рассматривавшим указанные дела, обсудить вопрос о возможности' привлечения в качестве соответчика собственника учреждения и выяснить мнение истца по данному вопросу.
В практике возникают и иные проблемы, относящиеся к участию собственника в арбитражном процессе в делах, связанных с деятельностью учреждения. Согласно п. 2 ст. 298 ГК РФ если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
В литературе остается дискуссионным вопрос о том, на каком ограниченном вещном праве учреждение обладает этими доходами и приобретенным за их счет имуществом. Так, Н. Р. Ивановой было высказано мнение, что таким титулом является право хозяйственного ведения5. Из данного утверждения делаются следующие выводы. Действие п. 2 ст. 120 ГК РФ о субсидиарной ответственности
4 Грось Л. А. О третьих лицах в гражданском и арбитражном процессе // Хозяйство и право, 1999, № 12, с. 114.
5 Иванова Н. Р. Защита права собственности в арбитражном суде. — М., 1999, с. 74-75.
собственника не распространяется на случаи, когда долги учреждения возникли от разрешенной собственником деятельности (п. 8 ст. 114 ГК РФ), кроме случая, предусмотренного п. 3 ст. 56 ГК РФ. А поскольку взыскание не может быть обращено на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, постольку "арбитражным судам надлежит отказывать в удовлетворении этих требований при представлении учреждением соответствующих доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства"6.
Представляется, что данный вывод сделан без учета положений закона. В соответствии с п. 2 ст. 299 ГК РФ плоды, продукция и доход от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. Значит, независимо от того, осуществляет ли учреждение деятельность, которая была поручена ему собственником изначально, или разрешенную деятельность, приносящую доход, пусть даже и учитываемый на отдельном балансе, все, что приобрело учреждение по любому основанию, используя имущество на ограниченном вещном праве, поступает к нему на том же самом ограниченном вещном праве. Поэтому будет действовать общее правило о субсидиарной ответственности собственника по долгам учреждения.
Например, осуществляя разрешенную собственником деятельность, приносящую доход, учреждение приобретает здание. Если оно отказалось уплатить обусловленную цену, продавец вправе предъявить соответствующий иск и привлечь к ответственности не только учреждение, но и его собственника в качестве соответчика. Представляется, что такая позиция более соответствует закону и является более справедливой с точки зрения защиты интересов контрагента, вступающего в гражданские правоотношения с учреждением. Иначе получится, что невозможность получить законное возмещение по сделке — это вина самого контрагента, не знавшего, что у учреждения отсутствуют необходимые денежные средства. В такой ситуации возможны злоупотребления со стороны учреждения (например, заключение возмездной сделки при заведомом отсутствии необходимых денежных средств), о которых контрагент, предполагающий добросовестность со стороны учреждения (п. 3 ст. 10 ГК РФ), узнает, уже поставив товар, выполнив работы, оказав услуги.
Думается, судам следует на основе внимательного анализа норм материального закона правильно определять круг лиц, участвующих в делах, вытекающих из отношений собственности, а также те факты, которые входят в предмет доказыва-ния. Решать эти вопросы наиболее целесообразно во время подготовки дела к судебному разбирательству, с тем чтобы обеспечить своевременное и правильное его разрешение и обеспечить надлежащую защиту интересов сторон в процессе.
С. АЛЕХИНА,
аспирантка кафедры гражданского процессуального права Московской Государственной Юридической Академии
6 Иванова Н. Р. Указ. соч., с. 74-75.