Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Крупные сделки и сделки с заинтересованностью_ анализ и комм.rtf
Скачиваний:
19
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.45 Mб
Скачать

Глава 8. Предоставление информации о заинтересованности в совершении обществом сделки

Статья 82 Закона об АО и п. 2 ст. 45 Закона об ООО обязывают лиц, перечисленных в абз. 1 п. 1 ст. 81 Закона об АО и абз. 1 п. 1 ст. 45 Закона об ООО, в силу своего положения потенциально могущих иметь заинтересованность в тех сделках, которые может совершать общество, предоставлять обществу определенную информацию, на основании которой оно, совершая каждую конкретную сделку, могло бы удостовериться, будет ли эта сделка сделкой с заинтересованностью в ней одного из указанных лиц. Практическая значимость для общества этих норм, избавляющих его от необходимости самостоятельно разыскивать соответствующие сведения, очевидна. Вместе с тем непредставление заинтересованными лицами соответствующей информации само по себе не освобождает общество от соблюдения правил о порядке совершения сделок с заинтересованностью, если эта информация была известна или должна была быть известна обществу. Более того, даже в случае, если общество, совершая сделку, не знало и не могло знать о заинтересованности в ее совершении ввиду отсутствия у него необходимой информации, данное обстоятельство не означает, что сделка не может быть оспорена по правилам о сделках с заинтересованностью и не может быть признана судом недействительной.

Однако необходимо учитывать, что правила ст. 82 Закона об АО и п. 2 ст. 45 Закона об ООО во многом отличаются друг от друга, что не всегда связано с различиями в регулировании порядка совершения сделок с заинтересованностью в акционерных обществах и в обществах с ограниченной ответственностью. По ряду позиций решения законодателя сложно объяснить.

8.1. Информация о заинтересованности, которая должна предоставляться обществу

Согласно подп. 1 - 3 п. 1 ст. 82 Закона об АО лица, которые могут иметь заинтересованность в совершаемых обществом сделках, должны предоставить информацию:

"1) о юридических лицах, в отношении которых они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их подконтрольные организации являются контролирующими лицами или имеют право давать обязательные указания;

2) о юридических лицах, в органах управления которых они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их подконтрольные лица занимают должности;

3) об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами".

В соответствии с абз. 2 - 4 п. 2 ст. 45 Закона об ООО лица, которые могут иметь заинтересованность в совершаемых обществом сделках, должны предоставить информацию:

- о подконтрольных им юридических лицах;

- юридических лицах, в которых они занимают должности в органах управления;

- наличии у них родственников, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 45 Закона об ООО, и о подконтрольных указанным родственникам лицах (подконтрольных организациях) (при наличии таких сведений);

- известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными.

Совершенно очевидно, что нормы Законов об АО и ООО по разному определяют информацию, которую необходимо предоставлять обществу.

Закон об ООО требует от заинтересованного лица предоставления информации (если оно ею располагает) о наличии у него всех родственников из числа, указанных в Законе, и о всех юридических лицах, подконтрольных этим родственникам. В Законе об АО, напротив, обязанность заинтересованного лица раскрывать информацию о таких своих родственниках не предусмотрена. Закон об АО обязывает раскрыть информацию о юридических лицах:

а) в отношении которых такие родственники или подконтрольные им организации являются контролирующими лицами или имеют право давать обязательные указания и

б) в органах управления которых родственники и (или) их подконтрольные лица занимают должности.

Но вместе с тем Закон об ООО не обязывает заинтересованное лицо указывать, занимает ли кто-либо из его родственников должности в органах управления каких-либо юридических лиц.

Таким образом, если в обществе с ограниченной ответственностью член совета директоров, состоящий в браке, будет обязан всегда предоставлять обществу информацию о супруге, то член совета директоров акционерного общества информацию о супруге должен будет предоставить только в указанных случаях. Следовательно, акционерному обществу, заключающему сделку с другим обществом и имеющему от члена своего совета директоров информацию о том, его супруг (супруга) является членом совета директоров общества-контрагента, будет сразу понятно, что предстоящая сделка будет являться сделкой с заинтересованностью. Общество с ограниченной ответственностью, напротив, располагая информацией о супруге члена своего совета директоров, но не имея сведений о занимаемых им (ею) должностях в органах управления других юридических лиц, не сможет каким-либо образом, не получив эти сведения самостоятельно, определить, является ли заключаемая сделка сделкой с заинтересованностью.

Но возможна и другая ситуация. При заключении сделки с физическим лицом общество с ограниченной ответственностью, обладая информацией о родственниках своих заинтересованных лиц, всегда будет знать о том, есть или нет у этих лиц заинтересованность в сделке. Акционерное общество в подобной ситуации узнать об этом не сможет, так как будет располагать информацией только о тех родственниках своих заинтересованных лиц, которые являются контролирующими лицами по отношению к юридическим лицам, либо имеют право давать им обязательные для исполнения указания, либо занимают должности в органах управления юридических лиц.

В обоих случаях отсутствие обязанности предоставлять соответствующую информацию обществу смягчается установленной и Законом об АО, и Законом об ООО общей обязанностью всех заинтересованных лиц сообщать обществу об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными. Но исполнение этой обязанности на практике возможно, если заинтересованное лицо в курсе каждодневной деятельности общества и всех заключаемых им сделок. Однако даже единоличный исполнительный орган, руководящий текущей деятельностью общества, может не располагать информацией о намерении, например, руководителя филиала общества, действующего на основании доверенности, заключить какую-либо сделку от имени общества.

Ни Закон об АО, ни Закон об ООО прямо не говорят о том, должно ли заинтересованное лицо уведомлять общество о прекращении обстоятельств, в силу которых заключенные ранее сделки общества могли являться сделками с заинтересованностью:

- о том, что лицо более вообще не является лицом, которое может иметь заинтересованность в совершаемых обществом сделках (например, если такое лицо более не является контролирующим лицом по отношению к обществу);

- о том, что более нет оснований рассматривать сделки общества с определенными лицами как сделки с заинтересованностью (например, вследствие развода супругов или ухода заинтересованного лица из органов управления тех или иных юридических лиц).

Очевидно, что о каких-то обстоятельствах общество может и должно знать независимо от того, сообщили ему об этом или нет (например, о том, что лицо вышло из состава членов совета директоров общества и потому более не относится к лицам, которые могут иметь заинтересованность в его сделках). Но тем не менее вопрос об обязанности заинтересованного лица сообщать обществу о подобных фактах и обстоятельствах остается открытым. Представляется, что интересам как самого общества, так и его контрагентов по заключаемым сделкам отвечало бы возложение на лицо, которое может быть признанным заинтересованным в сделках общества, обязанности предоставлять обществу соответствующую информацию.