Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Краткий курс литологии

..pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
15.29 Mб
Скачать

оолиты;

пеллеты, комки и сгустки;

интракласты.

Скелетные части организмов

Петрографическое изучение известняков показывает, что их большая часть целиком или частично слагается обломками рако­ вин или скелетных частей различных животных и растительных организмов. Изучение этих органических остатков позволяет не только правильно определять название породы, но и 'выяснять условия ее образования, а также решать ряд других геологических вопросов. Основными признаками, по которым можно отличить в шлифах одни остатки организмов от других, кроме их минераль­ ного состава являются их форма и особенности морфологии раз­ реза, видимого в шлифе, а также особенности строения кальцита, слагающего скелетные остатки (монокристаллическое, тонковолок­ нистое, микрокристаллическое и т. п.).

В настоящее время насчитываются многие тысячи видов орга­ низмов, остатки которых в той или иной форме сохраняются в оса­ дочных породах. Ниже рассматриваются характерные признаки остатков основных, наиболее распространенных групп организмов, которые присутствуют в известняках в виде примеси и часто яв­ ляются породообразующими, т. е. слагают основную массу извест­

няков.

организмы. Ф о р а м и н и ф е р ы. К

подклас­

Животные

су Foraminifera

типа Простейшие (Protozoa) относится

большая

группа одноклеточных организмов, насчитывающая до 30 тыс. со­ временных и ископаемых видов. Формы раковин чрезвычайно раз­ нообразны — от однокамерных до сложно построенных, многокамерных (рис. 11.4, 11.5). Хорошо известны многочисленные виды фузулинид (отряд Fusulinida), имеющих сложную многокамерную рако­ вину и развивавшихся в течение девона—перми. Скопления рако­ вин фузулииид образуют пласты известняков в разрезах каменно­ угольного возраста. Широко распространены различные виды ми-

лиолид (отряд Miliolida) и роталиид

(отряд Rotaliida), появив­

шихся в юрское время и существующих сегодня.

 

Так, представители рода Globigerina

(отряд Rotaliida) образуют

глобигериновые

известняки, особенно

в

разрезах

верхнемелового

и палеогенового

возраста, иногда почти

целиком

состоящие из

раковинок глобигерин. Среди современных осадков океанов широ­ чайшим распространением пользуются глобигериновые илы, в значительной мере сложенные соответствующими раковинками. В разрезах верхнемеловых отложений, особенно в палеогене, широ­ кое развитие получили нуммулиты (отряд Nummulitida) со слож­ ной крупной раковиной, достигающей 1—2 см и более. Пласты нуммулитовых известняков являются характерным элементом па­ леогеновых разрезов во многих районах Земли.

Строение кальцитовых стенок раковин фораминифер обычно микрокристаллическое, пелитоморфное. В шлифе раковины выде­

ляются серым и темно-серым цветом, практически не изменяющим­ ся при скрещивании николей микроскопа. Исключение составляют раковины нуммулитов, стенки которых имеют тонковолокнистое строение и обладают волнистым погасанием.

Рис. 11.4. Раковины фораминифер:

а — фузулиниды (карбон— пермь); 6 — милиолиды (карбон— ныне); в — роталнидыглобигсрнны (верхний мел— ныне); г — роталииды-глоботрунканы (мел)

По внешнему виду иногда можно спутать раковинки фузулинид и нуммулитов, но первые имеют микрокристаллическую^ а вторые— тонковолокнистую структуру стенок раковин.

Фораминиферы известны начиная с кембрия. Фузулиниды гос­ подствовали в карбоне и перми, роталииды стали важной породо­

образующей группой в мелу и кайнозое. Подавляющее большин­ ство фораминифер — морские стеногалиниые организмы, ведущие донный образ жизни (бентос) на глубинах до 100—200 м. К бентальным относятся более 98% известных форм фораминифер, хотя приспособившиеся к планктонному образу жизни представители рода Globigerina дают популяции огромной численности. С глуби­ ной 1000—2 000 м и более среди остатков фораминифер постепен­ но возрастает роль раковинок планктонных глобигерин, погружаю­ щихся после их смерти на дно (глобигериновые илы).

К о р а л л ы . Скелетные части кораллов (класс Anthozoa), отно­ сящихся к типу кишечнополостных (Coellenterata), широко рас­ пространены в карбонатных породах. Часто они являются породо­ образующими организмами, слагающими известняки рифовых мас­ сивов. Структура скелетных частей обычно микрокристаллическая или тонкофибровая. Палеозойские кораллы (подклассы Tabulata и Rugoza) имели, по-видимому, кальцитовый состав. Мезозойские и более молодые кораллы (подкласс Hexacoralla) — существенно арагонитовые, что выражается в их интенсивной перекристаллиза­ ции с потерей первоначальных деталей структуры. В шлифе ко­ раллы образуют крупные сетки с ячейками различной формы и размера (до нескольких миллиметров), состоящие из тонких пе­ регородок (рис. 11.6).

