Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / Лекции_Томсинова II сем_до дистанционки 2020-1.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
61.11 Кб
Скачать

Лекция № 3 от 27 февраля 2020 г.

Английская революция внешне выражалась в конфликте между королем и парламентом. Сам по себе этот конфликт удивителен, хотя бы потому что в Англии король и парламент не были самостоятельными органами власти – очень узкие пределы этой власти (абсолютная прерогатива, которая позволяла решать в основном вопросы только внешней политики; действовала полноценно только во время войны; назначение членов ТС; созыв и роспуск Парламента).

Парламент – вообще-то не законодательный орган. Высшим органом власти является король-в-парламенте. Абсолютное вето – глупость; если неодобрение королем законодательного акта приводит к тому, что он не вступает в силу, это не абсолютно вето. Вето бывает только относительным. Это говорит о том, что король – часть законодательного органа. Неодобрение короля = непрохождение всей законодательной процедуры. Спор заключался во многом в том, обязан ли король утверждать принятые Парламентом проекты законов? Очевидно, что бессмысленно говорить о верховенстве парламента, ведь парламент не является законодательным органом. Уильям Блэкстон так говорил, но он почти не изучал КЛ и просто неверно изобразил статус парламента (а короля он вообще назвал только исполнительной властью).

Парламент выступал общегосударственным органом, а не органом только законодательной власти, отсюда и название – большой совет королевства (высокий суд). Король не был главой исполнительной власти, он был главой государства. Осмысление этого необходимо для понимания сущности революции.

Если парламент вступал в конфликт с королем, фактически тормозился законодательный процесс. Если парламент развязывал войну против короля, то возникал вопрос – кто будет издавать законы? Призыв в армию и сбор налогов требует законодательного процесса, но для принятия любого закона требовалось согласие обеих палата Парламента и Короля. Если король не утверждал акт, он не становился законом. Попытку придать такому акту силу закона автоматически разрушало сложившийся правопорядок.

Революционная борьба во многом была борьбой юридической: попытка придать своим притязаниям доминирующий характер предполагало принятие закона. Взгляд на политическую борьбу в Англии показывает, что противники в этой борьбе занимались в основном выяснением сущности конституции, фундаментальных законов, прерогатив и привилегий. Политическая борьба предполагала одновременно и выяснение сущности правовых институтов и процедур.

Вот это юридическое столкновение было во многом абсолютно бессмысленным: король не мог изменить своих прерогатив, а парламент – привилегии. Конституция и ФЗ (не федеральные законы…) выражались во многом в правовой культуре традиционного характера, она формировалась на протяжении столетий. Конституцию и ФЗ должны были принимать в том виде, в котором они сложились. Единственным пространством свободы воздействия на эти ФЗ и К была только возможность их толковать. Для толкования, очевидно, необходим какой-то опыт законодательной, юридической деятельности. У парламента и короля этот опыт был различным: Яков 1 из Шотландии (там даже парламент однопалатный).

Разный порядок формирования лордов и общин порождал противоречия. В Шотландии король был законодателем, а в Англии он мог издавать только прокламации (и ордонансы) – акты, которые фактически позволяли королю применить свою абсолютную прерогативу, которая имеет достаточно узкие пределы. В Англии традиционно сложилась смешанная форма правления, а в Шотландии – абсолютная монархия.

В своих трактатах Яков 1 представлял короля (себя) как абсолютного правителя, но в Англии у монарха была еще и ординарная прерогатива – компромисс между королем и парламентом, власть короля вместе с парламентом. Во многом отсюда проистекает суть конфликта. В смешанном правлении в Англии соединились элементы монархии, выразителями которых были люди, наделенные различным мировоззрением (нет единства юридического мышления, мировоззрения); расхождения в толковании прерогатив и привилегий.

При Елизавете 1 расходы на королевский двор были минимальны (налоги соответственно тоже), а двор Якова требовал огромного количества денег (он свою дочь выдал замуж за деньги, которые он собрал со своих поданных как с вассалов), а деньги нужны еще на флот, армию, ТС и тд.

