
- •Статья 5. Порядок исчисления и уплаты налога
- •Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала Гражданский кодекс об общих моделях соотношения частных и публичных принципов регулирования экономических отношений
- •Использование публичных принципов в регулировании хозяйственных отношений
- •Публично-правовое регулирование внешнеэкономических инвестиционных отношений
- •Обесвечепе д1стуна 11рав1судип - шш1 задача с1верве1стввваш арбитрйшп 1рцессуяяы1г111де1ся распиской федерации
- •12 Собрание законодательства рф, 1998, № 19, ст. 2069.
- •13 Собрание законодательства рф, 1995, № 47, ст. 4471.
- •Правовые аспекты снижения стоимости чистых активов
- •О процессяальном соучастии в арбитражном процессе по делам о защите права собственности
- •Обособленное подразделение в российском налоговом и бюджетном законодательстве
- •О сомнительных налоговых рекомендациях при продаже недвижимости
- •109144, Г. Москва, а/я 9. Контактный тел.: 155-45-45.
- •Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторского права или смежных прав
- •О целесообразности применения мер гражданско-правового характера
- •Способы защиты нарушенных прав
- •Признание права
- •Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению
- •Взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав, вместо возмещения убытков
- •Выплата компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания доходов
- •Принятие иных предусмотренных законодательными актами мер. Связанных с зашитой прав правообладателя
- •О применении к нарушителю одновременно нескольких мер
- •Вопросы защиты прав и интересов мелких акционеров
- •Права аххщоиеров
- •Защита интересов акционеров и устав общества
- •Право акционеров — владельцев дривилегироватгопг акций участвовать с правом голоса в общем собрании акционеров
- •Судебная защита прав акционеров
- •8 Собрание законодательства рф, 1996, № 17, ст. 1918.
- •9 Собрание актов Президента и Правительства рф, 1993, № 44, ст. 4192.
- •10 Собрание законодательства рф, 1996, № 35, ст. 4142.
- •Практика ликвидации юридических лиц (коммерческих организаций)
- •4 Хозяйство и нраве, 2000, № 4, с. 80-81
- •9 Хозяйство и нраве, 1995, № 6, е. 127. Выхва у1аствш 13 общества с огрймчешй 1тветст1е110стыо: судебная практика
- •Некоторые аспекты процесса доказыванмя по делам 0 возмещеНии вреда
Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала Гражданский кодекс об общих моделях соотношения частных и публичных принципов регулирования экономических отношений
В гражданском праве существует несколько вариантов соотношения и моделей взаимодействия публично- и частноправовых начал. Они учитывают не только характер выражаемого интереса (частный либо публичный), но и иные факторы, прежде всего метод регулирования общественных отношений.
1. "Сотрудничество" частноправовых форм. Вот наиболее характерная иллюстрация такой модели координирующего взаимодействия однопорядковых феноменов. В соответствии со ст. 11 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (1990 г.) участники ТОО (АОЗТ) несли полную ответственность за результаты деятельности предприятия. Действующий Гражданский кодекс РФ сузил пределы ответственности участников хозяйственных обществ и товариществ всех организационно-правовых форм. Согласно п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87, п. 1 ст. 96 ГК РФ участники хозяйственных товариществ (обществ) несут в соответствующих пределах только риск убытков, связанных с деятельностью товарищества (общества). Значит, участники современных хозяйственных обществ (товариществ) не возмещают, например, долги учрежденных ими хозяйствующих субъектов (рискуют, а не отвечают).
Сужение пределов гражданско-правовой ответственности указанных лиц есть следствие изменений, привнесенных новейшим гражданским законодательством в имущественный статус коммерческих организаций и их участников. Если раньше учредители являлись собственниками предприятий, они и несли имущественную ответственность по обязательствам, которые были для них "своими". Ныне же, оставаясь субъектами обязательственных прав на имущество, переданного в собственность самостоятельных юридических лиц, учредители коммерческих организаций рискуют лишь своими вкладами в уставный капитал относительно только части результата чужой деятельности (убытков), а полную ответственность несут собственники. Здесь корректировка частноправовых отношений собственности с необходимостью потребовала адекватных изменений другой
12
частноправовой формы — имущественной гражданско-правовой ответственности.
2. Внедрение частноправовых начал в публично-правовую материю, когда публичные отношения начинают все более широко регулироваться с использованием отдельных элементов частноправового метода. Это не означает "приватизации" конституционного права и отрицания публичного права в целом, поскольку "ввиду относительной самостоятельности метода по отношению к предмету регулирования отдельные элементы согласительного метода и обязательственного способа могут использоваться в отношениях, не составляющих ядро отрасли'4 без ущерба для отраслевой суверенности. Характерным примером здесь служит применение договорного метода в регулировании международных публичных отношений (международные и межрегиональные договоры РФ и ее субъектов в сфере международного экономического сотрудничества) и федеративных публичных отношений (договоры федерального Центра и субъектов Федерации; договоры субфедеральных государственных органов и федерального правительства о разграничении полномочий и компетенции в сфере координации внешнеэкономических связей).
