Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / matyshev_a_a_red_osmotr_trupa_na_meste_ego_obnaruzheniya.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
3.71 Mб
Скачать

7.4. Основные вопросы,

РЕШАЕМЫЕ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗОЙ ПРИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМЕ

  1. Какие повреждения обнаружены на трупе?

  2. Каков механизм образования этих повреждений?

  3. Могли ли эти повреждения образоваться от удара автомобилем? Если да, то в какую часть тела, на какой высоте, в каком направлении был нанесен первичный удар? Какой частью автомобиля он мог быть нанесен?

  4. Не образовались ли повреждения от переезда колесом? По какой части тела и в каком направлении перекатились колеса автомобиля?

86

  1. В каком положении по отношению к транспортному средству нахо­ дился пострадавший в момент травмы?

  2. Имело ли место волочение тела, его направление, в каком положении находилось тело во время волочения?

  3. Могли ли повреждения, обнаруженные у погибшего, образоваться при травме в кабине автомобиля?

  4. Можно ли по локализации и особенностям повреждений высказаться о том, какое место в кабине занимал пострадавший?

  5. Какова последовательность причинения повреждений?

  1. Является ли след, обнаруженный на автомобиле, следом крови? Если это кровь, то какова ее видовая принадлежность? Если это кровь человека, то какова ее групповая специфичность и половая принадлежность?

  2. Является ли волос, обнаруженный на автомобиле, волосом чело­ века или животного? Если это волос человека, то с какой части тела он происходит? Какова его групповая принадлежность?

8. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТРАВМА 8.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Железнодорожной травмой называют механиче­ские повреждения, причиняемые телу человека частями движу­щегося рельсового транспорта. В зависимости от условий и об­стоятельств происшествия различают пять основных видов железнодорожной травмы: 1) удар движущимся поездом; 2) пе­реезд колесами; 3) падение с движущегося поезда; 4) сдавле-ние вагонами; 5) травма внутри вагона при железнодорожных катастрофах.

Как правило, удар наносится передней поверхностью элек­тровоза, тепловоза или головного вагона электропоезда сразу по всем частям тела (от голеней до головы), что приводит к со-четанньш тяжелым повреждениям. При этом в области ног и таза нередко возникают характерные «сбрасыватель-поврежде­ния» от удара нижним краем и подножкой сбрасывателя. Эти повреждения дают возможность судить о направлении удара и положении тела в момент травмы. При ударе поездом, движу­щимся с большой скоростью, тело обычно отбрасывается далеко в сторону, вплоть до обочины пути и бандажной канавки (рис. 24), и на рельсы не попадает.

Наиболее характерные для воздействия рельсового тран-

I спорта повреждения образуются при переезде колесами. Основ­ной механизм травмы при этом — сильное сдавление и размоз-жение тканей в сочетании с ножницеобразным разделяющим действием колесного гребня (реборды), в результате чего про-

|исходит отделение частей тела или разделение тела на части. Если в месте перекатывания колеса кожа не разрушается, то

I образуется ее повреждение, именуемое полосой давления и осаднения (рис. 25). Эти полосы образуются от воздействия как катящейся поверхности колеса, так и от головки рельса. Они помогают устанавливать положение тела на нитке рельс,

37

Остатки полосы шириной до 2—3 см почти всегда хорошо за­метны по краям разделения тела.

П ереезд железнодорожным транспортом нередко сопровож­дается волочением тела пострадавшего по полотну, иногда дли­тельным, на протяже­нии сотен метров и даже нескольких кило­метров. Во время во-":. из-

Рис. 24. Положение трупа в бандажной ка­навке железнодорожного полотна после удара движущимся поездом.

Ориентирующий снимок.

от ударов о шпалы и трения о балластный слой пути возникают обшир­ные ссадины, цара­пины и раны, в глубине которых, на коже и одежде скапливается много смазочных ве­ществ и частичек бал­ласта (песок, гравий, ракушечник и т. п.). Иногда при этом воз­никают обширная от­слойка мягких тканей или «спиливание» их до костей, отрывы ко­нечностей, частичное или даже полное сры­вание одежды с тела. В таких случаях части расчлененного трупа и детали его одежды мо­гут быть обнаружены на большом протяже­нии железнодорожного полотна.

