Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Крупные сделки и сделки с заинтересованностью_ анализ и комм.rtf
Скачиваний:
19
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.45 Mб
Скачать

10.2. Обязательное отражение в решении о даче согласия на совершение крупной сделки или сделки с заинтересованностью всех ее основных условий

Допускаемая Законами об АО и ООО гибкость в формулировании в решении условий сделки, на совершение которой дается согласие, безусловно, должна распространяться на любые ее условия, если только закон не устанавливает соответствующие условия императивным образом. Однако следует учитывать, что Законы об АО и ООО обязывают общество указать в таком решении все существенные условия сделки.

Хотя Пленум ВАС РФ в Постановлении N 28 вполне сознательно использовал понятие "основные", а не "существенные" условия сделки, Закон N 343-ФЗ сохранил в Законах об АО и ООО термин "существенные" условия сделки, что вновь заставляет задуматься о том, должен ли этот термин пониматься в соответствии с определением существенных условий договора, содержащимся в абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ: "Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение". Однако Пленум ВС РФ в п. 4 Постановления N 27 снова использовал термин "основные" условия, определив их как "условия, имеющие существенное значение для принятия решения о ее одобрении, например, цена, предмет, срок, наличие обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств и т.п.".

Условия сделки, являющиеся существенными согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ, безусловно, являются и основными, но квалификация иных условий сделки на основные и все остальные в значительной мере зависит от сугубо субъективных оценочных представлений различных лиц в самом обществе (членов совета директоров, единоличного исполнительного органа, акционеров (участников) общества), контрагентов общества по сделке, суда. Поэтому при принятии решения о даче предварительного согласия на совершение сделки всегда есть риск, что в заключенную в соответствии с этим решением сделку будут включены дополнительные, не указанные в решении условия, которые суд при возникновении спора квалифицирует как имеющие существенное значение и признает соответствующую сделку недействительной. Данный риск отсутствует, если речь идет о последующем одобрении сделки, при котором уже совершенная сделки одобряется в совокупности всех своих условий. Способом минимизации этого риска при предоставлении предварительного согласия на совершение сделки является принятие соответствующего решения с проектом будущей сделки. В п. 4 Постановления Пленума ВС РФ N 27 прямо указывается на то, что "совершенная сделка считается одобренной, если ее основные условия соответствовали сведениям об этой сделке, нашедшим отражение в решении о ее одобрении либо в приложенном к этому решению об одобрении проекте сделки".

От квалификации условий предполагаемой сделки как основных или иных зависит не только содержание решения о согласии на сделку, но и то, будет ли нуждаться в одобрении или согласии сделка, изменяющая те или иные условия ранее заключенной сделки, условия которой были согласованы или одобрены соответствующим решением. Согласно разъяснению Пленума ВС РФ, данному в абз. 2 п. 4 Постановления N 27, "последующее изменение основных условий одобренной и совершенной сделки является самостоятельной сделкой (статья 153 ГК РФ) и нуждается в новом одобрении". Следовательно, последующее изменение иных, чем основные, условий ранее одобренной сделки хотя и будет являться самостоятельной сделкой, но в новом одобрении не нуждается.

Представляется, что было бы ошибкой при квалификации условий сделки как основных относить к ним исключительно те условия, которые были зафиксированы в решении о даче согласия на ее совершение или о ее последующем одобрении.

С одной стороны, при изменении ранее одобренной сделки, в нее могут быть включены новые дополнительные условия, отсутствовавшие в решении о ее одобрении, но которые тем не менее, очевидно, следует рассматривать как основные.

С другой стороны, если к решению об одобрении сделки прилагается текст самой сделки, а к решению о даче согласия на ее совершение - проект сделки, требование оценивать как основные все условия сделки или ее проекта было бы слишком жестким.

По существу, нет сколько-нибудь надежных критериев, на основании которых условия сделки можно было определенно квалифицировать как основные. Такая квалификация будет зависеть от конкретных обстоятельств и конкретного момента времени.