Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / 6. Государственное устройство.docx
Скачиваний:
46
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
168.49 Кб
Скачать

§ 5. Проблема суверенитета государства

суверенитет государства — это имманентно (внутренне) присущее ему свойство. Оно выражается в таких характеристиках, как верховенство, единство, самостоятельность и независимость государства и государственной власти. Верховенство означает, что только народ или полномочные государственные органы отражают (закрепляют) в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений и внутригосударственную организацию.

Единство заключается в том, что на всех уровнях осуществления власть государства обладает одинаковыми сущностью, формами и методами деятельности. Самостоятельность и независимость государства и государственной власти проявляются в их действиях, самостоятельных и независимых как от политических организаций в данной стране, так и от иностранных государств и международных организаций. влияние на государственную власть при реализации ее функций оказывается и внутри страны, и извне, это естественно, но их замена внутренними, зарубежными или международными структурами невозможна.

Суверенитет государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении — на всю территорию государства. Конституционные основы суверенитета РФ отражены в ее Конституции. С позиций теории КП наиболее важные аспекты проблемы государственного суверенитета связаны с возникновением (происхождением) суверенитета государства, возможностью или невозможностью наряду с суверенитетом всего государства суверенитета у частей государства.

Самая простая трактовка происхождения суверенитета государства обусловлена фактором возникновения самого государства. Нет государства — нет суверенитета, появилось государство — возник и государственный суверенитет. что из форм государственного единства государственным суверенитетом обладают унитарные и федеративные государства, но его нет у конфедерации — как у любого международно‑правового союза государств, суверенитетом обладают члены конфедерации. Что касается внутренних аспектов, в унитарном государстве его административно‑территориальные части не могут обладать государственным суверенитетом.

Если же говорить о федеративном государстве, то суверенитетом обладает лишь сама федерация. политики и ученые могут говорить о наличии государственного суверенитета у субъектов федерации, особенно если эти субъекты — государства; порой суверенитет субъектов даже провозглашается в конституциях. Но делается это скорее с политическими целями, суверенитет субъектов — удобная иллюзия, при этом подразумевается верховенство суверенитета федеративного государства в целом. относительно происхождения суверенитета федеративного государства на разных этапах развития науки теории государства и КП выстраивались разные модели.

Обобщенно они таковы:

  1. - до образования такого государства суверенитетом обладают учредители федерации, с образованием федеративного государства оно автоматически приобретает суверенитет как неотъемлемое свойство, а учредители утрачивают суверенитет;

  2. с образованием федеративного государства учредители передают ему свой суверенитет, поэтому суверенитет федеративного государства является не самостоятельной категорией, а суммой суверенитетов учредителей;

  3. с образованием федеративного государства учредители передают ему только часть своего суверенитета, другую часть оставляют в своем распоряжении, поэтому суверенитет федеративного государства является суммой, слагаемой из переданных ему частей суверенитетов государств‑учредителей, наряду с которым сохраняется и ограниченный суверенитет субъектов федерации;

  4. модификация вариантов «б» и «в»: с образованием федеративного государства появляется его суверенитет, который складывается из двух частей: 1 часть — свой суверенитет; 2 часть — сумма, слагаемая из суверенитетов (либо частей суверенитетов), переданных учредителями (это и объясняет, что федеративное государство выступает и от себя, и в интересах своих субъектов), при этой модификации субъекты отказываются либо от всего своего суверенитета, либо от его части;

  5. с образованием федеративного государства у него появляется государственный суверенитет, но и субъекты федерации сохраняют свой полный суверенитет, и обе стороны взаимодействуют в осуществлении своей компетенции с учетом обладания суверенитетом;

  6. с образованием федеративного государства у него появляется свой суверенитет, а у учредителей суверенитет переходит в категорию потенциального суверенитета, он восстановится, если федерация разрушится, и бывшие учредители вновь станут самостоятельными членами международного сообщества.

Каждая из приведенных конструкций имеет свои идеи и предполагает разный статус как субъектов, так и федерации. Так, все варианты, при которых суверенитет федерации включает в себя как сумму суверенитеты субъектов («б»—«г»), не позволяют ей быть сильным государством и ставят федерацию практически в зависимость от субъектов, поскольку вольно или невольно предполагают восприятие федерации не как самостоятельного государства, а как конгломерата субъектов.

