Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / mi_traing_tu_bi_redi_fo_seshn.docx
Скачиваний:
40
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
795.54 Кб
Скачать

7.Понятие конституции как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления.

Конституция (конкретно-историческое явление) – порождение условий времени и места, отражающее соответствующий этап развития общественного о государственного строя определенной страны (внутренний фактор) и мировой цивилизации (внешний).

Конституция (социально-политическое) – социальный регулятор общественных отношений, отражающий расстановку политических сил в обществе, заключающуюся либо в их конфронтации, либо в достигнутом между ними компромиссе.

Данный подход к характеристике конституции, позволяет вскрыть ее социальную и политическую сущность. В конституции в большей или меньшей мере отражаются политические и идеологические позиции преобладающих политических сил. Соответствующее состояние общества сказывается на уровне стабильности и показателе реальности конституции.

Конституция (правовое) – основной закон гос-ва, обладающий верховенством и высшей юр.силой, который определяет принадлежность, принципы организации и осуществления гос.власти и основы правового положения личности и устанавливает правовые пределы для власти и нормативную меру свободы для человека.

1. Как конкретно-историческое явление:

Термин «constitutio» переводится с латыни как «учреждение», «устройство». По свидетельству памятников права, он был известен еще рабовладельческому и феодальному обществам. «В Древнем Риме так именовались отдельные акты императорской власти, в некоторых феодальных государствах — хартии, отражавшие компромисс между королевской властью, феодалами, городами».1 Но появление конституций в современном их значении — как основных законов государства и общества — составляет особенность более позднего времени, относится к периоду буржуазных революций. Впервые такое определение понятие «конституция» было дано в ст. 16 знаменитой французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г., где сказано: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции». Как видим, в этой формуле содержатся указания на два минимальных признака конституционного строя.

Конституция вошла в человеческую цивилизацию как носительница трех идеалов: а) ограничение пределов власти государства, его органов и должностных лиц; б) учреждение механизмов и процедур осуществления властных функций; в) определение юридических границ вмешательства государства в сферу политической, экономической и социальной свободы индивида.

Предпосылками принятия конституций являются прежде всего буржуазные революции, вместе с тем они стали следствиями таких событий, как войны, социальные революции, смены политических режимов, государственные (военные) перевороты, образование новых государств, разделы территорий, выделение из состава федерации, освобождение от колониальной зависимости и т. д.

Самой старой из действующих в современном мире конституций является Конституция США, принятая в 1787 г. В европейских странах одними из первых появились конституции Франции и Польши 1791 г. Огромное значение для мирового конституционного развития имел опыт конституционного регулирования в Великобритании, где первые акты конституционного характера были приняты еще в XIII в.

Толкование значения конституции:

1. Конституция — возникший в особой форме закон, который может быть изменен только определенным предписанным путем и определенными, заранее установленными средствами, например только квалифицированным большинством, и который поэтому обладает или кажется обладающим усиленной гарантией прочности. В этом случае можно говорить о «формальном» понятии конституции и о конституции в формальном смысле.

2. Конституция — совокупность правил о руководстве государством, о формировании и круге задач высших государственных органов, об основных государственных учреждениях и о положении гражданина в государстве. В отличие от вышеупомянутого, это будет «материальное» понятие конституции, конституция в материальном смысле.

3. Конституция — система ограничений высшей власти в государстве путем обеспечения свобод граждан. Это обозначение можно назвать «либеральным» понятием конституции или идеалом конституции в либеральном смысле.

4. Конституция — принципиальное решение о характере и форме политической жизни государства актом учредительной власти. В этом случае говорят о позитивном понятии конституции или о конституции в позитивном смысле, хотя в юридической терминологии выражение «позитивный», собственно говоря, означает не то, что «решено», а то, что соответствующей властью «узаконено» и большей частью применяется к «законным» нормам. Но в данном случае это обозначение следует понимать так, что конституция мыслится как «принятая в качестве закона» актом учредительной власти, подобно тому как законодательная власть принимает «позитивный закон».

