Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Крупные сделки и сделки с заинтересованностью_ анализ и комм.rtf
Скачиваний:
19
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.45 Mб
Скачать

Глава 17. Императивный и диспозитивный характер правил законов об ао и ооо о крупных сделках и сделках с заинтересованностью

17.1. Общая оценка норм о крупных сделках как императивных

Ни в Законах об АО и ООО, ни в Постановлении Пленума ВС РФ N 27 нет ни одного положения, в котором бы указывалось, что хотя бы одно правило Закона N 343-ФЗ о крупных сделках хотя бы для непубличного общества является диспозитивным.

Наличие в Законах об АО или ООО указания на диспозитивный характер тех или иных норм как бы подчеркивает императивный характер других норм. Так, п. 8 ст. 83 Закона об АО и п. 9 ст. 45 Закона об ООО закрепляют общую диспозитивность правил указанных Законов о порядке совершения сделок с заинтересованностью для непубличных обществ (непубличных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью). Данные нормы предусматривают, что уставом непубличного общества может быть установлен отличный от правил Закона об АО или Закона об ООО порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, либо установлено, что положения Закона об АО или Закона об ООО о таких сделках не применяются к этому обществу. Тем самым законодатель фактически косвенно указывает на императивный характер правил Законов об АО и ООО о крупных сделках как для публичных, так и для непубличных обществ. И формально, действительно, ни в Законе N 343-ФЗ, ни в Постановлении Пленума ВС РФ N 27 нет ни одного положения, в котором бы указывалось, что хотя бы одно правило Закона N 343-ФЗ о крупных сделках хотя бы для непубличного общества является диспозитивным.

Вместе с тем нельзя отрицать, что высказанные в Постановлении Пленума ВАС РФ N 16 позиции сегодня воспринимаются как выходящие за рамки регулирования сугубо гражданских правоотношений договором и вполне применимы к регулированию корпоративных отношений уставом и уж тем более к корпоративным договорам:

"В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации... граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Применяя названные положения, судам следует учитывать, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, т.е. суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило".

Если руководствоваться принципами, изложенными в Постановлении Пленума ВАС РФ N 16, далеко не все нормы Законов об АО и ООО о крупных сделках нужно признавать императивными. Во всяком случае, не являются императивными правила о том, каким количеством голосов принимается собранием акционеров (участников) непубличного общества решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, поскольку п. 5.1 ст. 49 Закона об АО и п. 8 ст. 37 Закона об ООО допускают возможность предусмотреть в уставе непубличного общества большее, чем установлено нормами закона, количество голосов, необходимое для принятия решения по тому или иному вопросу.

Строго говоря, в правилах о крупных сделках в Законах об АО и ООО прямое указание на императивность есть только в отношении одной нормы. Так, абз. 1 п. 4 ст. 79 Закона об АО предусматривает, что "принятие решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров и не может быть отнесено уставом общества к компетенции иных органов общества".

Вводя указание на то, что одна норма из комплекса норм о крупных сделках является императивной, законодатель тем самым опять-таки дает основание для вывода о том, что другие нормы из этого комплекса являются или могут являться диспозитивными.

Тем не менее, возможно, следует признать, что, поскольку согласно прямой отсылке к ст. 173.1 ГК РФ в п. 6 ст. 79 Закона об АО и в п. 4 ст. 46 Закона об ООО крупные сделки рассматриваются законодателем как частный случай сделок, на совершение которых требуется в силу закона согласие третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, верным будет вывод об императивном характере правил Законов об АО и ООО о крупных сделках, определяющих:

- круг крупных сделок и исключения из него;

- необходимость согласия (одобрения) таких сделок;

- распределение компетенции между органами, дающими согласие на совершение сделок (одобрение);

- требования к содержанию решения о таком согласии (одобрении);

- основание недействительности таких сделок;

- основания для отказа в иске о признании сделок недействительными;

- круг лиц, которые вправе оспорить сделки.

Ведь если согласие на сделку требуется в силу нормы закона, то именно закон и должен устанавливать все эти правила, поскольку они определяют сферу и порядок применения нормы закона.

В п. 20 Постановления Пленума ВС РФ N 27 выражена идея именно императивного характера правил о крупных сделках Законов об АО и ООО: "С учетом особого значения для деятельности общества крупных сделок, порядок совершения которых выступает гарантией права участника принимать решение о существенном изменении деятельности общества (абзац второй пункта 1 статьи 65.2 ГК РФ), после вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность"... в устав общества не могут быть включены иные правила совершения таких сделок или установлено, что такие сделки не подлежат одобрению".