Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Крупные сделки и сделки с заинтересованностью_ анализ и комм.rtf
Скачиваний:
19
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.45 Mб
Скачать

7.3. Право требовать проведения общего собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров для дачи согласия на совершение сделки с заинтересованностью

Абзац 2 п. 1 ст. 83 Закона об АО и абз. 2 п. 4 ст. 45 Закона об ООО предоставляют определенным лицам право требовать от общества проведения общего собрания акционеров или заседания совета директоров для решения вопроса о согласии на совершение сделки с заинтересованностью. Это право предоставлено:

- единоличному исполнительному органу общества;

- члену коллегиального исполнительного органа;

- члену совета директоров (наблюдательного совета);

- акционеру (акционерам), обладающему не менее чем одним процентом голосующих акций общества или участникам (участнику), доли которых в совокупности составляют не менее чем один процент уставного капитала общества.

Будучи надлежащим образом предварительно уведомлены о намечающейся сделке с заинтересованностью и ее условиях, указанные выше лица самостоятельно решают, есть ли необходимость созывать собрание акционеров (собрание участников) или заседание совета директоров для дачи согласия на ее совершение.

Законы об АО и ООО предоставляют указанным лицам именно право требовать созыва собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров, а не вменяют им это в обязанность. Поэтому ни Закон об АО, ни Закон об ООО никаким образом не связывают право акционеров (участников) и членов совета директоров оспаривать соответствующую сделку с заинтересованностью с тем, было или нет заявлено ими требование о проведении собрания акционеров или заседания совета директоров для дачи согласия на ее заключение. Следовательно, даже если акционер (участник) или член совета директоров, будучи надлежащим образом извещенным о предполагаемом заключении обществом сделки с заинтересованностью, не потребовал созыва собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров для дачи согласия на ее заключение, он не лишается права требовать признания такой сделки недействительной, а незаявление им требования о созыве собрания акционеров или заседания совета директоров не является основанием для отказа суда в удовлетворении иска о признании сделки недействительной.

Из п. 24 Постановления Пленума ВС РФ N 27 прямо следует, что акционеры (участники), владеющие не менее чем одним процентом голосующих акций (долей уставного капитала общества), а также члены совета директоров могут требовать как проведения собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров для одобрения совершенной сделки, так и признания судом этой сделки недействительной. Поэтому они имеют возможность выбора между этими двумя требованиями как в ситуации, когда сделка совершена без направления извещения, так и в случае, когда необходимое извещение направлялось, но никто не потребовал проведения собрания акционеров (участников). Разумеется, такой же выбор между этими двумя требованиями они имеют, если извещение было направлено, требование о проведении собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров было заявлено, принятым решением было отказано в даче согласия на совершение сделки с заинтересованностью, но сделка была заключена. Имеется только одно ограничение: Закон об АО разрешает повторное заявление требования об одобрении сделки с заинтересованностью не ранее чем через три месяца, если меньший срок не предусмотрен уставом общества (абз. 3 п. 1 ст. 83).

Признание возможности выбора между двумя требованиями в описанных выше ситуациях подкреплено в п. 24 Постановления Пленума ВС РФ N 27 прямым указанием на то, что перед предъявлением требования об оспаривании сделок с заинтересованностью акционеры (участники), владеющие не менее чем одним процентом голосующих акций (долей уставного капитала общества), а также члены совета директоров не обязаны предварительно обращаться с требованием о проведении общего собрания участников (акционеров) или заседания совета директоров общества для решения вопроса о последующем одобрении сделки.

Если в рассмотренных случаях в отношении совершенной сделки с заинтересованностью акционеры (участники), владеющие не менее чем одним процентом голосующих акций (долей уставного капитала общества), а также члены совета директоров имеют возможность выбора между двумя требованиями, то иные лица, которые могут требовать одобрения сделки, но не имеют права ее оспаривать, соответствующее требование о проведении общего собрания участников (акционеров) или заседания совета директоров общества для решения вопроса о последующем одобрении сделки также сохраняют и в отношении совершенной сделки, заключенной при отсутствии согласия, независимо от того, направлялось извещение о сделке или нет, а также при ранее данном отказе в согласии при условии, что повторное заявление требования возможно. Этот вывод согласуется и с позицией Пленума ВС РФ, изложенной в п. 24 Постановления N 27, в соответствии с которой "требование о проведении общего собрания участников (акционеров) или заседания совета директоров общества для решения вопроса об одобрении сделки с заинтересованностью может быть направлено в любой момент".