Рис. 11.6. Скелетные части кораллов:

а— табуляты (палеозой); б — ругозы (палеозой)

Рифостроящие, колониальные кораллы обитают на глубинах, не превышающих 40—50 м, в условиях чистой подвижной морской воды нормальной солености, хорошо прогреваемой солнцем. Ко­ раллы известны начиная с раннего палеозоя и до ныне.

С т р о м а т о п о р ы . Подкласс

Stromatoporoidea относится к

тому же типу кишечнополостных

(Coellenterata), что и кораллы.

Они обладают кальцитовым скелетом микрокристаллического строения. Остатки строматопор обычно встречаются вместе с остат­ ками кораллов, совместно с которыми они принимали участие в строительстве рифовых массивов. В шлифах они выглядят в виде серии волнистых днищ, соединенных поперечными перегородками (рис. 11.7, а). Строматопоры известны с кембрия. Они слагают рифовые массивы в силлурийских и девонских известняках. В верхнем палеозое распространены значительно меньше, в мезозое наблюдается новый расцвет и обновление форм; в конце мела стро­ матопоры вымирают.

Рис. 11.7. Скелетные части:

а — строматопор (кембрий—мезозой); б — мшанок (ордовик—ныне)

Мш а н к и . К типу мшанок (Bryozoa) принадлежат колониаль­ ные, преимущественно морские, реже пресноводные животные, ве­ дущие прикрепленный образ жизни. Скелет мшанок сложен каль­ цитом и имеет тонковолокнистое строение. По форме обломки ске­ лета мшанок в шлифах имеют разнообразный вид; но для них всегда характерно ветвистое сетчато-ячеистое строение. Обломки мшанок обычно обладают довольно крупными закономерно распо­ ложенными округлыми или овально-вытянутыми отверстиями (рис. 11.7, б). Мшанки могут быть породообразующими организ­ мами. Известны с ордовика до настоящего времени. В большинст­ ве случаев это обитатели прибрежного мелководья.

И г л о к о ж и е — морские одиночные животные, ведущие сво­ бодный или прикрепленный образ жизни. Относятся к типу ЕсЫ* nodermata. Наиболее распространены морские лилии, или крипоидеи (класс Crinoidea), и морские ежи (класс Echinoidea). Харак­ терным признаком иглокожих является то, что отдельные скелет­ ные части их (членики и чашечки морских лилий, иглы и щитки морских ежей) представляют собой монокристаллы кальцита тон­ копористого строения. При повороте столика микроскопа они по*

гасают целиком, как один кристалл. Форма члеников криноидей в поперечных разрезах круглая или пятиугольная, в продольных раз­ резах — прямоугольная (рис. 11.8). В центре часто виден канал. Иглы морских ежей в поперечных разрезах круглые или зубчато­ круглые с довольно сложным сетчато-радиальным строением.

и

5

Рис. 11.8. Разрезы:

 

а — члеников морских лилий (ордовик—ныне);

б — игл морских ежей

(ордовик—ныне)

 

Иглокожие известны с палеозоя и до ныне. Криноидеи — при­

крепленные животные, ведущие донный

образ жизни (бентос),

так же как и морские ежи. Однако последние являются свободно передвигающимися. Большая часть криноидей — мелководные жи­ вотные. В настоящее время наиболее распространены на глубинах

100—300 м.

 

породообразую­

Обломки члеников криноидей могут являться

щими, слагая пласты

крнноидных известняков

(les calcaires а

entroques — фр.).

м о л л ю с к и . Обломки раковин брахиопод

Б р а х и о п о д ы и

и моллюсков (пелециподы, гастроподы и др.) широко распростра­ нены не только в карбонатных, но и в песчано-алевритовых поро­ дах. Как правило, они образуют более или менее значительную часть биогенного детрита, но иногда формируют пласты известня­ ков, целиком сложенных створками раковин и их обломками. Фор­ мы обломков раковин брахиопод в шлифах могут быть очень по­ хожи на обломки пелеципод, хотя последние относятся к моллюс­ кам (класс Lamellibranchia).

Раковины брахиопод состоят из кальцита грубоволокнисто­ призматического строения, обладающего волнистым погасанием. Пучки тонких призм при этом располагаются под углом к поверх­ ности раковин и друг к другу. Пелециподы имеют обычно арагонитовую раковину. Арагонит в породах легко переходит в кальцит, образующий неправильные кристаллические агрегаты, что позво­ ляет среди похожих разрезов раковин, имеющих вид вытянутых, слегка изогнутых палочек млн «саблевидных» обломков (рис. 11.9),

различить разрезы раковин брахиопод и обычно перекристаллизованные разрезы раковин пелеципод.

