Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / matyshev_a_a_red_osmotr_trupa_na_meste_ego_obnaruzheniya.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
3.71 Mб
Скачать

8.4. Основные вопросы,

РЕШАЕМЫЕ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗОЙ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТРАВМЕ

  1. Какие повреждения обнаружены на трупе?

  2. Все ли повреждения образовались от воздействия частей железно­ дорожного транспорта или на трупе имеются повреждения иного происхож­ дения?

  3. Характерны ли повреждения для железнодорожной травмы?

  4. Имеются ли на трупе повреждения от удара частями движущегося железнодорожного транспорта? В какую часть тела, на какой высоте и в каком направлении нанесен первичный удар?

  5. Есть ли повреждения от переезда? По какой части тела, в каком на­ правлении перекатились колеса поезда? Сколько раз тело подвергалось пе­ реезду?

  6. В каком положении по отношению к транспорту находился постра­ давший в момент травмы?

  7. Все ли части расчлененного трупа представлены на исследование? Одному ли трупу они принадлежат?

  8. Имело ли место волочение тела?

  9. Какова последовательность причинения повреждений?

10. Все ли повреждения на трупе являются прижизненными?

9. Авиационная травма

9.1. Основные понятия

Авиационной травмой называют повреждения, воз­никающие у членов экипажа, пассажиров и других лиц в про­цессе эксплуатации и обслуживания самолетов. Чаще всего такие повреждения причиняются лицам, находящимся внутри самолета, при падении его на землю.

В зависимости от условий и обстоятельств происшествия авиационную травму делят на следующие виды: 1) травма внутри самолета во время полета; 2) травма при покидании ле­тящего самолета; 3) травма внутри самолета при падении его на землю; 4) травма внутри самолета, находящегося на земле; 5) травма лиц, находящихся на земле вне самолета.

Характер и тяжесть травмы внутри самолета при падении его на землю зависят в основном от высоты,

92

скорости и угла падения, а также от того, сопровождался ли удар самолета о землю взрывом и пожаром.

В момент столкновения самолета с землей повреждения у членов экипажа и пассажиров образуются от ударов о части кабины и салона и последующего сдавления отдельных обла­стей или всего тела разрушившимися и сместившимися частями конструкции самолета. При этом возникают обширные грубые механические повреждения, вплоть до разрушения всего тела, с отрывом отдельных его частей (конечностей, головы), вскры­тием полостей, разрушением и выбросом наружу внутренних органов.

Если удар самолета о землю сопровождается взрывом и по­жаром, то тела пострадавших обычно полностью разрушаются. Обломки самолета и отдельные части тел погибших могут быть разбросаны на местности в радиусе до 500 м. При этом на месте происшествия находят отдельные лоскуты кожи без осад-нения краев, отломки костей (части позвоночника, эпифизы ко­стей, составляющие крупные суставы), кисти, стопы, обрывки мышц, иногда кусочки внутренних органов. Эти останки обычно сильно загрязнены землей, испачканы горюче-смазочными мате­риалами, а нередко и обуглены, если находились в очаге по­жара.

В тех случаях, когда взрыв самолета происходит в воздухе во время полета, его обломки, тела и останки погибших бывают разбросаны на большой площади, занимающей до 10 км2.

При осмотре трупов и останков на месте происшествия сле­дует искать первичные повреждения, возникающие у пилота и других членов экипажа от ударов о детали оборудования и предметы интерьера кабины (рукоятки штурвала, колонку, узел крепления колонки к штурвалу, боковую стенку кабины, подло­котники кресла, педали управления и т. п.) еще до разрушения самолета. Наличие этих повреждений помогает устанавливать состояние членов экипажа, их местоположение в кабине, позу и характер выполнявшихся ими рабочих операций в момент столкновения самолета с землей.

От удара о штурвал, колонку, узел крепления колонки к штурвалу, приборную доску первичные повреждения возни­кают на лице пилота; от воздействия рукояток штурвала — на кистях рук; удар о подлокотники кресла сопровождается по­вреждениями на боковых поверхностях груди; от воздействия педалей возникают повреждения мягких тканей и костей стопы, на подошвах обуви могут образоваться отпечатки рельефа пе­дали. Передача энергии удара по оси конечностей приводит к образованию вколоченных переломов длинных трубчатых ко­стей. В результате значительного смещения отломков по оси ко­нечности они разрывают кожу и далеко выступают из образо­вавшихся рваных ран.