5. Конституция — состояние политического единства и порядка в государстве (понятие конституции как «абсолютной формы»; конституция как форма форм).

6. Конституция — сумма высших и конечных правовых норм в государстве, к которым могут быть сведены все другие правовые нормы (понятие конституции как «абсолютной нормы»; конституция как норма норм).

7. Конституция — основа государственного строя, которая посредством правового оформления связывает в государственное единство многообразие политических сил и ценностей (понятие конституции как «объективной формы»).

Итак, понятие «конституция» многозначно. При его употреблении необходимо прежде всего отдавать себе отчет, что именно каждый раз под ним подразумевается. Современная практика в Германии склоняется к тому, чтобы понимать его в относительном формальном смысле как писаный конституционный документ, изменение которого затруднено.

Для того, чтобы полнее раскрыть современное понятие конституции, необходимо хотя бы кратко рассмотреть развитие мирового конституционного процесса, обусловленное эволюцией общества и государства в новое и новейшее время. В этом развитии можно выделить четыре основные этапа. Первый охватывает период с конца XVIII в. до окончания первой мировой войны; второй — период между двумя мировыми войнами; третий — период от окончания второй мировой войны до конца 80-х годов; четвертый — современный этап, который начался на рубеже 80—90-х годов.

Первый этан конституционного развития — это период становления и утверждения буржуазного общества в передовых странах Европы я Америки. Именно здесь появляются первые конституции: США — 1787 г., Франция — 1791 г., которые наряду с предшествовавшими им декларациями (Декларация независимости 1776 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г.) оказали огромное влияние на мировое конституционное развитие. В этот период американская конституционная модель послужила образцом для конституций стран Латинской Америки (первая из них была принята в Венесуэле в 1811 г.), французская — для конституций европейских стран (некоторые исследователи отмечают также значение конституции Бельгии 1831 г.) .Но последние испытали на себе значительное влияние и неписаной английской конституции, что объяснялось в первую очередь господством в этих странах монархической формы правления(в еще большей мере она повлияла на конституции первых доминионов Великобритании: Канады 1867 г., Австралии 1900 г.,Южно-Африканского Союза 1909 г.).

Рамки конституционного процесса в рассматриваемый период были довольно ограниченными — переход к конституционной государственности был осуществлен преимущественно в странахЕвропы и Америки. Только к концу периода появляются первые конституции в странах Азии (Японии 1889 г., Китая 1912 г., Ирана1906 г.). На африканском континенте, помимо ЮАС, только Либерия имела конституцию, принятую в 1847 г. (скопированную с

конституции США).

Конституции отдельных стран, как и процесс их конституционного развития, естественно, имели свои национально специфические черты и особенности. Однако большинству из них были присущи некоторые общие, принципиальные черты, характеризующие господствовавшую в тот период конституционную модель.

В основе этой модели лежала либеральная концепция консти­туции как законодательного акта, призванного максимально ограничить вмешательство государства в жизнь гражданского общества и отдельного индивида. Такой подход определял правовое содержание конституции, которое сводилось к нормам, регули­рующим организацию государственной власти и правовое положение личности. Организация государственной власти строилась в соответствии с конституционно признанным принципом разделения властей в его двух основных вариантах: жестком (американская система) и более мягком (континентальная система).

В институте прав и свобод, признаваемых и защищаемых конституцией, нашла воплощение идея о естественных правах человека,принадлежащих ему от рождения. При этом конкретное содержание и объем отдельных прав и свобод были далеко неодинаковы в различных странах. Общим, однако, было включение в конституцию лишь политических и гражданских прав, что объективно обусловливалось достигнутым уровнем социально-экономическогои политического развития общества. Вместе с тем следует отметить, что уже в этот период была предпринята попытка консти­

туционно закрепить социальную роль государства.

