Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. Москва- издательс.rtf
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
3.75 Mб
Скачать

§ 364. Отношения между сонаследниками

Общие положения. При наличности нескольких сонаследников отдельные реальные объекты приобретаются ими pro partibus indivisis. Следовательно, в этом отношении между ними возникает имущественная общность. Это применяется не только к тем случаям, когда эти объекты переходят к ним на праве собственности, но и в том, когда на эти объекты существует другое делимое вещное право, как-то superficies или emphyteusis. В первом случае возникает condominium pro partibus indivisis, во втором - consuperficies pro partibus indivisis и т. д. Каждый из сонаследников может самостоятельно распоряжаться своей идеальной частью и может требовать раздела. Что касается наследственных требований и долгов, то эти nomina ipso jure divisa sunt, если только требование или долг сами по себе способны к разделу; в противном случае (если имеется неделимое требование или долг) возникает солидарное требование или солидарный долг сонаследников.

Раздел наследства. Раздел наследства может иметь место по договорному соглашению между сонаследниками. Если таковое не состоится, то каждый из сонаследников может требовать раздела судебным порядком. Для этого существует actio familiae erciscundae. Если возникает спор по вопросу о том, состоит ли истец сонаследником, то прежде всего должен быть выяснен этот пункт. При разделе суд должен стремиться к возможному улаживанию конфликтов и провести id, quod omnibus utilissimum erit. Суд при этом может прибегнуть к adjudicationes, т. е. он может присудить, напр., данный объект одному из наследников, обязав его вознаградить остальных известной суммой денег и т. д.

Глава II. Иски наследника и против наследника

§ 365. Hereditatis petitio

Иск о наследстве, или hereditatis petitio, есть виндикация наследства со стороны наследника. Истцом является наследник или тот, кто занимает положение наследника (напр., фиск по отношению к выморочному имуществу). Ответчиком является тот, кто владеет наследством pro herede или pro possessore. Pro herede владеет тот, кто сам себе приписывает право наследства. Pro possessore владеет тот, кто владеет, не указывая ни на какое основание своего владения. Если же кто-нибудь указывает на какой-нибудь сингулярный титул своего владения, напр., утверждает, что он купил вещь у наследодателя или получил ее в дар, то к нему должен быть предъявлен соответствующий сингулярный иск, напр., виндикация, actio negatoria и т. п. Кроме того, отвечают еще в качестве ответчиков, так назыв. ficti possessores, невладельцы, которые умышленно выдали себя за владельцев или умышленно перестали быть владельцами (qui liti sese obtulit и qui dolo malo desiit possidere).

Истец должен доказать: а) свое право наследования; b) владение противника pro herede или pro possessore, или наличность условий ficta possessio. Объектом иска является наследство, поскольку таковым владеет ответчик. Владение при этом понимается в самом широком смысле, обнимая все вообще случаи, в которых кто-либо наследнику не выдает или отказывается выдать то, что принадлежит наследнику. Соответственно с этим подлежат выдаче не только телесные объекты, входящие в состав наследственной массы на праве собственности или ином каком-нибудь праве (ср. 1. 18 § 2 D. de H. P. 5, 3: : placuit universas res hereditarias in hoc judicium venire, sive jura, sive corpora sint), но и то, что ответчик в качестве должника наследственной массы обязан доставить (ср. 1. 13 § 15 eod.: item a debitore hereditario quasi a juris possessore (sc. hereditas peti potest), далее то, что приобретено на капиталы наследственной массы (ср. 1. 20 pr. eod.: : ea, quae hereditatis causa comparata sunt), а также то, что выручено от продажи наследственных объектов и от аналогичных операций (ср. 1. 16 § 1 eod. - pretia rerum hereditariarum), наконец, выгоды, извлеченные из наследственных вещей.

Senatusconsultum Iuventianum установило важное различие в пределах ответственности добросовестного и недобросовестного наследовладельца. Недобросовестные наследовладельцы отвечают за все, что они получили и чего недостает по их dolus и culpa со времени завладения ими наследственными объектами. Добросовестный наследовладелец отвечает только в пределах своего обогащения и лишь со времени начала иска за dolus и culpa (недобросовестный ответчик с этого времени отвечает и за casus). - Что касается jus retentionis propter impensas, то добросовестный ответчик имеет право удержания: по поводу всех издержек, произведенных до предъявления иска, а со времени предъявления иска - по поводу необходимых и полезных издержек; недобросовестный ответчик - по поводу необходимых и полезных издержек, однако, non aliter, quam si res melior sit.