Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Тема 37. Восстание 14 декабря 1825 года-1

.txt
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.12.2022
Размер:
17.58 Кб
Скачать
Тема 37. Восстание 14 декабря 1825 года

Император Александр давно знал о тайных обществах, но странно бездействовал. Ещё летом 1825 года пришёл первый донос на членов Южного общества от унтер-офицера Шервуда, а осенью о деятельности членов Южного и Северного обществ донёс капитан Майборода. Той же осенью император с семьёй уехал на отдых в Таганрог. В конце октября он ненадолго съездил в Крым, где посетил колонию сектантов – молокан. Вернулся нездоровым, несколько дней недомогал и 19 ноября 1825 года внезапно умер в возрасте 47-и лет, оставив легенду о старце Федоре Кузьмиче.
Когда стали разбирать бумаги покойного, обнаружили доносы с перечислением имён заговорщиков. Генерал И.И. Дибич, начальник Главного штаба, отослал их в столицу и распорядился об аресте Пестеля и Юшневского..
Александр не имел детей, и население присягнуло следующему брату Александра Павловича великому князю Константину. Но тот ещё в 1820 году развёлся с женой – великой княгиней Анной Федоровной и женился морганатическим браком на польской графине Иоанне Грудзинской (после женитьбы княгини Лович). В 1823 году Константин отрекся от престола в пользу Николая. Но по непонятным причинам Александр I сохранил отречение и указ о назначении наследником Николая в тайне.
После известия о смерти Александра Великий князь Николай, следующий брат Александра Павловича, начал было говорить о своём праве на престол. Но его резко осадил военный губернатор столицы граф М.А. Милорадович, который, ссылаясь на указ о престолонаследии от 1797 года, заявил о необходимости дожидаться приезда старшего брата Константина и его отказа от престола (Милорадович был дружен с Константином и, видимо, рассчитывал на повышение по службе). При этом Милорадович утверждал, что в гвардии его, Николая, не любят и присяга ему, минуя брата, пройдет неспокойно. Получив такой отпор, Николай вместе со всеми присягнул Константину. Однако Константин остался в Варшаве, престол не принял, но и публичных объяснений не дал.
В результате возник династический кризис – междуцарствие, продолжавшееся с 19 ноября по 12 декабря 1825 года.
Николай писал письма Константину, но тот не отвечал на них. Препираясь меж собой, братья теряли авторитет власти. Первоначально декабристы с воцарением Константина хотели прекратить тайную деятельность на 2 – 3 года, но потом решили использовать конфликт между братьями для претворения в жизнь планов «военной революции». Напряженная обстановка в столице, постепенное складывание оппозиции Николаю Павловичу в гвардии, среди части генералитета и некоторых членов Государственного совета и Сената благоприятствовали этому.
12 декабря ситуация в стране стабилизировалась. С согласия Константина переприсяга Николаю была назначена на понедельник 14 декабря 1825 г.
Когда об этом стало известно членам Северного общества, они решили, не дожидаясь совместного выступления с Южным обществом, действовать. Нашлись колеблющиеся. Так, поручик Я.И. Ростовцев посчитал такие действия, несовместимыми с дворянской честью, и, предупредив декабристов, сообщил 12 декабря о заговоре великому князю Николаю. В тот же день, 12 декабря, генерал Дибич письменно сообщил Николаю о размахе открывшегося заговора.

Разработка плана вооруженного восстания

13 декабря 1825 г. декабристы собрались на квартире у больного К.Ф. Рылеева для выработки плана действий.
Их решения согласно плану, разработанному Сергеем Петровичем Трубецким (он исходил из приблизительных сведений о силе восставших) сводились к следующему:
1) Николаю не присягать, утром вывести войска под предлогом защиты Константина на Сенатскую (Петровскую) площадь, отрезав сенаторов от императора. Заставить Сенат обнародовать «Манифест к русскому народу», в котором объявить о созыве Великого собора для решения вопроса о дальнейшей форме правления, провозгласить конституцию, отмену крепостного права, введения суда присяжных, сокращение срока воинской службы до 5 лет и т. д.;
2) До созыва Собора власть переходила в руки Временного правительства в составе авторитетных деятелей: М.М. Сперанского, его секретаря декабриста Г.С. Батенькова, адмирала Н.С. Мордвинова, генерала А.П. Ермолова, сенатора И.М. Муравьёва-Апостола (отца трёх членов Южного общества), Д.П. Киселёва и московского архиепископа Филарета;
3) Диктатором восстания выбрали «старшего по чину» С.П. Трубецкого, его заместителем («начальником штаба») – Е.П. Оболенского;
4) Отряд моряков под командованием А.И. Якубовича должен был с утра арестовать великих князей и царскую семью, захватив их в Зимнем дворце, где содержать до решения Великого собора, а П.Г. Каховский в случае сопротивления должен был убить Николая Павловича. Таким образом, идея Рылеева, изначально настаивавшего на физическом устранение Николая, была видоизменена;
5) Отряд декабриста подполковника Булатова должен был захватить Петропавловскую крепость и обеспечить артиллерийский контроль над прилегающими районами города. В случае неудачи декабристы планировали отступать к военным поселениям.
Не выступать было нельзя, т.к. общество перестало быть тайным и дело зашло далеко.