В 17 веке о короле сложилось мнение как об источнике материальных благ, а Яков перестал быть таковым – он просто не имел этих благ. Он превратился из источника в настоящего грабителя в глазах Англичан.

Палата Общин предложила королю отменить прерогативу на сбор рельефа, предложив субсидию в 200к (но он-то собирал 400к, умел считать все-таки). Елизавета – бедная женщина, ходила в одном и том же платье 10 лет.

К 1640 г. представители палаты общин были богаче лордов. Развивается бизнес, а потребителей нет. При капитализме маленькие государства никогда не имеют суверенитета.

Политическая система обуржуазилась – предприниматели (обычно – не лорды) должны развивать свое дело.

Начинается конфликт, затрагивающий материальные интересы подданных: предприниматели нуждаются в спросе, а вывоз товаров монополизировал узкий круг людей (введены патенты на монополии). Ввоз товаров затрагивает имущественные интересы подданных.

Назначение пошлин — это прерогатива короля, с которой начинает конфликтовать КЛ, так как в соответствии с ним все, что затрагивает благосостояние подданных должно утверждаться парламентом.

В этой борьбе парламент в полной мере использовал свое право не голосовать за субсидии. Государство модернизировалось, а вот финансовая система осталась прежней – государственная казна во многом была королевской казной. Субсидии парламента предоставлялись не государству, а королям как персонам. Субсидии, выданные прошлым королям, при его смерти аннулировались.

В 1625 г. королем становится Карл 1, парламент выдвигает массу требований – в т. ч. отменить монополии; сделать назначение таможенных пошлин частью ординарной прерогативы. Карл придумал: поскольку парламент не выделяет денег, надо обратиться к поданным – взять в долг. Подданные будут знать, что король вернет этот долг, когда получит субсидии у парламента. Подданные стали давать в долг, но не все – он возмутился. Вступает в действие звездная палата (судебная функция тайного совета; часть ТС, которая рассматривала эти дела, собиралась в комнате, где на потолке было нарисовано звездное небо; Стар Чембер – юрисдикционные полномочия ТС).

Парламент осуществлял не только законодательные, но и судебные полномочия. В парламенте были комитеты, которые решали многие правительственные вопросы как органы исполнительной власти.

Елизавета где-то в 1582 г. учредит институт лордов-наместников, которые войдут в ТС – соединение центрального и местного управления. ТС – очень влиятельный орган.

В рамках англиканской церкви возникли специальные церковные комиссии, которые решали судебные дела, затрагивающие церковную организацию. Звездную палату король стал использовать для борьбы с людьми, которые ему не подчинялись. Он считал, что подданные, которые не дают в долг, совершают государственное преступление – посягательство на королевскую власть, а значит король имеет право арестовать их на основании специального распоряжения. Такой арест не предполагал применение процедура хабеас корпус, которая позволяла лицу требовать в королевской канцелярии выдачи приказа хабеас корпус, в котором содержались требования доставить арестованного в суд и объяснить суду основания ареста. Суд может освободить арестованного либо признать арест обоснованным.

Осенью 1626 г. пять рыцарей были арестованы за отказ давать в долг королю на основании специального распоряжения. Их родственники обратились в канцелярию за приказом хабеас корпус. В итоге суд принял основания обоснованными. В декабре Карл решил их выпустить – посидели и ладно, но в марте 1628 года он созвал парламент, чтобы взять деньги, а он в ответ стал требовать признания такого способа пополнения казны незаконным (брать в долг).

Петиция о праве 1628 года была публичным документом. Видно по первой же статье, что парламентарии настаивали в этой петиции, что король не может собирать налоги без разрешения парламента (при этом постой войска – то же сбор налога); также она подтверждала хабеас корпус. Король заявил, что будет поддерживать петицию, а затем по просьбе парламента принял соответствующую резолюцию. Петиция о праве не стала законодательным актом, но она фактически выразила противоречие, которое возникло между королем и парламентом. Ей будет придана законная сила в 1641 году (акт о корабельном сборе).

