Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Крупные сделки и сделки с заинтересованностью_ анализ и комм.rtf
Скачиваний:
19
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.45 Mб
Скачать

11.2.1.2. Определение количества голосующих акций (голосов) в обществе

Поскольку до вступления в силу Закона N 343-ФЗ право оспаривать крупные сделки и сделки с заинтересованностью предоставлялось любому акционеру (участнику) независимо от количества принадлежащих ему голосующих акций (голосов), то и вопрос определения общего количества голосующих акций (голосов) общества и процента таких акций (голосов), принадлежащего акционеру (участнику), оспаривающему сделку, не поднимался. К сожалению, приходится признать, что, введя ценз в виде минимального количества голосующих акций (голосов) как условие для оспаривания сделок акционерами (участниками), законодатель данную проблему не увидел.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 49 Закона об АО "голосующей акцией общества является обыкновенная акция или привилегированная акция, предоставляющая акционеру - ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование". Абзац 4 п. 1 ст. 32 Закона об ООО предусматривает, что каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества "число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества", за исключением случаев, предусмотренных Законом об ООО. При этом "уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно" (абз. 5 п. 1 ст. 32 Закона об ООО).

Особенность этих формулировок состоит в том, что, во-первых, в обществе общее количество голосующих акций (голосов) не является величиной постоянной, а следовательно, и один процент от такого общего количества может составлять разное количество голосующих акций (голосов) в разные моменты времени. Но в любом случае соответствующий один процент должен определяться на момент предъявления иска. Открытым остается вопрос о последствиях, наступающих в случае, если после предъявления иска акционером (участником) количество принадлежащих ему голосующих акций (голосов) станет меньше установленного лимита в один процент. Однако если проводить параллель между этой ситуаций и ситуацией, когда такой акционер (участник) после предъявления иска вообще перестанет быть акционером (участником) общества, то, видимо, в обоих ситуациях в иске должно быть отказано. Практически такого акционера (участника), имевшего необходимые полномочия на действия от имени и в интересах общества, следует рассматривать как лицо, утратившее эти полномочия в ходе судебного разбирательства.

Во-вторых, по разным вопросам повестки дня общего собрания акционеров (участников) может быть разное количество голосующих акций (голосов) даже на один момент времени. В этой связи необходимо ответить на вопрос о том, от какого количества голосующих акций (голосов) необходимо исчислять один процент для целей применения соответствующих норм Законов об АО и ООО.

В частности, этот вопрос с очевидностью встает, если речь идет об оспаривании сделок с заинтересованностью. Можно рассмотреть две ситуации. Первая возникнет в случае оспаривании сделки с заинтересованностью, одобрение которой входило в компетенцию собрания акционеров (участников). В соответствии с п. 4 ст. 83 Закона об АО и п. 4 ст. 45 Закона об ООО такое решение принимается общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в совершении сделки акционеров - владельцев голосующих акций общества (большинством голосов от общего числа голосов участников общества, не заинтересованных в совершении такой сделки). Таким образом, правом голоса на таком собрании имеют только незаинтересованные акционеры (участники). Логично, что в этой ситуации один процент голосующих акций (голосов) должен определяться не от их общего количества, а от количества акций, принадлежащих именно незаинтересованным акционерам (участникам). В противном случае может возникнуть парадоксальная ситуация принципиальной невозможности оспорить сделку с заинтересованностью незаинтересованным акционерам (участникам), если принадлежащие им голосующие акции составляют менее одного процента от общего количества всех голосующих акций в обществе. Например, если в совершаемой обществом сделке заинтересован акционер (участник), которому принадлежит 99 процентов голосующих акций (голосов), а один процент разделен в любой пропорции между несколькими незаинтересованными акционерами (участниками), то ни один из них не сможет оспорить сделку.

Вторая ситуация возникнет, если одобрение сделки с заинтересованностью входит в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета). Ни заинтересованные, ни незаинтересованные акционеры в данном случае участия в голосовании не принимают. Поэтому вопрос о том, какие голосующие акции (голоса) следует принимать во внимание для определения их общего количества и процента таких акций (голосов), принадлежащих акционерам (участникам), оспаривающим соответствующую сделку, существенно сложнее. Но можно ли здесь предложить иное решение, чем в первой ситуации, только по той причине, что решение об одобрении сделки принимается не собранием акционеров (участников), а советом директоров (наблюдательным советом).

Для сделок с заинтересованностью предложенное решение представляется вполне логичным, однако оно основывается на предположении, что оспаривать сделку с заинтересованностью могут лишь незаинтересованные в ней акционеры (участники). А ведь совершенно очевидно, что законодатель ни в одном из положений Законов об АО и ООО не предусмотрел, что сделку с заинтересованностью могут оспаривать лишь незаинтересованные в ней акционеры (участники) общества.