Вооруженное восстание в Петербурге

Однако в течение вечерних часов ситуация резко изменилась, и декабристы уже не могли что-то изменить.
В ночь с 13 на 14 декабря наследник престола великий князь Николай Павлович собрал сенаторов и членов Государственного совета и привёл их к присяге. Около 6-7 часов утра 14 декабря они уже разъехались, тем самым, сведя планы декабристов, на «нет». Одновременно Якубович отказался командовать войсками, которые должны были брать Зимний дворец. Булатов не смог поднять гарнизон Петропавловской крепости на мятеж. Таким образом, восстание имело больше шансов не быть, нежели состояться.
Трубецкой понимал, что вместо военной операции получится невнятная импровизация: либо продолжать (бессмысленно), либо сложить оружие (но молодые офицеры были настроены слишком решительно и могли его самого убить за такое предложение). Поэтому он не пришел на площадь, рассчитывая, что в этом случае восставшие одумаются.
Только к 11 часам утра 14 декабря Александру и Михаилу Бестужевым, Дмитрию Щепину-Ростовцеву удалось вывести из казарм лейб-гвардии Московский полк. При этом был убит полковник барон Фредерикс. Солдатам сказали, что надо поддержать законного императора Константина, и они шли с криками «За Константина и Конституцию!», полагая, что конституция - это жена Константина. 780 солдат выстроились в каре вокруг памятника Петру I, недалеко от здания уже пустого Сената.
К 12 часам Николай Павлович подтянул первые правительственные части. Военный губернатор столицы Милорадович предпринял попытку остановить заговорщиков и уговорить солдат вернуться в казармы. Оболенский попытался нанести удар штыком авторитетного среди солдат генерала, а Каховский смертельно ранил Милорадовича выстрелом из пистолета. Генерала отвезли на квартиру, где он около 16 часов умер. Не удалось убедить восставших ни петербургскому митрополиту Серафиму, ни младшему из великих князей Михаилу Павловичу, в которого попытался выстрелить В. Кюхельбекер.
Около 13 часов дня к мятежникам присоединились матросы лейб-гвардии Морского экипажа (примерно 100 человек под руководством Николая Бестужева), а несколько позднее – солдаты лейб-гвардии Гренадёрского полка под руководством поручиков Н.А. Панова и А.Н. Сутгофа.
К 15-16 часам все восставшие собрались (примерно 3 тыс. солдат и 30 офицеров) на Сенатской площади. К этому времени Николаю I удалось собрать около 9 тыс. пехотинцев и 3 тыс. кавалеристов конногвардейского полка. Вся артиллерия была в руках войск, верных правительству. Однако две кавалерийские атаки на мятежников завершились безрезультатно. Николай I не решался действовать более активно, но начинало смеркаться, и генералы стали его торопить. Император отдал приказ применить артиллерию.
После 17 часов вечера ударили залпы картечи. Мятежники бросились через Неву к Петропавловской крепости, но ядра взломали лёд под ногами заговорщиков – началась паника. К ночи восстание было разгромлено.
Погибло около 1300 человек (официально - около 200), из них более половины – «чернь», собравшаяся на площади.
Часов в 7 вечера часть декабристов снова собралась на квартире Рылеева. Договаривались о тактике поведения на допросах, прощались. Рылеев поручил декабристу Н. Оржицкому предупредить о поражении восстания в столице членов Южного общества. Позднее начались аресты.