Рис. 25. Неполное разделение тела в области поясницы.

На сохранившемся лоскуте кожи — полоса давления и осаднения.

Следует помнить, что встречаются слу­чаи симуляции желез­нодорожной травмы, когда труп человека, умерщвленного иным способом (огнестрель­ная травма, удавление

петлей, нанесение колото-резаных повреждений, отравление и др.), подкладывается на железнодорожные пути. Поврежде­ния могут причиняться в движущемся поезде, после чего жертва на ходу выбрасывается из вагона.

Хотя случаи симуляции железнодорожной травмы встреча­ются редко, о них следует помнить, и при осмотре места проис­шествия искать на трупе возможные повреждения иного харак­тера, не связанные с железнодорожной травмой. Если мертвое тело было положено на рельсы через несколько часов после смерти, на повреждениях от железнодорожного транспорта будут отсутствовать признаки прижизненности.

8.2. ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ И ТРУПА

Осмотр места железнодорожного происшествия, так же как и места ДТП, должен включать осмотр трупа, участка желез­нодорожного пути, а также железнодорожного транспорта, уча­ствовавшего в происшествии. Однако в тех случаях, когда по­ложение трупа мешает движению, работники железной дороги убирают его с места первоначального расположения до прибы­тия участников осмотра. Если происшествие произошло на тер­ритории железнодорожной станции, то труп может находиться в медпункте вокзала, куда его нередко переносят. Если чело­век попал под поезд на железнодорожном перегоне, то труп его зачастую на этом же поезде доставляется на ближайшую стан­цию. В таких случаях следователь устанавливает место перво­начального положения трупа и его позу на основании показа­ний очевидцев, желательно непосредственно на месте события.

Железнодорожный транспорт редко удается осмотреть на месте происшествия, так как поезд обычно продолжает движе­ние в соответствии с графиком. При необходимости он может быть осмотрен за сотни и даже тысячи километров от места происшествия [Поркшеян О. X., 1965].

Труп может находиться на железнодорожных путях в пре­делах станции, на перегоне, в районе переезда через железную дорогу и других местах. При осмотре трупа отмечается, на каком участке пути он расположен, на каком километре, вблизи от каких путевых сооружений, как лежит по отношению к рельсовым нитям: в колее между рельсами (при двухколей­ном устройстве пути обязательно указывается, в какой колее); на рельсе (каком); на междупутье; на бровке; под откосом.

Если труп лежит на рельсе, то отмечается, какой частью тела, на животе или на спине, перпендикулярно или под углом, куда обращена голова (внутрь колеи, кнаружи, на между­путье), куда направлены ноги. При обнаружении трупа под же­лезнодорожным транспортом указывается, под каким вагоном он лежит, под какой колесной парой (или на каком расстоянии от конкретной колесной пары). В случаях расчленения трупа (рис. 26) отмечается: какие части тела обнаружены, на каких местах железнодорожного пути они находились, расстояние между ними. Если на небольшом отрезке пути найдены не все

89

части тела, то следует осмотреть железнодорожный путь на про­тяжении нескольких километров по направлению движения по­езда. Описаны случаи нахождения частей трупа на расстоянии до 100 км от места происшествия [ВПе§ап Л., 1964].

Пример описания положения трупа: «Труп находится на перегоне между станциями М. и Г., на 58-м километре пути, на расстоянии 150 м от столба 57-го километра. Труп лежит перпендикулярно рельсовой нити на животе так, что передняя поверхность его шеи расположена на головке правого рельса правой колеи (при движении от станции М. к станции Г.). Голова трупа почти полностью отделена от туловища, сохранились лоскуты кожи

и частично мягких тканей

*■' " < ■ .аншшкчштшшшшша-.: -*т передней поверхности шеи,

Рис. 26. Отделение головы.

Самоубийство (по \У. Ше^тапп и О. Ргокор).

находится внутри колеи, касается правой лобно-ви-сочной областью балласта; туловище и ноги — кнару­жи от колеи, стопы дости­гают обочины. Ноги вы­тянуты и слегка разведе­ны, расстояние между сто­пами 15 см. Левая рука откинута в сторону и ле­жит параллельно рельсу на расстоянии 10—12 см от него. Правая рука согнута в локтевом суставе, кисть правой руки лежит на го­ловке рельса на расстоянии 18 см от шеи, запястье и пясть ее полностью размяты, средние и концевые фаланги II—IV пальцев отделены и лежат внутри колеи у подошвы рельса».