Король распустил парламент и перестал его вообще собирать, потому что понял, что подданные оказались очень послушными и давали в долг королю.

Парламентарии пытались протестовать, но как, если парламент не созывают??

Противники у короля оказались очень сильные (своей бессовестностью, подлостью и тд). Возникла группа оппозиционных парламентариев, которая придумала, как заставить короля созвать парламент.

Правления Якова и Карла были вполне мирными, и создать повод для войны было сложно. Карл сам дал возможность начать войну: в июле 1637 года по совету архиепископа Лода Карл как глава англиканской церкви решил реформировать шотландскую церковь (стандартизировать в соответствии с нормами англиканской церкви).

Не будут же молодые шотландские парни бесплатно воевать. Оппозиция королю – очень состоятельные люди. Парламент весной 1641 года примет решение вернуть шотландцам долг в 300к. Об этой оппозиции предательской знал граф Страффорд.

Карл 13 апреля 1641 года созывает парламент после долгого перерыва. Карл сразу же попросил денег, парламент сразу же не дал – 5 мая он распустил парламент. Шотландцы летом вступили в пределы Англии, король собрал 1 млн. с церкви и выставил армию, а она воевать-то уже разучилась и не хотела, а шотландцам рассказали, что им главное – прийти к Лондону. Естественно, разбили эту армию, вступили в пригород Лондона и остановились там. Пэры взвыли и попросили созвать парламент. Карл думает: что делать?? Они могут войти в Лондон, если их перестать кормить… Деньги на исходе. Выхода нет – Карл созывает парламент, принимая роковое решение.

Рано утром 3 ноября 1640 года Карл облачился в простой черный рыбацкий камзол, спустился к реке и сел в обычную лодку. Он показал – «плыву просить денег».

Беда Карла в том, что в оппозиции к нему оказались блестящие юристы. Совершенно очевидно, что они следуют друг за другом. Видно по первому заседанию, что оппозиция парламентская даже отрепетировала весь этот спектакль – выступили и заявили о том, что они за королевскую власть, что они вообще не промышляют против короля и заботятся о ней, но, чтобы ее укрепить, надо принять ряд актов. Злейший враг королевской власти – граф Страффорд. Почему? – он навел порядок в Ирландии (разогнал этих лордиков-взяточников). Первое желание родителей этих лордиков – отомстить. Страффорда вызвали на первое же заседание, но король заявил, что ни один волос не упадет с его головы. Страффорд пришел в парламент один и был немедленно арестован – против него было выдвинуто 28 пунктов обвинения по процедуре импичмента. Он все эти обвинения опроверг и доказал, что все эти обвинения не являются преступлением – импичмент невозможен (13 апреля). Второе обвинение они выдвинули по биллю об опале.

Король был вынужден одобрить так называемый «трехгодичный акт», который решал проблему безпарламентского правления. Самое главное – акт устанавливал периодичность созыва парламента; он устанавливал, что если король отказывается созвать парламент, то лорды обязаны его созвать (ТС; лорд-канцлер рассылает приказы). Если они этого не делают, шерифы обязуются собрать коммонс на местах и организовать выборы; а если и они не делали, то организовать выборы могли сами избиратели. Проблема – спикеров назначал король. Как только акт проходит обе палаты, король обязан его рассмотреть, даже если сессия парламента не заканчивалась. Цель – ввести в действие этот акт.

10 мая король вынужден подписать акт о неудобствах, возникающих в следствии перерывов в работе парламента – акт, запрещающий распускать парламент без согласия обеих палат. Одновременно с ним ему будет подсунут акт о придании графа Страффорда смертной казни. По легенде жена короля была влюблена в графа, но он отказался. Этот бессовестный поступок Карла во многом определит его крах. Служить Карлу нельзя – он придаст любого слугу; у него возникнут трудности в формировании армии и тд. Он будет вынужден назначить командующим своего племянника – принца Руперта. 12 мая 1641 г. на самом деле началась Гражданская Война – была пролита первая кровь, кровь действительно выдающегося человека, и никто из сторонников графа ни мог оставить это.