Восстание Черниговского полка

24 декабря 1825 года состоялась вторая попытка бунта против воцарения Николая I, когда Литовский пионерный (строительный) батальон в г. Белостоке отказался принести присягу Николаю I. Восстание было организовано "Обществом военных друзей" под руководством капитана К.Г. Игельстрома и поручика А.И. Вигелина. Мятежники были сразу изолированы частями, верными присяге. Под суд отдано 39 офицеров и 144 солдата.
29 декабря 1825года - 3 января 1826 года – состоялась третья попытка вооруженного восстания против Николая со стороны Южного общества декабристов.
В начале декабря полки на юге присягнули Константину. «Славяне» ждут приказа. Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы отправляются в Житомир, где должна была состояться встреча руководителей Южного общества, но на почтовой станции узнают от сенатского курьера из Петербурга о событиях 14 декабря и приказе об их аресте. Восстание началось стихийно, т.к. Пестель и Юшневский были арестованы еще в декабре 1825 года. Возглавили мятеж Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин. Декабристам удалось возглавить только 5 рот Черниговского полка. Офицеры прочитали солдатам заранее составленный «Катехизис» – воззвание, в которой в форме вопросов и ответов давалось разъяснение по вопросу о будущем России. Солдаты поддержали призыв к восстанию. Из села Трилесы они двинулись к расквартированным неподалеку в пригородных сёлах другим ротам Черниговского полка, а потом к городу Василькову. Но командование, узнав о действиях мятежников, смогло изолировать восставших солдат, отведя с их пути ненадежные подразделения. Одновременно правительство выдвинуло против мятежников карательный отряд. Когда восставшие были остановлены правительственной конницей и артиллерией, Сергей Муравьев-Апостол приказал солдатам сложить оружие. Сам он был ранен разрывом картечи. Младший брат – Ипполит, решив, что Сергей убит, застрелился. После обстрела вооруженное восстание было подавлено. Было арестовано около 900 человек.

Разгром декабристов. Следствие и суд

Уже с ночи на 15 декабря начались аресты декабристов. Сначала их отправляли в Зимний дворец на допрос лично к Николаю I, а затем в Петропавловскую крепость с сопроводительной запиской императора, о том, где и как должен содержаться арестант.
М.М. Сперанскому было поручено сформировать Следственную комиссия, которую возглавил военный министр Татищев. Подразделения комиссии были в Санкт-Петербурге, Белостоке и Могилеве.
Всего к следствию было привлечено 579 человек. Виновными были признаны 289, из них 120 - преданы суду. Для решения их дальнейшей судьбы был создан Верховный уголовный суд под председательством князя Лопухина. Предъявлял обвинение Генеральный прокурор, министр юстиции Д.И. Лобанов-Ростовский.
Всех подсудимых поделили на 11 разрядов. К «нулевому», т.е. высшему разряду присудили 5 человек: Рылеева, Пестеля, Каховского, Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола. Сначала их приговорили к четвертованию, которое позднее заменили повешением. Из 72 судей только Мордвинов высказался против смертной казни.
19 человек приговорили к ссылке, 9 офицеров разжаловали в солдаты. Над всеми заговорщиками был проведен обряд гражданской казни (сожгли мундиры, сломали шпаги и т. д.). Остальных мятежников, в основном солдат, подвергли наказанию шпицрутенами – прогнали сквозь тысячный строй.
13 июля 1826 года на кронверк (одно из укреплений Петропавловской крепости) вывели осужденных для приведения приговора в исполнение. У троих из декабристов (Рылеев, Муравьев-Апостол, Пестель) оборвалась веревка, в результате чего процедуру казни пришлось повторить.
23 августа в Василькове была учинена расправа над членами Южного общества – большинство обвиняемых было сослано в Сибирь.

