Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Slyschenkov_Kuplya-prodazha.docx
Скачиваний:
59
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
37.14 Кб
Скачать

3.2. Отчуждение и передача владения

Согласно общему правилу п. 1 ст. 223 ГК право собственности переходит к приобретателю по договору в момент передачи. В то же время стороны вправе договориться о любом ином моменте перехода права собственности на движимую вещь, указав, например, момент уплаты цены или момент заключения договора купли-продажи и пр. Это показывает, что связь между передачей владения и переходом права собственности не признается необходимой.

Статья 224 ГК и некоторые другие положения ГК предусматривают различные способы передачи. Во-первых, имеется физическая передача, т.е. "вручение вещи" (п. 1 ст. 224 ГК). Часть 2 п. 1 ст. 224 указывает, что "вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица". Во-вторых, согласно п. 1 ст. 224 ГК сдача вещи перевозчику или организации связи приравнивается к передаче (если отчуждатель не обязан доставить товар). В-третьих, вещь считается переданной в момент заключения договора об отчуждении, если уже до заключения договора вещь находилась во владении приобретателя (п. 2 ст. 224 ГК). Затем п. 1 ст. 574 ГК предусматривает "символическую передачу", приводя в пример передачу ключей, а также передачу посредством вручения правоустанавливающих документов.

Это верно только применительно к переходу права собственности на индивидуально-определенные вещи; отчуждение вещей, определенных родовыми признаками, напротив, требует совершения действия, которое позволит индивидуализировать товар и одновременно соотнести его с договором купли-продажи. Таким действием обычно, но не всегда является передача владения (Хаскельберг Б.Л., Ровный В.В).

Поскольку отчуждение может иметь эффект без передачи владения, ГК позволяет передать право собственности на вещь, находящуюся во владении третьего лица.

  • Примером является отчуждение имущества, переданного в аренду: продавец, одновременно являющийся арендодателем, вправе продать и передать право собственности на вещь, находящуюся у арендатора (п. 1 ст. 617 ГК).

Две ситуации требуют внимания: 1) добросовестное приобретение от неуправомоченного отчуждателя при отсутствии фактической передачи и 2) переход права собственности в случае двойной продажи.

3.2.1. Передача владения при приобретении

от неуправомоченного отчуждателя

Статья 302 ГК говорит о том, что виндикационный иск собственника против добросовестного приобретателя не подлежит удовлетворению, кроме случаев, когда имущество было утеряно, похищено или иным путем выбыло из владения собственника (или законного владельца) помимо его воли. Таким образом, по букве закона добросовестный приобретатель может удерживать вещь, чтобы по прошествии определенного времени получить право собственности по давности владения (ст. 234 ГК), но он не становится собственником с момента фактической передачи ему вещи.

Виндикационный иск может быть предъявлен только к владельцу истребуемого имущества (ст. 301 ГК). Соответственно, ст. 302 ГК, которая предоставляет защиту против виндикационного иска собственника и которая наряду со ст. 234 ГК дает основания для выводов о вещно-правовой позиции добросовестного приобретателя, предполагает, что добросовестный приобретатель имеет владение вещью.

Поскольку ГК основывает вещно-правовую позицию добросовестного приобретателя на его владении вещью, интересны две ситуации: а) добросовестный приобретатель не вступает в фактическое владение приобретенным товаром, оставляя его в фактическом владении неуправомоченного отчуждателя, и б) добросовестный приобретатель приобретает товар, уже находящийся у третьего лица, владеющего им на основании договора с неуправомоченным отчуждателем.

Отсутствие у приобретателя фактического владения вещью означает, по букве ст. 302 ГК, отсутствие владения как такового. Это, в свою очередь, приводит к тому, что добросовестный приобретатель не будет надлежащим ответчиком по виндикационному иску. Истинный собственник вправе истребовать вещь у фактического владельца, т.е. в зависимости от ситуации либо у продавца, либо у третьего лица. При таком развитии событий вещь может быть возвращена истинному собственнику без учета ограничений, изложенных в ст. 302 ГК, направленных на защиту добросовестного приобретателя. Несмотря на то, что добросовестный приобретатель уже мог стать "собственником" согласно условиям договора с неуправомоченным отчуждателем и уже мог уплатить цену товара, отсутствие фактического владения способно лишить его всякой вещно-правовой позиции.

До недавнего времени судебную практику по этой проблеме нельзя было назвать устоявшейся: в одних случаях добросовестный приобретатель не получал защиту, в других случаях защита предоставлялась. Президиум ВАС РФ обобщил судебную практику в конце 2008 г., подтвердив буквальный смысл ст. 302 ГК, по которой добросовестный приобретатель получает защиту от виндикационного иска только при наличии фактического владения.