0,5 мм

а

в

Рис.

11.9. Разрезы:

а — створок раковин брахиопод; б

— перекристаллизованных пелеципод (кемб­

 

рий—ныне)

В качестве исключения необходимо отметить, что у некоторых родов пелеципод (Ostrea, Pecten, Inoceramus) раковина кроме внутреннего перламутрового слоя состоит из кальцита, имеющего крупнопризматическое строение, причем кальцитовые призмы рас­ положены перпендикулярно к поверхности раковины, которая в связи с этим легко дробится па отдельные призмы. Во многих верх­ немеловых известняках такие кальцитовые призмы ииоцерамов, обладающие монокристаллическим строением, образуют более или менее значительные скопления.

Раковины гастропод (класс Gastropoda, тип Mollusca) также в основном арагонитовые, легко переходящие в агрегаты неправиль­ ных кристаллов кальцита. В шлифе они определяются лишь по ха­ рактерной форме, следы которой сохраняются в случае заполнения полостей раковин каким-либо инородным материалом (глаукони­ том, глинисто-алевритовой массой и т. п.).

Обломки раковин брахиопод и пелеципод присутствуют в поро­ дах начиная с нижнего палеозоя до настоящего времени. Однако для брахиопод временем максимального расцвета является палео­ зой, тогда как численность видов пелеципод увеличивалась с мезо­ зоя по настоящий день.

Условия существования брахиопод и моллюсков самые разнооб­ разные: морские глубоководные, мелководно-прибрежные и пресно­ водные континентальные (пелециподы). Динамика среды влияет на массивность, толщину раковин. Грубые, толстые раковины и их обломки указывают на мелководные условия. Тонкие, целые рако­ вины могут характеризовать более спокойные условия осадконакопления. Большинство брахиопод вело прикрепленный, донный образ жизни, преимущественно в мелководной зоне моря, хотя многие опускались на значительные глубины. Основная масса пе-

леципод относится к бентосу и ведет зарывающимся или йолузарЫвающийся образ жизни. Часть прикрепляется к твердому субстра­ ту, многие передвигаются с помощью ноги, иногда свободно лежат

на дне, некоторые плавают на короткие расстояния,

выталкивая

воду из мантийной полости.

меньше 1 мм)

О с т р а к оды (Ostracoda) — мелкие (обычно

ракообразные, относящиеся к типу членистоногих

(тип Arthropo-

da), обладают тонкой двустворчатой кальцитовой

раковинкой.

Створки имеют микрофибровое строение. Отдельные фибры, чрез­ вычайно тонкие, располагаются перпендикулярно створке ракови­ ны. При вращении столика микроскопа в достаточно толстых створках наблюдается волнистое погасание кальцита. Иногда вид­ на перекристаллизация всей раковинки вместе с полостью в один монокристалл кальцита миндалевидной формы. Остракоды появи­ лись в палеозое и существуют до ныне. Могут являться породооб­ разующими, формируя остракодовые известняки. Ведут как планк­ тонный, так и бентальный образ жизни, некоторые зарываются в ил. Обитают в морских и пресноводных бассейнах.

Растительные организмы. К о к к о л и т о ф о р и д ы — мелкие плавающие водоросли семейства Coccolithaceae. Каждый организм состоит из клетки, покрытой кальцитовыми пластинками, размер которых изменяется от 2 до 10—20 мкм. Микроскопические рако­ винки кокколитофорид широко представлены в современных океа­ нических осадках, слагая вместе с глобигеринами основную массу карбонатных илов в осадках океанов умеренных и тропических широт.

Остатки планктонных морских водорослей Coccolithaceae яв­ ляются важной составной -частью многих микрокристаллических меловых известняков, особенно писчего мела. Они обнаруживаются главным образом при изучении соответствующих пород с помощью сканирующего электронного микроскопа.

Представители семейства Coccolithaceae появились в юре и достигли бурного расцвета в верхиемеловое время.

Ка л ь ц и т ,

о б р а з у ю щ и й

м и к р о в о д о р о с л е в ы е

с т р у к т у р ы

(включая онколиты).

Многие микроскопические

сине-зеленые водоросли — цианофиты не обладают кальцитовым скелетом. Тем не менее они играют важную роль сейчас и на протя­ жении всей геологической истории Земли в осуществлении процес­ са карбопатонакопления. Сине-зеленые водоросли являлись, повидимому, одними из первых организмов, заселявших морские во­ доемы Земли еще в альгонское время. Изучение современных представителен этого семейства позволило сконструировать модель процесса, приводящего к образованию карбонатных осадков в ре­ зультате жизнедеятельности бесскелетных микроскопических во­

дорослей.