93

При ударе самолета о землю под небольшим углом (напри­мер, при попытке совершить посадку) возникают повреждения, в основном связанные с действием не ударных, а инерционных сил,— обширные рваные раны, а иногда отрывы головы и ко­нечностей от туловища, фиксированного ремнями, или почти полное разделение туловища на уровне ремней.

Травма внутри самолета, находящегося на земле, может возникнуть при столкновении самолетов, пере­мещающихся по аэродрому, или самолета и движущегося авто­мобиля, при взрыве и пожаре на борту.

Травма лицам, находящимся на земле вне самолета, может причиняться лопастями вращающегося винта, передней кромкой крыла и колесами шасси движущегося по земле (аэродрому) самолета, струей раскаленных газов или при засасывании тела в воздухозаборник работающего реактив­ного двигателя.

При диверсионных актах, совершенных на борту самолета, на телах погибших можно обнаружить огнестрельные пулевые раны, осколочные ранения, иногда колото-резаные раны.

9.2. ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ И ТРУПА (ТРУПОВ)

На месте падения многоместного самолета находится боль­шое количество трупов или останков погибших, нередко разбро­санных по обширной территории. Поэтому осмотр такого места происшествия проводит не один, а специальная группа следова­телей, в помощь которой формируется группа врачей-специали­стов в области судебной и авиационной медицины. Желательно, чтобы в крупных судебно-медицинских учреждениях такие группы создавались заранее, а эксперты, входящие в их состав, заблаговременно были готовы к работе на месте авиационного происшествия и к последующему проведению судебно-медицин­ской экспертизы.

После общего обзора места авиационной катастрофы, кото­рый проводит старший группы следователей, определяются границы местности, подлежащей осмотру, составляется ее план-схема. Если эта территория достаточно обширна, то она разде­ляется на участки, осмотр которых поручается отдельным чле­нам группы следователей и экспертов.

В ходе осмотра определяется точное местоположение и вза­иморасположение всех обнаруженных объектов (обломков само­лета, трупов или их останков, одежды и др.), которое отмеча­ется на плане. При нахождении отдельных частей тел погибших врач должен определить их анатомическое название, поста­раться выявить и описать какие-либо особенности строения, ко­торые могут помочь в последующем при установлении личности,

94

указать, на каких поверхностях этих частей определяются следы действия пламени (обугливание). Здесь же, на месте обнару­жения, все найденные объекты маркируются (нумеруются) и помещаются в отдельные емкости (ящики, пакеты и т. п.), в которых затем и доставляются в морг для судебно-медицин­ского исследования. Соответствующий номер, присвоенный об­наруженному объекту, переносится и на план места проис­шествия.

Категорически запрещается изъятие документов, ценностей и других предметов из останков трупов, так как они в дальней­шем существенно помогают при опознании [Велишева Л. С, Томилин В. В., 1981].

Если на месте происшествия имеются деревья, то они также подлежат осмотру, ибо нередко отдельные обломки самолета, трупы или их части могут быть обнаружены на ветвях деревьев.

На кистях и стопах, найденных на месте происшествия, сле­дует искать признаки первичных повреждений, которые подле­жат подробному описанию. По числу кистей или стоп можно определить минимальное количество погибших.

Нерасчлененные трупы осматриваются и описываются по обычным правилам. Если личность их не установлена, им также присваивается очередной номер. На таких трупах должны быть подробно описаны трупные изменения, а при возможности оп­ределены и суправитальные реакции, степень выраженности ко­торых позволяет ориентировочно определить время наступления смерти —. вопрос, который нередко ставится перед судебно-ме­дицинской экспертизой в таких делах (см. раздел 28).

При манипуляциях с трупами и их останками следует про­являть осторожность, так как в них могут быть внедрены ост­рые осколки металла, стекла, которыми легко поранить руки.

При катастрофах спортивных, грузовых и т. п. самолетов на месте их падения находятся только трупы пилота и других чле­нов экипажа. В таких случаях необходимо точно зафиксировать положение каждого трупа в кабине самолета или среди его об­ломков, по отношению к приборам и органам управления, дру­гим частям интерьера кабины, по отношению друг к другу. Под­робно осматриваются и описываются одежда, специальное сна­ряжение, защитные шлемы, кислородная аппаратура, состояние замка привязной системы, наличие парашютов.