Второй этап конституционного развития характеризуется тем,что охватывает отрезок времени, когда единый до того мировой процесс оказался разделенным в результате создания в России социалистического государства.

Конституционное развитие стран мирового сообщества (за исключением России) на этом этапе характеризовалось следующими основными чертами. Во-первых, высокой степенью активности конституционного правотворчества (особенно в начале периода),что было обусловлено двумя факторами: образованием большого числа новых государств (например, в Европе в результате развала Российской и Австро-Венгерской империй, в Азии — начавшегося кризиса колониальной системы) и демократизацией политических режимов как в старых конституционных государствах (Германия, Испания, Мексика), так и в некоторых странах, не имевших ранее конституций (Таиланд, Эфиопия, Египет и др.). Были приняты десятки новых конституций (правда, многие из них перестали действовать к концу периода), модернизированы некоторые старые. Во-вторых, господствовавшая на первом этапе конституционная модель не претерпела сколь-нибудь существенных изменений. В ее основе осталась все та же либеральная концепция. В-третьих, начинают формироваться новые тенденции конституционного развития, возникновение которых обусловливалось объективными факторами — качественными изменениями, произошедшими в социально-экономических и политических структурах общества (прежде всего в странах «зрелой» демократии).К ним относятся: включение в предмет конституционного регулрования нового комплекса общественных отношений (прежде всего экономических и социальных); расширение конституционно устанавливаемых пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов (признание его экономической и социальной роли); придание конституционного статуса новым институтам политической системы (политическим партиям и профсоюзам); появление новой категории прав и свобод человека (социально-экномических) ; конституционное определение принципов миролюбивой внешней политики.Наиболее отчетливо эти тенденции получили отражение (хотя и не в одинаковой степени) в Веймарской конституции Германи1919 г., конституциях Чехословакии 1920 г., Югославии 1921 г.,Ирландии 1937 г., Мексики 1917 г., Испании 1931 г.

Однако эти конституции представляли исключение из общего процесса конституционного развития в тот период. Проявившиеся в них новые тенденции в целом не затронули конституционную модель, сложившуюся в XIX в.

Полный разрыв с этой моделью характеризует конституционное развитие в рассматриваемый период России, а затем и СССР.На основе концепции, исходящей из постулатов марксистской теории о закономерностях развития общества и государства, их природе, была создана принципиальная новая, «социалистическая» конституционная модель, нашедшая свое воплощение в Конституции РСФСР 1918 г. и Конституциях СССР 1924 г. и 1936 г. Закрепляемые ими принципы организации государственной власти, политической, социальной и экономической организации общества, правового положения личности и ее отношений с обществом и государством коренным образом отличались от конституционных принципов, выработанных к тому времени мировым конституционным развитием. Принцип народного суверенитета был заменен принципом принадлежности государственной власти только трудящимся, руководимым рабочим классом; принципы политического, экономического и идеологического плюрализма — принци­пом монизма как основы политической, экономической организации общества и его духовной жизни (однопартийность, всевластие Советов, безраздельное господство социалистической собственности и марксистско-ленинской идеологии); принцип свободы и автономности личности, пользующейся широкими правами и свободами — ее подчиненностью обществу и государству, наделению ее правами и свободами в «интересах социалистического строительства». В усеченном виде эти идеи получили отражение также в конституциях Венгрии 1919 г., Монголии 1940 г.

Третий этап конституционного развития характеризуется расширением масштабов конституционного процесса и существенными изменениями его содержания. Впервые этот процесс стал действительно мировым, распространившись практически на все страны. В него включились более 130 новых государств в Африке,Азии, Латинской Америке и Океании, возникших в результате ликвидации колониальной системы. Для народов бывших колоний принятые конституции стали символом не только обретенной государственности, но и принадлежности к мировому сообществу в качестве его равноправных членов.

