Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Крупные сделки и сделки с заинтересованностью_ анализ и комм.rtf
Скачиваний:
19
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.45 Mб
Скачать

3. Залогодержатели акций и долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 358.15 ГК РФ залог прав акционера осуществляется посредством залога принадлежащих ему акций акционерного общества, а залог прав участника общества с ограниченной ответственностью - посредством залога принадлежащей ему доли в уставном капитале общества в соответствии с правилами, установленными ГК РФ и законами о хозяйственных обществах.

При этом "при залоге акций удостоверенные ими права осуществляет залогодатель (акционер), если иное не предусмотрено договором залога акций (статья 358.17)", а при залоге доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, "если иное не предусмотрено договором залога доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, до момента прекращения залога права участника общества осуществляются залогодержателем" (п. 2 ст. 358.15 ГК РФ).

Таким образом, как при залоге акций, так и при залоге доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью возможны случаи осуществления корпоративных прав не акционером или участником общества, а залогодержателем. "Залог корпоративных прав очень ярко подтверждает тезис о том, что право залога дает помимо приоритета и следования также и эффект контроля (или эффект управления) заложенным активом. По общему правилу корпоративные права по заложенным акциям осуществляет акционер (залогодатель), но договор залога акций может предусматривать переход этих прав к залогодержателю. В случае же с долей в ООО действует обратное правило: по общему правилу корпоративные права осуществляет не участник ООО, а залогодержатель, если иное не указано в договоре залога" <1>.

--------------------------------

<1> Договорное и обязательственное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 307 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации / В.В. Байбак [и др.]; отв. ред. А.Г. Карапетов. М.: М-Логос, 2017. С. 421 - 422.

В силу п. 2 ст. 358.17 ГК РФ, если при залоге акций осуществление прав акционера было передано залогодержателю, тот осуществляет эти права от своего собственного имени. Подобной прямой нормы об осуществлении залогодержателем доли в уставном капитале общества корпоративных прав от своего собственного имени в ГК РФ нет. "Несмотря на то что статья (ст. 358.17 ГК РФ. - А.М.) охватывает случаи реализации залогодержателем прав по ценным бумагам (и в первую очередь по акциям), ее положения следует по аналогии применять и к порядку реализации корпоративных прав залогодержателем доли в уставном капитале ООО" <1>. Однако само указание в ст. 358.15 ГК РФ на то, что при отсутствии договоренности сторон об ином корпоративные права участника общества осуществляет залогодержатель доли, уже свидетельствует о том, что эти права осуществляются им от своего собственного имени.

--------------------------------

<1> Договорное и обязательственное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 307 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации / В.В. Байбак [и др.]; отв. ред. А.Г. Карапетов. М.: М-Логос, 2017. С. 423.

"Таким образом, при помощи залога корпоративных прав можно приобрести не только право преимущественного удовлетворения из стоимости актива (самих акций или доли ООО), но и получить корпоративный контроль над соответствующими юридическими лицами. Залогодержатель корпоративных прав имеет возможность осуществлять их, в частности, голосовать на общем собрании, оспаривать сделки корпорации, получать дивиденды и проч. Осуществление корпоративных прав происходит залогодержателем от своего имени. Де-факто можно говорить, что в такой ситуации залогодержатель корпоративных прав становится обладателем таких корпоративных прав" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 422.

Так, в Определении ВС РФ от 30 мая 2017 г. N 309-ЭС17-5399 по делу N А07-21705/2015 отмечено: "Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, позицию которого поддержали суды апелляционной инстанции и округа, исследовав и истолковав по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора залога в редакции дополнительного соглашения к нему, в соответствии с которым на момент проведения оспариваемого собрания 100 процентов долей участников общества находилось в залоге у банка, исходили из того, что залогодержатель правомерно осуществлял права участника, в том числе по управлению делами общества, действуя на основании закона (часть 2 пункт 2 статьи 358.15 Гражданского кодекса Российской Федерации)".