3. В некоторых массивах внешнеэкономических отношений, в целом относящихся к предмету гражданско-правового регулирования, с учетом их повышенной значимости для национальных интересов частноправовое регулирование в максимальном объеме заменяется публично-правовым. Например, специфика поставок на внешний рынок российской военной продукции и особенности правового статуса российских участников данных экспортных операций (производителей военной техники и государственных торговых посредников) определяются императивными предписаниями, имеющими нецивилистический характер. Такое регулирование сформировало публичный административно-правовой режим внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров, удовлетворяющих материальные потребности иностранных государств, обусловленные интересами их национальной безопасности и суверенитета. Субъективное право в этих отношениях есть элемент, производный от обязанности, а не выполняющий самостоятельную функцию удовлетворения интереса упра-вомоченного лица. Подобные правоотношения нехарактерны для общей "ткани" гражданско-правового регулирования, являются вкраплениями, отражающими взаимодействие гражданского права с административным.
Следовательно, особый режим, которому подчиняются экспортное операции резидентов с военными объектами (военной техникой и технологиями, вооружениями и др.), отменил общий дозволительный строй правового регулирования, в целом присущий внешнеторговому праву, и обусловил разрешительный порядок регулирования договорных отношений в данном секторе внешней торговли России (ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами").
4. Конкретное воздействие публичных начал на гражданско-правовые формы. Яркий пример такого взаимодействия — "принудительные" дого-
' Сафиуддин Д. Н. Теория и практика правового регулирования хозяйственных связей в СССР. —Свердловск, 1990, с. 113.
13
воры, где согласованное волеизъявление не является элементом, конструирующим обязательство, но порождает полнокровное с формально-юридической стороны хозяйственное обязательство2 (гражданско-правовые соглашения, заключенные в результате удовлетворения судом частного иска о понуждении к подписанию договора).
5. Частноправовые и публичные начала могут выполнять равнозначные функции в процессе гражданско-правового регулирования. В литературе на это сотрудничество частных и публичных подходов впервые обратила внимание Т. И. Илларионова, проанализировав соотношение частных и публичных (в ее трактовке — общих)3 интересов, которое приводит в действие охранительную либо регулятивную подсистему гражданского права. Так, осуществление интереса отдельного лица, противоречащего общему (публичному) интересу, либо его реализация ненадлежащими средствами (неправомерными действиями) создают предпосылки для функционирования охранительных норм гражданского права.
6. Публичный акт порождает либо прекращает гражданские правоотношения. Правообразующее качество публичного акта закреплено, например, в ст. 446 Гражданского кодекса РФ, придавшей судебному решению (акту публичной власти) качество источника возникновения обязательства.
Наиболее ярко разрушающее взаимодействие публичного и частного проявляется в норме ст. 417 ГК РФ, закрепляющей случаи прекращения гражданско-правового обязательства на основании акта государственного органа. "Правомерно изданный акт, который делает исполнение обязательств невозможным.., не создает оснований ни для требований сторон друг к другу, ни тем более для их требований к соответствующему государственному органу"4.
7. Частноправовые формы выполняют публичные функции. М. И. Кулагин5 отметил, что с помощью техники юридического лица реализуется необходимость в юридическом механизме концентрации и централизации капитала, то есть оформление коллективных интересов. Однако в современном гражданском праве феномен юридического лица используется и для решения публичных задач, являясь (вместе с институтом государственной регистрации) способом государственного санкционирования допуска того или иного субъекта к участию в обороте.
С применением института юридического лица осуществляется публичный контроль за деятельностью участников хозяйственного оборота. Этот институт — материальная основа обеспечения бюджетного интереса в процессе налогообложения результатов выгодонаправленной деятельности; он реализует статистический интерес государства в отношении хозяйствующих субъектов.
2 Сафиуддин Д. Н. Указ. соч., с. 115—116.
3 Илларионова Т. И. Поднормативное регулирование имущественных отношений в гражданском праве / Проблемы обязательственного права: Межвузовский сборник научных трудов. — Сверддовск, 1989, с. 5.
4 Маковский А. Л. Общие правила об обязательствах в Гражданском кодексе // Вестник ВАС РФ, 1995, №9, с. 110.
5 Кулагин М. И. Предпринимательство и право: опыт Запада: Избранные труды. — М., 1997, с. 18-19.
14
8. В частноправовое регулирование могут "встраиваться" отдельные элементы публично-правового воздействия на субъектов гражданского права и их отношения.
При этом гражданско-правовые способы регулирования, не утрачивая своей природы, определенным образом "откликаются" на воздействие публичных начал и административных подходов, причем в довольно широком диапазоне — от простейшего механического реагирования гражданско-правовых форм на влияние публичного до определенной корректировки. Так, цена в договоре изменяет свою величину в зависимости от того, облагается или нет налогом на добавленную стоимость соответствующая хозяйственная операция.
Ценообразование во внешней торговле реагирует на необходимость для экспортеров-резидентов претерпевать публично-правовую обязанность по обязательной продаже части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке включением в валютную выручку повышающей надбавки, равной курсовым потерям при конверсии иностранной валюты в национальную во время ее продажи.