Но тогда нужно признать, что помимо упомянутых Пленумом ВС РФ акционеров (участников), владеющих не менее чем одним процентом голосующих акций (долей уставного капитала общества), а также членов совета директоров возможность выбора между требованием об оспаривании совершенной сделки и требованием о последующем ее одобрении фактически имеет еще и само общество. Ведь общество имеет право оспаривать сделку, а его единоличный исполнительный орган - право обращаться с требованием о проведении общего собрания участников (акционеров) или заседания совета директоров для решения вопроса о последующем одобрении сделки.

При этом, однако, необходимо обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, круг лиц, которым по Закону об АО или Закону об ООО общество обязано сообщать о совершении сделки, не совпадает с кругом лиц, которые имеют право требовать созыва собрания акционеров (участников) или проведения заседания совета директоров.

Такое право Законы об АО и ООО предоставляют акционерам, владеющим не менее чем одним процентом голосующих акций общества, и участникам, доли которых в совокупности составляют не менее чем один процент уставного капитала общества. Но при этом Закон об АО не называет акционеров в числе лиц, которые должны быть всегда предварительно извещены о заключении сделки с заинтересованностью. Как уже было отмечено, согласно Закону об АО извещение акционеров осуществляется в строго определенных случаях, а также тогда, когда это предусмотрено уставом общества.

Закон об ООО также требует извещать о намерении совершить сделку отнюдь не всех, а лишь незаинтересованных участников и незаинтересованных членов совета директоров и совсем не предусматривает извещения членов коллегиального исполнительного органа.

Законы об АО и ООО не предполагают извещения всех единоличных исполнительных органов, если уставом общества полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга.

Таким образом, отсутствует логическая связь между соответствующими нормами Законов об АО и ООО, поскольку право определенных лиц требовать проведения собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров для дачи согласия на совершение сделки с заинтересованностью связано с их правом получить информацию об этой сделке. Разумеется, некоторые из этих лиц, даже не будучи проинформированы обществом, в силу своего положения располагают возможностью получить необходимую информацию иными путями (например, она может быть вполне доступна членам коллегиального исполнительного органа в обществе с ограниченной ответственностью). Но другим лицам, например акционерам, если они не извещаются о сделке с заинтересованностью, существенно сложнее самостоятельно получить информацию о ней, а следовательно, и сложнее в ограниченные сроки принять взвешенное решение о том, есть ли необходимость потребовать созыва собрания акционеров или совета директоров для ее одобрения, и связаться с другими акционерами, чтобы скоординировать с ними свои действия (ведь право заявить такое требование могут лишь акционеры, владеющие не менее чем одним процентом голосующих акций).

Во-вторых, Законы об АО и ООО дают право указанным лицам требовать равно проведения общего собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров для дачи согласия на заключение сделки с заинтересованностью в зависимости от того, какой орган в соответствии установленными нормами должен давать такое согласие. Иначе говоря, например, акционеры (участники), владеющие не менее чем одним процентом голосующих акций общества (доли которых в совокупности составляют не менее чем один процент уставного капитала общества), или члены коллегиального исполнительного органа могут потребовать созыва не только собрания акционеров (участников), но и проведения заседания совета директоров.

Однако Законы об АО и ООО не учитывают того, что, требуя созыва общего собрания акционеров (участников) или проведения заседания совета директоров (если он образуется в обществе), соответствующее лицо должно определить, к компетенции какого из этих органов относится принятие решения о согласии на совершение этой сделки. Для этого такому лицу в зависимости от вида сделки с заинтересованностью необходимо будет получить либо данные о балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату (абз. 2 п. 4 ст. 83 Закона об АО, п. 5 ст. 45 и абз. 2 п. 3 ст. 46 Закона об ООО), либо располагать данными об объемах размещенных ценных бумаг (абз. 3 и 4 п. 4 ст. 83 Закона об АО). Из правил Законов об АО и ООО не следует, что общество обязано указывать эти данные в извещении о совершаемой сделке с заинтересованностью. Лица, входящие в органы управления общества, благодаря занимаемым должностям имеют доступ к этим данным. Акционеры и участники общества также могут получить их. Подпункт 7 п. 1 ст. 91 Закона об АО обязывает акционерное общество обеспечить всем акционерам доступ по их требованию к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а подп. 3 п. 1 этой же статьи - к решениям о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменениям в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчетам об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомлениям об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Доступ участника к этим документам общества гарантирован подп. 6 и 13 п. 2 ст. 50 Закона об ООО.

