Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / ВЕКСЕЛЬ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБОРОТЕ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
589.82 Кб
Скачать

Договоры о залоге и иные обеспечительные сделки с векселем в практике арбитражных судов

1. Особенности ценных бумаг (как вещей и закрепленных

в документе прав требования) как предмета залога

В соответствии с нормой п. 1 ст. 336 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

Имущественное право может быть удостоверено ценной бумагой (п. 1 ст. 142 ГК РФ). Право, удостоверенное ценной бумагой, может являться предметом залога при соблюдении указанных условий.

Вексель (простой или переводной) - это ценная бумага, содержащая безусловное обязательство (безусловное предложение третьему лицу) заплатить определенную денежную сумму. По своей природе вексель - объект, не просто не исключенный из оборота, а, напротив, созданный для облегчения обращения прав по обязательствам. В силу своего абстрактного характера требования по векселю не могут рассматриваться как неразрывно связанные с личностью кредитора.

Таким образом, закон не устанавливает никаких препятствий для использования векселя в качестве предмета залога, а экономические и юридические свойства (ликвидность, удобство передачи и хранения) этой ценной бумаги объясняют ее широкое использование в этом качестве.

Нормы, регулирующие отношения по залогу векселя, как, впрочем, и отношения по залогу иных ценных бумаг, в действующем гражданском законодательстве весьма противоречивы. Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что действующий ГК РФ говорит именно о залоге прав по ценным бумагам. Так, в пункте 4 ст. 338 ГК РФ установлено, что при залоге имущественного права, удостоверенного ценной бумагой, она передается залогодержателю или в депозит нотариуса, если договором не предусмотрено иное. Действительно, залоговую ценность имеет именно право, а не сама бумага.

Между тем в юридической литературе отмечалось, что в силу того, что ст. 128 ГК РФ признает ценные бумаги разновидностью вещей и передача удостоверенного ценной бумагой права невозможна без передачи самой ценной бумаги, залог ценных бумаг традиционно рассматривался в качестве залога вещей, а не прав <*>.

--------------------------------

<*> См.: Басин Е.В., Гонгало Б.М., Крашенинников П.В. Залоговые отношения в России. М., 1993. С. 110.

Эту точку зрения поддерживает и А.А. Вишневский (Вишневский А.А. Залоговое право. М., 1995. С. 72).

К сожалению, в рамках данной работы невозможно подробно остановиться на проблемах, связанных с определением природы ценных бумаг как объектов гражданского права. "Двойная" сущность этих объектов, являющихся "овеществленным" правом, делает невозможным однозначное определение ценных бумаг как предмета залога в качестве движимой вещи либо в качестве обязательства. В различных случаях каждая из этих граней может стать превалирующей и определять подход к регулированию возникших отношений. В частности, в случае гибели (физического уничтожения) предъявительской или ордерной ценной бумаги, переданной в заклад, залогодержатель может восстановить свои права по этой ценной бумаге в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством (ст. 148 ГК РФ). Если рассматривать ценную бумагу исключительно как вещь, то институт восстановления прав в принципе исключен.

Отношения, возникающие при использовании в качестве предмета залога имущественных прав требования, в том числе воплощенных в ценных бумагах, очень своеобразны. Характер этих отношений существенно видоизменяет классическую конструкцию залога, в котором традиционно видят "вещное", а не личное обеспечение.

К сожалению, действующее гражданское законодательство практически не содержит специальных норм, регулирующих отношения, возникающие при залоге прав требования (в том числе удостоверенные ценной бумагой). Правила, установленные в ГК РФ, не учитывают особенностей передачи прав по ценным бумагам, что существенно затрудняет их применение к залогу ценных бумаг.

Отсутствие непротиворечивого законодательного регулирования и явный недостаток теоретических исследований в этой области сказываются и на правоприменительной практике. В этих условиях большой интерес представляют подходы, применяемые при рассмотрении споров арбитражными судами.