Пожар самолета приводит к тому, что в результате длитель­ного действия пламени мягкие ткани и расположенные близко под кожей кости нередко сгорают полностью, в результате чего вскрываются крупные полости (брюшная, плевральные, полость черепа), обнажаются суставы, поверхность тела обугливается, покрывается копотью. Тепловое окоченение и уплотнение мышц сопровождается сгибанием конечностей в суставах, и труп об­наруживается в позе боксера или фехтовальщика.

95

При ожогах и закопчении лица следует указать, является ли оно сплошным или отсутствует в области складок вокруг глаз, а также в других складках лица, что свидетельствует о прижиз­ненном нахождении в очаге пожара. Отмечается, нет ли копоти и других посторонних налетов на внутренних поверхностях ка­бины или ее обломков.

Врача-специалиста, оказывающего помощь следователю при осмотре места падения самолета, должно интересовать место­нахождение обломков со следами биологического характера — пятнами крови, обрывками тканей тела, ущемленными в дефор­мированных конструкциях [Калмыков К. Н., 1976]. Расположе­ние, форма и размеры следов крови на обломках кабины, на одежде пилота позволяют получить представление о положении тела в момент травмы и механизме образования первичных по­вреждений. Ущемление частиц тканей тела в обломках позво­ляет определить, какая часть тела пилота находилась в кон­такте с определенными деталями (частями) самолета.

Иногда на наружной поверхности обломков самолета уда­ется обнаружить следы крови, частицы тела и перья птицы.

При осмотре самолета следует соблюдать максимальную осторожность. Даже после того, как пожар потушен, вытекаю­щее горючее может загореться вновь; емкости, содержащие легковоспламеняющиеся вещества, могут взрываться; в задым­ленной кабине или салоне можно получить отравление высоко­токсичными газами, которые образуются при горении синтетиче­ских материалов. От пожара металл (дюраль) становится хруп­ким, и человек в кабине или салоне может провалиться через пол или быть придавленным обвалившимися потолком или стенкой [КгеШ 5., 1975].

9.3. ИЗЪЯТИЕ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Взрыв самолета при ударе его о землю обычно приводит к полному разрушению тел членов экипажа и пассажиров. Об­наруженные в таких случаях на месте происшествия мелкие и мельчайшие объекты биологического происхождения (лоскуты кожи, обломки костей, частицы внутренних органов и т. п.), по сути дела, являются вещественными доказательствами и подле­жат изъятию.

Установить состояние здоровья пилота может помочь гисто­логическое исследование внутренних органов — сердца, печени, желчного пузыря, почек и др. Поэтому все, даже самые мелкие их частицы, обнаруженные на месте падения одноместного са­молета, должны быть изъяты с соблюдением общих правил (см. раздел 3).

При полном разрушении тел обычно не удается получить кровь для исследования ее на содержание этилового спирта и

96

карбоксигемоглобина. В таких случаях берут мышечную ткань из глубоких слоев, не подвергавшихся непосредственному дей­ствию пламени, в количестве не менее 300 г для каждого иссле­дования. Пропитывание останков керосином не препятствует определению в них этанола и карбоксигемоглобина (карбокси-миоглобина). Обычно мышцы для судебно-химического иссле­дования берет судебно-медицинский эксперт при исследовании трупов и их останков в морге. Однако при необходимости полу­чения срочного результата их можно взять на месте происшест­вия в чистую стеклянную банку и направить с нарочным в су-дебно-химическую лабораторию.

Для решения вопроса о положении, позе пилота и характере его действий в момент столкновения самолета с землей необхо­димо исследование обнаруженных на месте происшествия кис­тей и стоп, а также перчаток и обуви. Эти объекты, после их маркировки и подробного описания в протоколе, направляются на судебно-медицинское исследование в отдельных пакетах.

Обломки самолета, на которых имеются следы крови или в которых зажаты частицы тканей тела, также подлежат изъ­ятию. Пятна крови, частицы биологического происхождения (после их высушивания на воздухе) следует прикрыть чистой полиэтиленовой пленкой или бумагой, края которой прикрепля­ются липкой лентой. Если обломки больших размеров, то из них выпиливают участки с биологическими объектами. Соскабли­вать пятна крови не рекомендуется, так как при этом утрачи­ваются форма пятен и их взаимное расположение на объекте [Калмыков К. Н., 1976].