Цианофиты способны поселяться на любых основаниях — от твердого субстрата до свежеотложенпых илистых осадков. Отдель­ ные клетки водорослей, активно поглощая из окружающей во­ ды С02, создают в зоне своей мембраны микрогеохимическую сре­

ду, резко обедненную СО2, что приводит к смещению карбонатного равновесия СаС0 з+Н 20 + С 0 2 ^ С а(Н С 0 з)2 влево и выделению на поверхности клетки микроскопических кристалликов кальцита. Так как этот процесс идет в миллиардах водорослевых клеток, по­ крывающих слизистым слоем дно бассейна, происходит образова­ ние микроскопической пленки СаС03 на поверхности дна.

По мере замены одних поколений водорослевых клеток други­ ми процесс продолжается, приводя к образованию тонкослоистых корок и слоистых карбонатных образований иногда значительной мощности (сантиметры и метры). Наблюдения за развитием современных водорослевых пленок в районе Багамских островов в Карибском море показали, что не меньшее значение для образо­ вания карбонатных «водорослевых» осадков имеет улавливание слизистой поверхностью водорослевых пленок мельчайших кальцитовых частиц, кристаллизующихся из морской воды в условиях ее пересыщения СаС03 и переносимых волнением и течениями.

В результате жизнедеятельности таких водорослей происходит накопление биохемогенного кальцита, образующего водорослевые неясноволнистослоистые корки и подушки, называемые стромато­ литами (рис. 11.10). Водоросли, поселяющиеся на свободно лежа­ щих на морском дне зернах и обломках различной природы, обво­ лакивают их кальцитовыми корочками. Наиболее активный их рост при этом идет на верхней поверхности обломков. При их слу­ чайном переворачивании волнением рост кальцитовых корок про­ должается на обратной стороне. В результате формируются псевдоконкреционные субсферические, или уплощенные, образования водорослевого кальцита размером от 1—2 мм до 1—2 см. Такие образования называются онколитами (см. рис. 11.10).

Строматолитовые постройки, имеющие водорослевое происхож­ дение, обнаружены в известняках (от докембрийских до современ-

Рис.

11.10. Строматолит (а) и онколиты (б) на дне моря; структу­

ра

водорослевого пелитоморфного кальцита под микроскопом (в)

Образование оолитов связано с кристаллизацией кальцита (арагонита) в прибрежно-мелководных частях морских бассейнов в условиях жаркого, часто сухого климата. Прогрев морской воды на мелководье и ее сильное испарение приводили к пересыщению раствора карбонатом кальция. В этих условиях любые плававшие в воде или перемещавшиеся по дну частицы являлись зародышами кристаллизации карбоната, образовывавшего вокруг них концен­ трические слои. Как правило, оолиты имеют размеры 0,5—1,0 мм.

Образования концентрического строения, размер которых пре­ вышает 1—2 мм, называют пизолитами. Чаще всего они имеют во­ дорослевую природу и представляют собой онколиты.

Скопления оолитов, перекрытые более молодыми осадками, дают начало пластам и пачкам оолитовых известняков. Так как оолиты образуются в условиях высокоподвижпых вод, топкодис­ персный кальцит (арагонит) вымывается из них, и после накопле­ ния оолиты цементируются кристаллическим кальцитом. Когда движениями воды (течениями) оолиты переносятся в более спокой­ ные участки бассейна, они могут погружаться в карбонатный ил. Частички известкового ила при изменении гидродинамики бассейна могут вноситься в промежутки между оолитами. В таких случаях заполнителем пустот, цементирующей массой оолитового извест­ няка становится микрокристаллическая масса кальцита.

Пеллеты, комки и сгустки

П ел лет ы представляют собой фекальные комочки округло­ вытянутой или овальной формы, образующиеся при переработке илов различными организмами — илоедами (червями, пелециподами, гастроподами, крабами и др.) * Размеры фекальных пеллет достаточно разнообразны; они меняются от 0,03—0,04 до 0,14— 0,16 мм. Однако в пределах одного слоя они, как правило, одина­ ковые. Известны современные осадки, в которых фекальные комоч­ ки слагают от 50 до 90% всей массы осадка. В известняках различ­ ного возраста описаны слои, значительная часть которых сложена мелкими овальными образованиями с четкими очертаниями, со­ стоящими из микрокристаллического или пелитоморфного кальци­ та. Масса таких овальных комочков погружена обычно в микроили яснокристаллический кальцит. Большинство исследователей рассматривают такие известняки как скопления фекальных пеллет (см. рис. 11.11).

Комки . В ряде случаев в известняках наблюдаются скопления комочков, образованных микрокристаллическим кальцитом, округ­ лой или неправильной формы, различного размера, обладающих четкими очертаниями, которые не могут быть определены как фе­ кальные образования. Их происхождение может быть различным. Они образуются в результате, например, синседиментационного разрушения волнением или течениями полузатвердевщих карбонат­

* Иногда пеллетами называют не только копролиты, но и любые мелкие округлые комочки,