Конституционному процессу на этом этапе присуще многообразие основных конституционных моделей и их разновидностей. Основными являлись: западная конституционная модель, сложившаяся на предыдущих этапах; «социалистическая», представленная ранее лишь советскими конституциями, а теперь и конституциями других социалистических государств (Албания, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, КНДР, Китай, Куба, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Монголия); новая конституционная модель, воплощенная в конституциях развивающихся стран.

Развитие западной конституционной модели отмечено в расматриваемый период рядом новых моментов, которые свидетельствуют об определенных качественных изменениях. Следует, однако, подчеркнуть, что эти моменты далеко не в равной мере характеризуют все относящиеся к ней конституции. В связи с этимрассматриваемые конституции можно разделить на две группы: конституции «второй волны» (или «нового поколения») и «старые» конституции . К первой группе относятся конституции, принятые в развитых странах, где после второй мировой войны были ликвидированы тоталитарные режимы (ФРГ, Греция, Италия, Испаия, Португалия, Япония). К ней можно отнести и конституции Франции 1946 и 1958 гг. Ко второй группе относятся конституции других развитых стран независимо от дат их принятия.

Конституции «второй волны» наиболее полно отразили те новые тенденции, которые зародились на предыдущем этапе. Главная из них — включение в предмет конституционного регулирования нового блока общественных отношений, прежде всего экономических .и социальных. В результате конституция приобретает новое качество — становится основным законом не только государства, но в определенной степени и общества. В связи с этим изменилось я конституционное регулирование отношений между государством, обществом и индивидами. Новые конституции значительно расширяли пределы вмешательства государства в экономическую, социальную и духовную сферы жизни общества, возлагая вместе с тем на него соответствующие обязанности перед обществом в целом и его членами Конституция стала рассматриваться как основной закон, регулирующий наряду с политическими также социально-экономические отношения,что нашло отражение в новом понятии «социальная конституция».

В конституциях «второй волны» получила отражение и тенденция к демократизации общественно-политической жизни, особенно в странах, демократическое развитие которых было прервано на предыдущем этапе установлением фашистских режимов.

Одной из характерных черт конституций «второй волны» является регулирование ими в значительном объеме внешнеполитической деятельности государства. В прошлом конституции, относящиеся к западной модели, ограничивались, как правило, определением компетенции государственных органов в сфере международных отношений (порядок объявления войны и заключения мира, заключения, ратификации и денонсации международных договоров). Теперь важное место в них занимают положения, определяющие принципы миролюбивой внешней политики государства, его участие в общемировых и региональных интеграционных процессах.

Ко второй разновидности западной конституционной модели относятся конституции, в которых отмеченные тенденции либо вообще не нашли отражения, либо отражены лишь частично и не столь полно, как в конституциях «второй волны». Иными словами, господствовавшая в значительной группе развитых стран конституционная модель, представленная «старыми» конституциями, не претерпела здесь качественных изменений. Именно в этом смысле рассматриваемые конституции (или конституционные законы) являются «старыми», хотя большинство из них действительно были приняты в прошлом — начале нынешнего века (но некоторые — в 70—80-х годах, например, закон о форме правления 1974 г. в Швеции, Конституционный акт 1982 г. в Канаде, конституция ЮАР 1983 г.). Вместе с тем эти конституции также подверглись определенной модернизации путем внесения изменений и дополнений, которые отражали новые явления в развитии отдельных стран и всего мирового сообщества.

Вторая конституционная модель третьего этапа была представлена социалистическими конституциями. Основу ее составляли советские конституции и прежде всего Конституция СССР 1936 г., принципиальные черты которых воспроизводились основными законами социалистических государств, возникших после второй мировой войны. Вместе с тем последние имели ряд особенностей, которые в концептуальном плане объяснялись различием в процессе строительства социализма двух этапов: создание основ социализма и развитого или «зрелого» социализма. Соответственно можно говорить о двух разновидностях «социалистической» конституционной модели: одну представляла советская конституция, другую — все иные социалистические конституции.