Положение трупа и его частей фотографируется и заносится на план-схему (составляет следователь).

При описании одежды обращают внимание на ее поврежде­ния и загрязнения, характерные для железнодорожной травмы: опачкивание смазочными веществами, антисептиками, внедре­ние частичек балластного слоя пути, «складчатое заглажива­ние», наличие на одежде полос давления, полосовидных участ­ков разрушения.

Повреждения на трупе описываются по принятой схеме. Сле­дует отмечать загрязнение краев и дна повреждений, а также кожи в их окружности смазочными веществами, частицами бал­ласта (песок, ракушки, гравий, шлак и др.).

Помня о возможности симуляции железнодорожной травмы, необходимо среди повреждений, причиненных в процессе желез­нодорожного происшествия, искать повреждения иного харак­тера (колото-резаные, огнестрельные раны, странгуляционную борозду и др.). Окончательная оценка этих повреждений про­изводится в ходе судебно-медицинской экспертизы трупа, так как в специальной литературе описаны случаи образования в процессе железнодорожного происшествия нехарактерных по-

вреждений, напоминающих, например, резаные раны, странгу­ляционную борозду.

Определение прижизненности железнодорожной травмы при осмотре трупа на месте его обнаружения затруднительно. О при­жизненности говорит большое скопление крови в виде лужи или пропитывания балласта, грунта на значительную глубину, об­наружение следов артериального кровотечения. В таких слу­чаях место обнаружения большого количества крови является и местом происшествия. Однако нередко на месте железнодо­рожного происшествия следов крови очень немного, несмотря на имеющиеся на трупе обширные повреждения. Это объясня­ется массивным размозжением тканей, быстрым падением арте­риального давления и быстрым наступлением смерти постра­давшего.

С. С. Мунтян (1977) рекомендует ориентировочно судить о прижизненности по цвету полосы давления и осаднения. При­жизненно возникшая полоса после высыхания имеет интенсив­ный красно-бурый цвет и пергаментную плотность; посмертно причиненные полосы — серовато-розовой окраски. Поэтому цвет полос давления и осаднения должен быть указан в протоколе.

При осмотре участка железнодорожного пути могут быть выявлены следы волочения тела. Об этом говорит обнаружение на некотором протяжении в колее и вне ее следов крови, отделенных частей тела, мелких обрывков мягких тка­ней, отломков костей, частиц вещества головного мозга, кишок, частей одежды, а также следов обтирания верхних поверхно­стей шпал и балластного слоя пути.

Осмотр железнодорожного транспорта (элек­тровозов, тепловозов, вагонов) дает возможность обнаружить на нем вещественные следы участия в железнодорожном проис­шествии. При переезде через тело на частях транспорта, распо­ложенных ниже рамы (на колесах, тележках, рессорах), на самой раме, иногда на ударно-тяговых устройствах, можно об­наружить следы крови, волосы, частицы мягких тканей, об­рывки одежды, которые должны быть описаны и сфотографи­рованы. В зимнее время эти объекты примерзают к частям транспорта и могут в таком виде сохраняться длительное время. По данным О. X. Поркшеяна (1965), замерзшие на металличе­ских частях пятна крови могут иметь белый цвет за счет обра­зования на их поверхности пушистого слоя инея.

При ударе движущимся поездом по пешеходу с последую­щим отбрасыванием тела на передней или переднебоковой по­верхности локомотива, переднего вагона электропоезда могут быть обнаружены стертость пыле-грязевого слоя, краски, следы крови, прилипшие волосы, частицы мозгового вещества, одежды. Измеряется высота расположения этих следов.

90

8.3. ИЗЪЯТИЕ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

При необходимости вещественные доказательства биологи­ческого происхождения (следы крови, волосы, частицы мозго­вого вещества, мягких тканей, мелкие отломки костей и т. п.), обнаруженные на участке железнодорожного полотна, путевых сооружениях, на частях локомотива и вагонов, изымаются по обычным правилам. На пакетах, куда они помещаются, должно быть указано точное место, с которого взят тот или иной объект.