Жены декабристов

С июня 1826 года началась отправка декабристов в Сибирь - на Нерчинские рудники.
Именно сюда стали добровольно приезжать жены и родственницы декабристов. Еще во время следствия они начали бороться за своих близких, пуская в ход деньги, родственные связи, влиятельные знакомства, прошения на «высочайшее имя». Полина Гебль даже разработала план побега своего будущего мужа Ивана Анненкова.
Первой из столицы в Иркутск прибыла княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая, которой было 27 лет. Уже в январе 1827 года она приехала в Нерчинск, передав по требованию властей все наличные деньги военному губернатору Иркутска. Увидев сквозь щель тюремного забора мужа в кандалах и оборванном тулупчике, княгиня упала в обморок.
Следующей в Иркутск прибыла 22-хлетняя Мария Николаевна Волконская. Ей удалось обмануть иркутского губернатора и вывезти в Нерчинск в своей прическе бумажных ассигнаций на сумму 700 рублей. Следующей в Нерчинске оказалась Александра Григорьевна Муравьева, которая привезла декабристам послание от А.С. Пушкина «Во глубине Сибирских руд…», переданное ей автором в январе 1827 года. Поэт-декабрист А.И. Одоевский из Читы написал ответ : «Наш скорбный труд не пропадет, из искры загорится пламя».
К мужьям в Сибирь с огромными трудностями добрались другие жены и сестры декабристов, 15 из которых относились к «высшему свету». Перед отъездом в Сибирь их вынуждали отречься от всех прав и состояния, в т.ч. и за своих будущих детей, после чего они переходили на положение «жен ссыльнокаторжных». Свидания с мужьями разрешались по 1 часу два раза в неделю в присутствии офицера. Полина Гебль в 1828 году обвенчалась с Иваном Анненковым. На время венчания с него сняли кандалы, а по окончании обряда одели тотчас же и отвезли его в тюрьму.
Подвиг декабристов и их жен был воспет Н.А. Некрасовым в поэме «Русские женщины».
Не все декабристы прекратили сопротивление на каторге. В 1828 году член «Общества соединенных славян», бывший поручик Сухинов попытался на Зерентуйском руднике поднять вооруженное восстание, но предатель выдал его планы. Сухинова приговорили к 300 ударам кнута, клеймению и расстрелу, но перед казнью он покончил жизнь самоубийством.
Декабрист М.С. Лунин также был активным сторонником продолжения сопротивления и на каторге. Широко известны его «Письма из Сибири», в которых он рассказывал о судьбе декабристов.
Уже осенью 1827 года большинство ссыльных декабристов было переведено в Читу, а осенью 1830 года для них была выстроена тюрьма усиленного режима на Петровском заводе близ Иркутска. Именно там многие из них провели остатки своей жизни. С узников сняли кандалы, из которых Николай Бестужев сделал женщинам кольца, которые те с гордостью носили.
Декабристы продолжали и работать, и учится, что являлось лучшим доказательством их безупречного служения Отчизне. Они открывали новые курсы, школы и библиотеки. Для помощи друг другу они создали «Большую артель для пропитания узников». Многие из них были переведены на статус ссыльнопоселенцев или, в соответствии с особым указом, по собственному желанию, могли пройти службу на Кавказе.
В 1856 году в связи с коронацией Александра II была объявлена амнистия: декабристам разрешалось выехать из Сибири. В живых осталось около 34 человек, но и из них вернулись немногие: Трубецкой, Волконский, Пущин, Якушкин, Оболенский, Батеньков, Матвей Муравьев-Апостол.

Историческое значение движения и восстания декабристов

В современной историографии следует отличать значение декабризма как общественного движения и значение восстания декабристов:
а) значение декабризма все исследователи определяют с позитивной стороны как попытку проведения буржуазно-демократических преобразований, стремление догнать страны Западной Европы в экономическом и политическом плане. Это объяснялось отсутствием "третьего" сословия, когда прогрессивная часть дворян возглавила освободительную борьбу. Все исследователи отмечают огромный вклад декабристов в русскую культуру, а также перечисляют последователей декабристов в общественно-политическом движении (Станкевич, Герцен, Огарев и др.);
б) с другой стороны, относительно восстания мнения исследователей расходятся.
Традиционный подход, сформированный советской историографией (Пресняков, Нечкина, Заичкин) выражался в позитивной оценке вооруженного восстания декабристов как первого открытого политического выступления против самодержавия. Эти исследователи позитивно отмечали ряд уступок Николая I после восстания декабристов в вопросах смягчения условий воинской службы, отмены телесных наказаний.
Другие исследователи (Леонтович) делали акцент на негативных последствиях восстания декабристов, которое не поддержали и не поняли основные сословия России – дворянство и крестьянство. По их мнению, восстание привело к закреплению реакции и предопределило развитие России по консервативному варианту модернизации.
Все-таки, надо признать, что декабристы оказали большое влияние на последующие поколения т.к.:
1) это было первое организованное выступление против самодержавия;
2) их движение показало, что для наиболее прогрессивной части общества понятие «государь» не является синонимом понятия «Отечество»;
3) они стали примером высокой нравственности: стремились осуществить переворот малой кровью без привлечения народа, который мог бы стать «пушечным мясом».
Вместе с тем, это была и последняя попытка решить проблему переустройства общества без гражданской войны и диктатуры