22 июня принимает акт, в соответствии с которым все пошлины становятся ординарной прерогативой. 5 июля был распущен ТС. 7 июля – акт о корабельных сборах и королевских лесах. 10 августа – акт о запрете королю присваивать за деньги рыцарские звания. Смысл: король лишался возможности пополнять свою казну без согласия парламента – у него забирали все источники дохода. Единственная проблема – корпус графа Страффорда в Ирландии; Парламент принимает ордонанс (король не согласился), который запретил перемещение войск без согласия парламента. Парламентариям стало известно, что король договорился, чтобы нанять этот корпус. Король имел еще все основания для расправы с оппозицией весной 1640 года. Эта оппозиция представляла собой кучку изменников. Король оказался очень слабовольным человеком. В 3 революциях гибли короли – в русской, французской и английской – все они были слабохарактерные (даже одинакового роста). Еще у них были одинаковые отношения с женами (слушали все время); они считали за честь совершить какой-то благородный поступок.

//А. Ф. Кони «О Николае II»//

Карл достойно принял смерть, но нельзя забывать, что жил он недостойно. Таким отношением к гибели он частично восстановит отношение к себе, но не так, чтобы монархия сразу восстановилась.

Следующий шаг – попытка забрать из-под власти короля ТС (10 ноября). Пим(п) будет выступать: во всем виноваты злые советники, поэтому необходимо установить такой порядок, когда члены ТС будут назначаться королем только с разрешения парламента. В Великой Ремонстрации это положение повторится (принята 22 ноября с перевесом в 11 голосов). Этот документ, осуждающий короля и его политику, приведет к дальнейшему обострению конфликта. Даже палата общин не была настроена на его принятие.

Позже король прислал приставов в парламент для ареста оппозиции (обвинение будто списано с обвинения Страффорда). 10 января Карл отправится из Лондона – сначала в Йорк… После этих событий стало очевидно, что ГВ неминуема, не хватает только идеологии, которая должна быть правовой. Поднятие ГВ против короля – тяжкое государственное преступление, значит парламентарии не могли выдвинуться против короля при том же толковании конституции. Очевидно, что успех такой ГВ зависит от того, под чьим контролем находится ополчение – надо подчинить лордов-наместников. Парламент должен был оправдать это выступление и придумать юридические основания, чтобы законодательствовать без короля. Они были решены в течение первой половины 1642 года. Надо было также удалить из парламента лордов духовных, которые были приверженцами короля, так как зависели от него.

Начинается борьба по поводу ордонансы о милиции (5 марта 1646 г.) – король его не одобрил и выступил против него, но парламентарии посчитали, что для введения его в силу достаточно одобрения двух палат: они заявили, что неодобрении не означает, что парламент принял ордонанс без короля, ведь король всегда в парламенте – он его часть; парламент одобрил – значит и король вместе с ним. Самое изящное другое – декларация 26 мая 1642 года: парламентариев обвинили в гос. измене (они взяли под контроль крепость, где находится снаряжение для английской армии, не пускали туда короля и формируют армию); парламентарии отвечают: да, мы собираем армию, мы готовимся воевать, но не против короля как института, а против Карла 1 как персоны, которая порочит государственную власть – мы спасаем власть от Карла 1; применена доктрина двух тел короля. В окружении короля тоже были юристы, но из вышки, поэтому ничего не получилось.

Принятие решений теперь возможно, если большинство эстейтс принимает закон. Парламент присваивает себе законодательные полномочия на все время ГВ.

22 августа близ Ноттингема он водружает свой Штандарт – штандарт высшего сеньора и созывает в свою армию вассалов своих. Он формирует свою армию на частноправовых началах, а армия парламента собрана на основании публичных прав. Парламентская армия оставила поле сражения – в сущности проиграла, после чего король мог идти на Лондон. Почему не пошел? – мемуаристы выдвигают версию, что король не хотел брать Лондон с боем, он хотел торжественно!

Гражданскую войну выиграла та сила, которая решила взять столицу.