Теории, при которых наряду с суверенитетом федерации субъекты имеют ограниченный суверенитет (вариант «в»), а тем более полный суверенитет (вариант «д»), в нашей стране имели хождение в советское время. При принятии КСССР 1936 г. власть говорила об ограниченном суверенитете союзных республик, в период появления КСССР 1977 г. возобладала идея полного суверенитета союзных республик. В качестве официоза они были рассчитаны на гармонию внутрисоюзных отношений, предполагали полную координацию федерацией действий союзных республик, в том числе и внешнеполитических, провозглашалось право союзных республик на выход из СССР. Практические отношения в СССР строились на жестком централизме, самостоятельность республик была весьма относительна, а идеи суверенитета — пропагандистскими. Как только начался разлад внутри федеративного союза, идея суверенитета субъектов и право на выход стали работать на развал федерации.

С точки зрения прочности федерации и ее долгого («вечного») существования, надо исходить из того, что с созданием федерации субъекты не передают, не делятся с нею суверенитетом, а утрачивают его, и единственно федерация обладает государственным суверенитетом. России пришлось решать данную проблему, в своей Конституции (ст. 4), что государственным суверенитетом обладает только Российское государство в целом.

Направления проявления суверенитета и с природой субъектов федерации. Суверенитет имеет внешнеполитическое и внутриполитическое проявление. государство, в том числе и федеративное, единственно обладает внешнеполитическим суверенитетом. Оно также имеет право на воплощение своей воли во внутриполитических делах. Говоря же о субъекте федерации, надо констатировать: если какое‑то территориальное образование становится субъектом федерации, его природа существенно меняется. Во внешнеполит делах субъект либо перестает вообще участвовать, либо делает это по скромному кругу вопросов при координирующей роли федерации и не решает ключевых проблем международных отношений, обороноспособности и безопасности страны. Но во внутриполитических делах субъект делит вопросы управления с федерацией. И в тех делах, которые ему переданы, субъект самостоятелен, более того, федерация должна либо вообще сюда не вмешиваться, либо корректно искать взаимопонимания с субъектом. Поскольку самостоятельность — одна из сторон суверенитета, возможен тезис о том, что субъект федерации обладает суверенитетом в своих внутренних делах. Некоторые зарубежные федерации (например, Мексика) используют для характеристики субъектов (штатов) слова о том, что они суверенны в вопросах своей внутренней жизни.

о такой формулировке можно вести речь и в РФ, это способствовало бы большему взаимопониманию между Федерацией и особенно такими ее субъектами, как республики. Не надо только для субъектов использовать выражение «государственный суверенитет», достаточно говорить просто о «суверенитете», о «суверенности», подразумевая самостоятельность в осуществлении своих полномочий по управлению делами субъекта, о которой мы сказали и которая обеспечивается в сотрудничестве с федерацией и при ее координирующей роли.

Потенциальный суверенитет. И. В. Сталин говорил в связи с принятием КСССР 1936 г, что потенциальным суверенитетом обладают союзные республики в составе СССР. Обусловливался такой подход правом республик на выход из СССР, при реализации которого они стали бы независимыми государствами и обрели суверенитет. потенциальный суверенитет трактовался еще и как ограниченный суверенитет, хотя методологически это необоснованно: ограниченный суверенитет все‑таки должен наличествовать, в то время как потенциальный суверенитет — подразумеваемая категория, суверенитета нет в период пребывания в федерации, но он появляется при выходе из нее. Впоследствии высказывания Сталина подвергались критике теми, кто полагал: союзные республики обладают полным государственным суверенитетом в составе СССР.

В наши дни А. А. Ливеровский предлагает по отношению к субъектам РФ использовать категорию «потенциальный суверенитет» и видит ее позитивную роль: предвосхищаются возможные исторические события, поддерживается бесконфликтность во внутрифедеративных отношениях. в федеративном государстве надо всегда помнить о том, что оно состоит из субъектов, и если им плохо, они будут стремиться к выходу из федерации, и в этом случае их потенциальный суверенитет может перерасти в реальный. федерации должны все делать для того, чтобы субъекты чувствовали себя комфортно и не помышляли о разрыве с федерацией, при котором их потенциальный суверенитет перейдет в новое качество.