В-третьих, Законы об АО и ООО не устанавливают никаких сроков, в течение которых с момента извещения о намерении общества заключить сделку с заинтересованностью соответствующие лица вправе потребовать проведения собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров. По-видимому, такие сроки вполне могут быть установлены в уставе общества. Однако если в уставе общества и будет установлен подобный срок, то возможные последствия его пропуска могут быть весьма различными.

Наиболее жесткие последствия могут быть закреплены в уставе непубличного акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. Согласно п. 8 ст. 83 Закона об АО и п. 9 ст. 45 Закона об ООО уставом таких обществ может быть установлено, что сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершаются в общем порядке, принятом для совершения любых иных сделок общества, либо в их отношении могут действовать и иные правила. В п. 28 Постановления N 27 Пленум ВС РФ в качестве одного из примеров допустимых уставных положений привел положение устава об отказе от возможности направления требований о необходимости вынести сделку на одобрение. Если Пленум ВС РФ признает допустимым подобное положение, то тем более допустимо положение устава об отказе от возможности направления подобных требований по истечении срока, установленного уставом. Но в соответствии с п. 8 ст. 83 Закона об АО и п. 9 ст. 45 Закона об ООО подобные положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении или при внесении изменений в устав общества по решению общего собрания акционеров (участников), принятому всеми акционерами (участниками) единогласно, и исключены из устава общества они также могут быть только по решению общего собрания, принятому всеми акционерами (участниками) единогласно.

Иное последствие нарушения установленного уставом общества срока заявления требования о созыве собрания акционеров (участников) или проведении заседания совета директоров для дачи согласия на совершение сделки с заинтересованностью может быть закреплено положением устава любого общества (в том числе публичного акционерного общества), принятым в общем порядке, предусмотренном для внесения изменений в устав общества. Это уставное положение, обязывающее возместить убытки обществу, уплатить штраф или неустойку в случае нарушения установленного срока.

В-четвертых, Законы об АО и ООО исходят из того, что требование о проведении собрания акционеров или заседания совета директоров является своего рода ответом на извещение о совершаемой сделке с заинтересованностью и что это требование должно быть получено и рассмотрено до совершения сделки с заинтересованностью.

Однако некоторые лица, имеющие право требовать предварительного согласия на совершение сделки с заинтересованностью, располагают или могут располагать полной информацией о намерении общества совершить такую сделку до того, как извещение об этом будет сделано. Прежде всего речь идет о единоличном исполнительном органе - генеральном директоре, который собственно и собирается совершить эту сделку. Кроме того, Законы не обязывают общество извещать о намерении совершить сделку с заинтересованностью отдельных лиц, хотя предоставляет им право требовать предварительного согласия на совершение этой сделки. Разумеется, этим лицам (например, членам коллегиального исполнительного органа (правления) в обществе с ограниченной ответственностью) и не стоит ждать соответствующего извещения.

Таким образом, п. 24 Постановления Пленума ВС РФ абсолютно обоснованно разъясняет, что требование о проведении общего собрания участников (акционеров) или заседания совета директоров общества для решения вопроса об одобрении сделки с заинтересованностью может быть направлено в любой момент, в том числе до направления извещения о совершении такой сделки.

Если учесть, что извещение о предполагаемой сделке должно быть направлено не позднее чем за пятнадцать дней до совершения сделки, если иной срок не установлен уставом общества, то фактически требование о проведении собрания акционеров или заседания совета директоров для рассмотрения вопроса о даче согласия на заключение сделки с заинтересованностью может быть получено обществом, когда сделка будет уже заключена. Пленум ВС РФ в п. 24 Постановления N 27 допустил возможность направления требования о проведении общего собрания участников (акционеров) или заседания совета директоров общества для решения вопроса об одобрении сделки с заинтересованностью и после совершения сделки. "В этом случае соответствующий орган общества рассматривает вопрос о последующем одобрении такой сделки".

Следует отметить, что Законы об АО и ООО не содержат положений, которые разрешали или запрещали бы обществу заключать сделку с заинтересованностью, если в разумный срок после извещения указанных в Законах лиц о намерении ее заключить от этих лиц не поступило требование провести собрание акционеров (участников) или заседание совета директоров. Возможно, подобные положения целесообразно включать в уставы обществ.

В-пятых, поскольку право оспаривать сделку с заинтересованностью могут иметь и иные лица, не являющиеся акционерами (участниками) общества, но осуществляющие права акционеров (участников) от своего собственного имени (см. параграф 11.3), то, очевидно, им должно быть предоставлено право требовать проведения собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров для дачи согласия на заключение этой сделки, если они осуществляют право голоса в отношении не менее чем одного процента голосующих акций (не менее чем одного процента доли уставного капитала) общества.